Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ



2018-07-06 2253 Обсуждений (0)
К ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ 4.83 из 5.00 6 оценок




АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнение № 8. Поставьте ударение в следующих словах.

Обеспечение, хвоя, вероисповедание, квартал, красивее, торты, досуг, каталог, звонит, завидно, щавель, свекла, жалюзи, баловать, ходатайство, иконопись, столяр, танцовщик, облегчить, дощатый, откупорить, газопровод, шофер, августовский, алкоголь, алфавит, аналог, атлас, безудержный, без умолку, ветеринария, документ, донельзя, драматургия, древко, дремота, исподволь, каталог, каучук, квартал, километр, кладбище, кладовая, кожух, коклюш, комбайнер, красивее, кружащий, кухонный, лассо, ломота, магазин, мальчиковый, маркетинг, маркировать, мастерски, мельком, мизерный, феномен, фетиш, характерный, хлопок, хозяева, христианин, цемент, цыган, черпать, эксперт.

 

Упражнение № 9.Расставьте ударения в следующих глагольных формах.

Принял – приняло – приняли – приняла; брал – брало – брали – брала; начал – начало – начали – начала; занял – заняло – заняли – заняло; снял – сняло – сняли – сняла; прибыл – прибыло – прибыли – прибыла.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнение № 18.Соедините пары антонимов.

1. Полезный А. Скрытный

2. Талантливый Б. Лживый

3. Искренний В. Рассеянный

4. Правдивый Г. Вредный

5. Откровенный Д. Бездарный

6. Внимательный Е. Лицемерный

7. Щедрый Ж. Прославленный

8. Враждебный З. Бережливый

9. Расточительный И. Скупой

10. Безвестный К. Дружелюбный

 

Упражнение № 19.Отметьте те словосочетания, где прилагательное употреблено в прямом значении.

1. Холодный ветер.

2. Холодный взгляд.

3. Холодный чай.

4. Ледяной простор.

5. Ледяной взгляд.

6. Ледяная вежливость.

7. Громкий выстрел.

8. Громкий крик.

9. Громкое дело.

10. Ледяная улыбка.

 

 

Упражнение № 22. Выберите из приведенных в скобках

 

 

Упражнение № 26. Выберите подходящие по смыслу слова из заключенных в скобки, учтите возможность вариантов.

1. В библиотеке он числился среди старых (абонентов, абонементов).

2. Строительство (высоких, высотных) зданий сейчас проходит очень быстро.

3. Самые (высокие, высотные) дома находятся в новых кварталах города.

4. В телефонной книге имеется алфавитный список (абонентов, абонементов).

5. Туристам (представлена, предоставлена) возможность осмотреть многие исторические памятники города.

6. По случаю дождя все мы (одели, надели) непромокаемые плащи.

7. Девушка выбрала в магазине оригинальный браслет и (надела, одела) его на руку.

8. Стало холодно, и отец (надел, одел) на сына свой пиджак.

9. У больного было взято для анализа немного (костного, костяного) вещества.

10. В толпе старик выделялся своей крепкой (костистой, костлявой) фигурой.

11. В комнату вбежал (соседский, соседний) сын, маленький мальчик.

12. Новая школа построена недалеко отсюда в (соседней, соседской) деревне.

13. Проблема эта серьезная и требует (особого, особенного) изучения.

14. Доносились (далекие, дальние) раскаты грома.

15. Воду на даче не приходилось брать уже из (дальнего, далекого) колодца.

 

Упражнение № 30. Подберите к иноязычным словам синонимы русского языка.

Ориентироваться, фиктивный, инициатор, доминировать, информировать, варьировать, фиксировать, анкета, корректив, базировать, аномалия, реанимировать, дилетант, деградировать, симуляция, дефект, нюансировать, индифферентный, дезинформация, брокер, амбиция, ажиотаж, дифирамб, катаклизм, легитимный, ноу-хау, панацея, авторитет, аккумулировать, андеграунд, бартер, бренд, гастарбайтер, грант, дебют, дефилировать, дилер, инаугурация, креативный, лизинг, менеджмент, меценат, оппонент, пиар-акция, пресс-релиз, спичрайтер, спонсор, тендер, холдинг, электорат.

Упражнение № 34. Определите характер ошибок в следующих предложениях.

1. Мы провели в нашем районе форум доярок. 2. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. 3. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. 4. В этом тексте выступления много дефектов. 5. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель. 6. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище. 7. Завод вышел на орбиту плана. 8. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. 9. Хоккейная команда потерпела фиаско.

 

Упражнение № 44.Объясните, почему следующие сочетания являются плеоназмами.

Квартал домов, промахнуться мимо, народный фольклор, сто рублей денег, смелый риск, военная оккупация, в мае месяце, незаслуженная клевета, пропадают зря, пятьдесят человек солдат, своя автобиография, промышленная индустрия, период времени.

 

 

Упражнение № 46.Устраните тавтологию.

1. В прошлом году выдался неурожайный год.

2. Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса.

3. Сегодня у нас в гостях гость из Японии.

4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон.

6. На территории собора были найдены интересные находки.

Упражнение № 47.Проанализируйте ошибки в предложениях, устраните их.

1. В декабре месяце было 6 самовольных прогулов.

2. В аудитории собралось 26 человек студентов.

3. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?

4. Это его единственная ахиллесова пята.

5. Говорил, бурно жестикулируя руками.

6. Участники творческой экспедиций рассказали о перспективах на будущее.

7. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

8. В этом году они закончили университет и получили высшее образование.

 

Упражнение № 48.Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

1. Стая А. Верблюдов

2. Табун Б. Коров

3. Караван В. Любопытных

4. Отара Г. Демонстрантов

5. Косяк Д. Овец

6. Стадо Е. Рыбы

7. Толпа Ж. Пчел

8. Колонна З. Голубей

9. Рой И. Лошадей

10. Группа К. Туристов

 

Упражнение № 49. Устраните в предложениях двусмысленность и нелепость, связанные с неправильным употреблением личных местоимений.

1. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была сильно натоплена (бедная девушка!).

2. Отец умер, когда ему было девять лет.

3. Народ не знает, против кого бороться, они не знают, кто их главный враг.

4. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

5. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

6. За дорогой на вершине холма – хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.

7. Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его (какой ужас!).

8. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.

 

 

Упражнение № 53.Вставьте в данные предложения глаголы одеть / надеть.

1. Музыкант ... чехол на гитару.

2. На мебель были ... чехлы.

3. Девчонка … куклу.

4. Слесарь … хомут на трубу.

5. Муж жену …, как принцессу.

6. Космонавт … скафандр.

 

 

Упражнение № 56.Укажите причины возникновения логических ошибок в приведенных ниже предложениях (несоответствие действительности, нарушение порядка слов, неправильное соединение предложений или их частей и др.).

1. Широко распахнув двери, в комнату вбежала девочка лет двенадцати. Но она мне сразу понравилась.

2. День был жаркий, но ярко светило солнце.

3. Управляемые определения находим в анализируемых рассказах, которые выражены формами предложного падежа с предлогами.

4. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта.

5. Прохоров не только знает воровское арго, но оно помогает ему лучше понять психологию преступника, его настроение.

6. Мы внимательно слушали справедливую критику мастера цеха.

7. Много вводных конструкций в предложении определяют их содержание.

8. Сидя на диване, Коля читал книгу, задумчиво уставившись в потолок.

9. Книги у меня лежат справа, а свет слева.

10. Удар нанесен тупым орудием, возможно головой.

11. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

12. Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо.

13. На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот.

14. Старуха Изергиль была гордая и неприступная, как танкист.

Упражнение № 57.Проанализируйте ошибки в предложениях, устраните их.

1. Больные, не посещавшие поликлинику три года, выкладываются в архив.

2. Требуются рабочие по выпечке хлеба и безалкогольных напитков.

3. Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток.

4. Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете).

5. Дети до пяти лет проходят только на руках.

6. Клюв лесного голубя не отличается от городского голубя.

 

Упражнение № 58.Найдите в предложениях ошибки и исправьте их. Укажите тип ошибки.

1. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 2. Доставка груза по бездорожью производится вертолетом. 3. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 4. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 5. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 6. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 7. День рождения начнется в три часа. 8. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 9. За год учебы мы потеряли шесть студентов. 10. Продавца можно подобрать и в самом поселке. 11. Наша задача – добиться увеличения овец в колхозе. 12. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты на стоклеточной доске. 13. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего времени. 14. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 15. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнение № 59. Подберите определения к словам.

Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди, судья, визави.

Упражнение № 61.Допишите окончания, определив род существительных.

Широк... амплуа, официальн... коммюнике, модн... караоке, кратк... резюме, крепк... кофе, вкусн... салями, модн... сабо, рыбн... филе, разнообразн... меню, трудн... хинди, московск... эскимо, тёпл... джерси, строг... табу, красив... метро, свеж... кольраби, шотландск... виски, хрустальн... бра.

 

Упражнение № 62. Вставьте пропущенные буквы, объясните, чем вы руководствовались, выбирая ту или иную форму.

1. Юманите обратил...сь с призывом принять участие в выборах. 2. Перу был... одн... из первых жертв испанских конквистадоров. 3. Когда актер снял огромные круглые очки и надел небольш... пенсне, лицо его словно преобразилось. 4. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... доктором Заменгофом. 6. Дв... колибри привлекл... внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн... Сухуми. 8. На окнах висит красив... дорог... тюль. 9. Эт... шампунь предназначен... для окрашенных волос. 10. В зале сидит компетентн... жюри. 11. Отличник гордится св... табел... . 12. На озере плавает черн... лебедь. 13. Лицо дамы скрывает густ... вуаль. 14. У стены стоит черн... рояль. 15. Я долго греб веслами, отчего на руке вздул... огромн... мозоль.

 

Упражнение № 63. Раскройте скобки, употребляя существительные в нужном падеже.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан) доставляют в специальных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опенок) хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 6. Из всех (кушанье) больше всего гостям понравились пироги с зеленым луком. 7. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных (сапог). 8. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки. 9. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 10. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 11. Хозяевами многих (дупло) стали пчелы и осы. 12. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника. 13. Осенью всегда бывает много (свадьба). 14. Иван Андреевич Крылов написал много (басни). 15. На Черном море много песчаных (побережья). 16. Я встала, сняв ребенка с (колени). 17. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 18. Сколько (доли) от наследства ты получил?

 

 

Упражнение № 68.Вставьте нужное окончание.

1. Мы рассматривали художественные образ..., созданные Л. Толстым. В углу комнаты висели образ... .

2. Туристические лагер... расположились по берегу. Различные политические лагер... участвовали в митинге.

3. Утерянные пропуск... можно спросить на вахте. Пропуск... занятий без уважительной причины влияют на оценку.

4. Различные географические пояс... пересекают нашу страну. Нарядные пояс... дополняют костюмы.

5. Яркие тон... характерны для картин Рериха. Тон... сердца глуховаты.

6. Учител... школы собрались на педсовет. Нашлись учител... и в этом недостойном деле.

7. Август. Зреют хлеб... . Хозяйка вынула из печи румяные хлеб... .

8. Яркие цвет... вам к лицу. Цвет... украсят любой интерьер.

 

Упражнение № 75. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Предложите правильный ответ.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше.

4. Вчера ты был менее весел.

5. Этот костюм мне менее велик, чем тот.

6. Алена гораздо красивше Татьяны.

7. Такой зонт более женский, чем мужской.

8. Надо вести себя скромнейше и простее.

9. Он из нас был самый честнейший.

10. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

11. Надо находить самые наилучшие пути для повышения успеваемости.

12. Ваш вариант оказался более приемлемее, чем наш.

13. Петров оказался в более лучшем положении.

14. Автобус начал двигаться несколько побыстрее.

15. Здесь мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой.

16. Мы решаем наиболее сложнейшую задачу.

17. В этом случае мы получили даже несколько более лучшие результаты.

 

Упражнение № 80. Раскройте скобки, употребив существительные и числительные в нужной падежной форме.

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 (пассажир).

2. Библиотека пополнилась в этом году 570 (книги).

3. Если к 289 прибавить 5 от 312, то получится... .

4. Фруктовый сад разбит на 590 (гектары).

5. Лагерь находился в 342 метрах от вулкана.

6. Остановку сделали на 237 километре.

7. В 2005 году я окончил университет.

8. В 2000 году я окончил школу.

9. Из намеченных 347 домов введено в эксплуатацию только 250.

10. Наша база находилась в 842 км от города.

11. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 км.

12. Из 934 (выпускник) нашего курса на встречу приехали около 750.

13. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве.

14. В 1973 году и произошло это печальное событие.

15. Царь Леонид с 300 (спартанец) прикрывал отступление греческих войск.

 

Упражнение № 87.Устраните двусмысленность, возникающую из-за неправильного употребления местоимений свой и себя.

Образец: Профессор попросил студента прочитать свою статью (эта статья принадлежит профессору или студенту?) =>Профессор попросил, чтобы студент прочитал ему свою статью (статья принадлежит студенту).

1. Он попросил друга принести свои рассказы.

2. Мать попросила дочь выгладить свое платье.

3. Режиссер попросил актера повторить свои слова.

4. Он предложил приятелю прочитать свои стихи.

5. Офицер приказал солдату показать свою карту.

6. Больной попросил сестру налить себе воды.

7. Я должен поздравить вас с защитой своей диссертации.

 

 

Упражнение № 89.Вставьте вместо точек слово с корнем – -лож- или –лаг-.

1. Ну, …карту!

2. Не … ноги на стол!

3. Все …-ся удачно.

4. Я всегда все на место … .

5. Ты обычно куда калькулятор … ?

6. Быстро … все вещи в шкаф!

7. В горах снег ... -ся рано.

8. Куда ты мою книгу … ?

9. Куда можно вещи ... ?

10. Здесь кирпичи можно … в один ряд.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Упражнение № 92. Исправьте ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.

1. За животного можно не беспокоиться. 2. Таня с куклой гуляют. 3. Вы бледная. 4. Много студентов оканчивают ежегодно наш институт. 5. В университете Ломоносов боролся против чужеземцев за развитие русской науки, ее разных направлений, которые ему всячески мешали.

 

Упражнение № 93. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 4. Началась подготовка по проведению выборов. 5. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 6. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 7. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 8. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 9. Аспирант должен представить отчет в проделанной работе. 10. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 11. Тютчев не мог противостоять перед обаянием Елены Денисьевой.

 

Упражнение № 95.Исправьте ошибки. Проверьте себя.

1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне.

2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.

4. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

5. Приведенные примеры говорят за возможность применения этого метода.

6. Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой.

7. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега.

8. Нами уделяется много внимания на развитие производства.

9. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск.

 

Упражнение № 96.Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже.

Согласно (устав, постановление правительства, указ президента).

Рецензия (книга, статья, спектакль).

Отзыв (диссертация, монография, работа).

Точка зрения (события, происходящее).

Анонс (спектакль, гастроли).

Заведующий (кафедра, отдел, детский сад, магазин).

 

Упражнение № 97.Составьте словосочетания, раскрыв скобки.

1. Сбор и обмен (информация).

2. Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса).

3. Установка и уход (оборудование).

4. Познакомить и распространить (текст постановления).

5. Помогать и заботиться (ветераны завода).

 

Упражнение № 98.Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.

1. … (находчивость) командира полк одержал победу.

2. … (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.

3. Зимой … (сильные холода) занятия в школах были прерваны на несколько дней.

4. Прогулка не состоялась … (сильный дождь).

5. …(совет) учителя стенгазета стала интереснее.

6. …(ожидание) рыба ловилась хорошо.

7. Принимайте лекарства …(предписание врача).

8. …(ожидания) наша сборная не заняла призовое место.

9. Первая очередь жилых домов была сдана в эксплуатацию … (график).

10. Влажную уборку помещений следует проводить ежедневно … (приказ директора).

 

Упражнение № 99.Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.

1. Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

2. Это качество учеников воспитывали в школе.

3. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

4. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни в деревне.

5. Читатель просит объяснить о роли литературы.

6. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.

7. Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.

8. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.

9. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.

10. А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

11. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

12. Поэт воспевает о преданности Родине.

13. Нужно проявлять большую заботу к детям.

14. Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

15. Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.

 

Упражнение № 105.Выберите правильную форму сказуемого

1. Часть абитуриентов оказал...сь выпускниками московских школ.

2. Большинство туристов решил... не дожидаться помощи.

3. Часть депутатов отвергл... законопроект.

4. Ряд важных проектов был... заморожен... .

5. Ряд специалистов МЧС еще вчера прибыл... в зону бедствия.

6. В селе жил... большинство местных избирателей.

7. Ряд депутатов вчерашнее заседание бойкотировал... .

8. Часть книг, журналов и газет был... списан... за ненадобностью.

9. Несколько многодетных семей получ...т новые квартиры в этом году.

10. Немало людей полага...т, что отменять смертную казнь в России рано.

11. Несколько телевизоров стоял... упакованными посредине комнаты.

12. Ряд банков сумел... встроиться в послекризисную экономику.

13. При появлении спортсменов полстадиона встал... и зааплодировал... .

14. До финиша дошл... только четверо марафонцев.

15. Семеро студентов получил... зачет.

16. У меня за год сломал...сь двое часов.

 

Упражнение № 106.Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота, заменив его придаточным предложением.

1. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

2. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.

3. Посмотрев на проблему в другой плоскости, к нам пришло удачное решение.

4. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

5. Промотав состояние, ему нечего было оставить своим детям.

6. Протрезвившись, его отпустили домой.

7. Возвращаясь домой, мне было скучно.

 

Упражнение № 108.Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота, превратив деепричастие в существительное.

Образец:Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. => После окончания экскурсии в ресторане нас ждал обед.

1. Прочитав вторично реферат, мне думается, он нуждается в доработке.

2. Прочитав пьесу, предо мной возникли образы персонажей.

3. Проведя обратную операцию, собака стала сама собой.

4. Все это было сделано, подъезжая к деревне.

5. Спустившись в метро, вам представляется совершенно другая картина.

6. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.

 

Упражнение № 110.Укажите правильный порядок слов в предложении.

1. Нефрит носят как средство от подагры в браслете.

2. Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое похолодание и гололед.

3. Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием.

4. Произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина с участием понятых.

5. Детский сад принимает детей после капитального ремонта.

6. Ваше настроение поднимет тесто «Белла».

7. Общественность широко готовится отметить юбилей города.

8. На новогодней елке запрещено одевать в костюмы детей из марли.

 

 

ГЛОССАРИЙ

К ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Автобиография – это документ, содержащий сведения об основных событиях личной, трудовой и общественной жизни. Представляется в числе прочих документов при поступлении на работу, в учебное заведение и т.д., пишется от первого лица.

Аллегория (иносказание) – это выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – в образе Зайца.

Аллитерация– это повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков. Например, «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона» (С.А. Есенин).

Анафора – это единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Например, «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид» (А.С. Пушкин).

Аннотация – это краткая, сжатая характеристика какого-либо издания (книги, статьи, сборника) с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация отвечает на вопрос, о чем говорится в первоисточнике. Она дает читателю общее представление о незнакомой ему публикации, помогая в поиске и отборе нужной информации. Структурно аннотация состоит из двух частей: библиографического описания и текста аннотации. Библиографическое описание дает информацию о произведении печати в соответствии с ГОСТом (автор, название, место издания, издательство, год издания).

Антитеза – это противопоставление контрастных образов. Например, «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» (пословица).

Антономазия– это троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного: донкихот, донжуан. Например, «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С. Пушкин).

Ассонанс – это повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Например, «Одну молитву чудную твержу я наизусть» (М.Ю. Лермонтов).

Богатство (разнообразие) речи – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющее оптимально передать мысль. Речь считается тем богаче, чем шире используются в ней разнообразные средства и способы выражения одного и того же содержания, чем реже повторяется одна и та же языковая единица.

Варианты нормы – это формальные видоизменения одной и той же языковой единицы, обнаруживаемые на разных уровнях языка (фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Вариант нормы представляет собой переходную ступень от одной к другой языковой форме.

Выразительность речи– это свойство сказанного или написанного слова своей формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. В основе выразительности лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного, обыкновенного, хорошо знакомого и потому не привлекающего внимания в данной ситуации общения, стиле, жанре. Она может быть произносительной, акцентологической, лексической и словообразовательной, морфологической и синтаксической, интонационной и стилистической.

Гипербола – это художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например, «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский).

Градация – это цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. Например, «Не жалею, не зову, не плачу» (С.А. Есенин).

Грамматические (морфологические и синтаксические) нормы – это общепринятое и обязательное употребление форм слов и синтаксических конструкций.

Диалог– это речь, каждое высказывание которой представляет собой реплику, адресованную непосредственно собеседнику, в диалоге они бывают относительно краткими. Если в обмене репликами участвуют более двух собеседников, то такой диалог называется полилогом.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, выяснение истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать свою точку зрения. Дискуссия чаще всего готовится, но может возникнуть непредвиденно и быть неподготовленной. Основным логическим элементом дискуссии является тезис или тема, которые доказываются участниками спора.

Доверенность– это документ, которым одно лицо уполномочивает другое получить от его имени деньги, ценности или произвести юридическое действие.

Доклад– это публичное сообщение, представляющее собою развернутое изложение на определенную тему. Научный доклад может представлять собой сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Научное сообщение содержит объективно новые сведения.

Докладная записка – это документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий об имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе.

Инверсия– это нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Например, «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А.С. Пушкин).

Ирония – это троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Например, «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).

Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и грамматике норм и правил литературного языка.

Конспектирование– это процесс мыслительной переработки и записи читаемого или аудируемого текста, с помощью которой может быть восстановлена полученная информация.

Культура русской речи– это 1) лингвистическая наука; 2) прикладная учебная дисциплина, целью которой является совершенствование культуры речевого поведения.

Курсовая / дипломная работа– это творческое, самостоятельное научное исследование студентов. Они относятся к разряду учебно-исследовательских работ и являются лишь первой ступенью к научно-исследовательской деятельности, поскольку в основе курсовой / дипломной работы лежит моделирование уже известных решений. Выполнение такой работы свидетельствует главным образом о том, что автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Лексические нормы– это нормы словоупотребления, которые определяют правильность выбора слова из ряда слов, близких ему по значению или по форме, употребление его в тех значениях, которое оно имеет в языке, уместность его использования в определенной ситуации общения.

Литературный язык– это высшая форма национального языка, в нем накапливаются и закрепляются культурные традиции народа, выражающиеся в словесной форме. Литературный язык – строго нормированная форма общенародного языка. Нормированность означает кодифицированность (кодификация – это отражение нормы в грамматиках, словарях и справочниках).

Литота– это художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например, «Ваш шпиц. Прелестный шпиц, не более наперстка» (А.С. Грибоедов) или «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах – а сам с ноготок!» (Н.А. Некрасов).

Личное заявление– это документ, в котором излагается просьба лица, имеющего либо желающего иметь отношения с государственным, коммерческим учреждением или организацией.

Логичность речи – это коммуникативное качество, которое предполагает умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять высказывание.

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, скрытое сравнение. Например, «И золотеющая осень Листвою плачет на песок» (С.А. Есенин) или «Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег» (С.А. Есенин).

Метонимия – это перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.). Например, «Шипенье пенистых бокалов» (А.С. Пушкин); «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит» (А.С. Пушкин); «И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).

Многосоюзие– это намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. Например, «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» (А.С. Пушкин).

Морфологические нормы – это правила, регулирующие образование форм слов разных частей речи. Например, инженеры, а не инженера; надетый, а не надеванный, выздоровею, а не выздоровлю и т.д.

Научная статья – это самостоятельное научное произведение, в котором автор излагает результаты собственного исследования по актуальной научной проблеме. Статья относится к первичным жанрам собственно научного стиля, она пишется специалистами для специалистов. Научные статьи имеют несколько разновидностей: 1) статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы; 2) собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно изложены результаты работы; 3) передовая статья; 4) историко-научная обзорная статья; 5) дискуссионная (полемическая) статья; 6) научно-популярная статья.

Научный стиль – это функциональная разновидность речи, обслуживающая одну из важных сфер человеческой деятельности – сферу науки, а также связанную с ней сферу обучения и просвещения. Главная функция научного стиля состоит в передаче научной информации, также в доказательстве ее истинности, часто – новизны и ценности. Функция доказательности проявляется в формальной структуре стиля. В некоторых разновидностях научного стиля, например, математической, аргументация нередко прямо именуется доказательством; к ним, в частности, относятся формулы, уравнения, графики и т.п. Вторичной функцией научного стиля является активизация логического мышления читателя / слушателя. Научный стиль выступает главным образом в письменной форме, но может выступать и в устной (лекция, доклад). Основными чертами научного стиля и в устной, и в письменной форме являются точность, логичность, абстрактность, обобщенность, объективность изложения. Выделяют три основных подстиля научного стиля: 1) собственно научный, 2) научно-учебный, 3) научно-популярный. Некоторые специалисты выделяют, кроме того, научно-информативный и научно-справочный подстили.

Национальный язык– это понятие, которое включает в свой состав все формы и разновидности национального языка: литературный язык, диалекты, жаргоны, профессиональные языки и т. д.

Норма литературного языка– это совокупность наиболее устойчивых, освещенных традицией языковых правил, принятых в данном обществе в данную эпоху, регламентирующих употребление языковых средств: звуков, ударения, слов, их форм, синтаксических конструкций.

Объяснительная записка– это документ, в котором изложены причины нарушения трудовой дисциплины, невыполнения задания и т. п. Она обычно составляется по требованию вышестоящего должностного лица.

Олицетворение– это троп (разновидность метафоры), состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, «Звезда с звездою говорит» (М.Ю. Лермонтов); «Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора» (Ф.И. Тютчев); «Тополя тревожно прошуршали, Нежные их посетили сны» (А.А. Ахматова).

Орфография(от греч. orthos – прямой, правильный и grapho – пишу) – это система п



2018-07-06 2253 Обсуждений (0)
К ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: К ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)