Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Николай Федоров и его философия общего дела, возможности победы над злом



2018-07-06 501 Обсуждений (0)
Николай Федоров и его философия общего дела, возможности победы над злом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Николай Федорович Федоров (1829-1903 гг.) – философ, представитель “русского космизма”. Незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина он получил блестящее образование, изучив основные европейские языки. В продолжении четырнадцати лет учительствовал в провинциальных городках России, а позже работал библиотекарем сначала в Чартковской библиотеке, а затем 25 лет в библиотеке Румянцевского музея.

Родоначальником, активно-эволюционной, космической мысли в России, был “искатель истины” Н. Ф. Федоров с его учением “общего дела”. Признав внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему усложнению и к появлению сознания, Федоров приходит к мысли, что всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений. Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция “метеорических”, космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества – “психократии” на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей познавая то, что сегодня кажется еще нереальным и чудесным.

 

Федоров – сторонник истинного коллективизма (“Жить со всеми и для всех”), направленного на общего врага всех без исключения: смерть, разрушительные стихийные силы, тут кроется источник его безграничного оптимизма: все, одушевленные высшей целью, касающейся конкретно каждого, могут невероятно много, фактически все.

 

По мнению Федорова, объединение наук должно произойти в космическом масштабе и быть прежде всего преобразовательно-деятельным: в нем практика и знание, доказанное “опытами в естественном размере”, всеобщей регуляцией, сам достигнутый несомненный результат труда становится высшим критерием истины. Лаборатории ученых распахиваются на всю природу, весь мир, углубляются в самого человека, его “физику” и психику, в тайны смерти и зла. Во всеобщую космическую науку о жизни, в том числе науку о человеке, входят все науки, так как жизнь – единая целостность, в которой все взаимосвязано. Жизнь человека затухает, по следующим причинам: стихийность среды, ее разрушительный характер, чему не может противостоять недостаточная емкость человеческого организма, то есть недостаток знания и умения, который, по мысли Федорова, может быть преодолен всеобщим познанием, трудом и регуляцией природы.

 

“Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, – пишет Федоров, – когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, только тогда он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы”.1 Федоров часто говорит о необходимости глубокого исследования механизма питания растений, по типу которого возможны перестройки и у человека. Человек должен так чутко войти в протекающие в природе естественные процессы, чтобы можно было по их образцу – но на более высоком, сознательном уровне – обновлять свой организм, строить для себя новые органы, иными словами – овладевать направленным естественным тканетворением. Эту способность человека в будущем создавать себе всякого рода творческие органы, которые даже будут меняться в зависимости от среды обитания, действия, философ называет полноорганностью.

 

Федоров упрекал интеллект человека в природном непонимании жизни. Инстинкт же, напротив, органичен, он изнутри интимно чует мир. Если бы инстинкт мог озариться сознанием, то проник бы в самые недра жизни, ведь сам он “продолжает ту работу, посредством которой жизнь организует материю”. В человеке есть неразвитые зародыши такого “инстинкта”. Это прежде всего интуиция. Через нее можно скорее и глубже если не осознать, то смутно почувствовать саму суть вещей, суть жизни. Творчество самой жизни, “органический” процесс, за счет разбуженных и развитых ресурсов интуиции, сознательное овладение тем “органосозиданием”, которое доступно “творящему стану” самой природы на уровнях инстинкта. Федоров предлагает реалистический путь преобразования законов природы, ведущий к бессмертию.

 

Основное убеждение Федорова в том, что божественная воля действует через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человека, и главная задача человека при этом – сделаться активным орудием воли “Бога отцов не мертвых, а живых”. Общий труд по овладению стихийными, разрушительными силами, восстановление уничтоженного природой “в период ее слепоты”, самосозидание и творческое преображение мироздания – это, считает Федоров, высший эволюционный, нравственный долг всех: и верующих, и неверующих.

 

Автор философии “общего дела” считает, что сама смерть, ее причины, изменения, происходящие с человеческим организмом в процессе умирания, и особенно посмертное состояние должны войти в круг изучения и эксперимента.

 

Н. Ф. Федоров не систематизировал свои идеи в научных исследованиях, а записывал на клочках бумаги. “Обладая энциклопедическими познаниями, он оказывал глубокое воздействие на всех, кто общался с ним”. Достоевский, Толстой, Соловьев испытывали его влияние. “Этот загадочный мудрец полагал, что задача, которую возложил Воплотившийся Господь на своих учеников, состоит в постепенном избавлении от разъединения, враждебности, болезни и, наконец, от физической смерти путем духовного совершенствования и научного прогресса”.

 

Н. Ф. Федоров усматривает основное зло для человека в смерти, порабощенности его силой природы, он выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель такой регуляции — воскрешение предков (“отцов”); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия он мыслит как “общее дело” человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой “вражды”. “В настоящее время, — пишет Федоров, — дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни”. Федоров утверждает, что от правильного понимания жизни следует перейти к осуществлению того, что нам открывается. Он называет свою установку “проективной”. “К истории, — пишет Федоров, — нужно относиться не “объективно”, то есть безучастно, и не “субъективно”, то есть с внутренним лишь сочувствием, а “проективно”, то есть превращая знания “в проект лучшего мира”. “Чтобы сделаться знанием конкретным и живым, философия должна стать знанием не только того, что есть, но и того, что должно быть”.

 

Федоров выдвигает идею трудового соучастия людей в спасении мира — “все должно быть преобразовано трудом”, “ничто не должно остаться для человека данным, даровым”. Федоров строил “Философию общего дела”, систему “проектной философии”, то есть философии “действия”, а не пассивного созерцания мира. Эта черта и связывает Федорова со всей русской философией, представляя в диалектике русских философских исканий определенную роль.

 

Федоров в своих проектах “общего дела” отмечает, что творчество самой жизни есть “органический процесс”, суть которого состоит в расширении интеллекта за счет разбуженных и развитых ресурсов интуиции, восполнение частичности человека, сознательное овладение тем “органосозиданием”, которое доступно “творящему стану”, самой природы на уровнях “инстинкта”.

 

Движет такой прогресс мечта о бессмертии, которая в трудах Федорова обрела достижимые очертания: впервые в истории был предложен реалистический путь опытного познания, преобразования законов природы, всеобщего труда, ведущий к победе над смертью.

 



2018-07-06 501 Обсуждений (0)
Николай Федоров и его философия общего дела, возможности победы над злом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Николай Федоров и его философия общего дела, возможности победы над злом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)