История развития электронного обучения в Великобритании.
Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Великобритании был основан Лондонский Университет (University of London).
Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для абитуриентов со всего света, независимо от того, где и каким образом они получали свое образование. Такое положение дел привело к возникновению ряда колледжей, которые предлагали курсы с обучением по почте в соответствии с программой Университета.
В 1969 г. в Великобритании указом ее величества Королевы был основан первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании. Он был назван так, для того, чтобы показать его доступность за счет низких цен и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия, получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время.
В таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада электронное обучение является практикой образовательной и трудовой деятельности, повседневной жизни.
Великобритания занимает 8 место в мире по подготовке к информационному обществу в течение многих лет. Страна вышла на 1 место в Европе по обеспечению доступа для преподавателей к информационным и коммуникационным технологиям, их компетенции и мотивации к использованию ИКТ в учебном процессе. Процент таких преподавателей составляет 60,1%. Следующий шаг – глубокое овладение новой «электронной» педагогикой (e-pedagogy) – предусмотрен правительством, как план стратегического развития образования на 2008 – 2014 гг.
В Европе дистанционное образование в основном развивается «открытыми» университетами, которые финансирует правительство. Первоначально европейская организация дистанционного обучения, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на систему заочного образования СССР. Разница заключалась лишь в том, что обучение было организовано максимально близко к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий; следовательно, не требовалось длительных отрывов учащихся от их основной деятельности/работы . Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на «тьюторов» (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинарские занятия, воскресные школы и прочее. Некоторая часть занятий была организована с использованием телевидения и радио.
Учебные заведения дистанционного образования в Великобритании.
На данный момент, в стране действуют 143 дистанционных и комбинированных (те, что сочетают элементы дистанционного и дневного обучения) программ и курсов подготовки учителей различного профиля, а также преподавателей для обучения лиц с особенными потребностями (инвалидов, людей с синдромом Дауна, людей страдающих аутизмом).
Многие британские университеты предлагают массу дистанционных программ для студентов со всего мира, которые находятся на родине.
Среди британских традиционных университетов сегодня уже сложно найти тех, кто не предлагает дистанционные программы обучения либо
курсы.
Самые знаменитые университеты, которые внедрили и широко используют дистанционную подготовку учителей:
1. Ноттингемский Университет (University of Nottingham).
2. Абердинский Университет (University of Aberdeen) - 5 последипломных дистанционных курсов.
3. Манчестерский и Бирмингемский университеты (University of Manchester and University of Birmingam).
4. Университет Напье в Эдинбурге (Edinburgh Napier University) - 7 программ.
Дистанционная программа Лондонского университета обеспечивает высокие стандарты обучения. Имеются и до дипломные, и постдипломные курсы. Свидетельство об образовании можно получить минимум за три года, максимум – за шесть. Постдипломное обучение осуществляется в течение не менее 2-ух и не более 5-ти лет.
Лондонский университет не предлагает четко установленной программы. Система переписки или консультаций, в отличие от Открытого университета, не практикуется. Пользуясь предоставленными материалами для обучения, студенты самостоятельно организуют свои занятия, по собственному усмотрению. Некоторые готовятся к экзаменам только самостоятельно, другие придерживаются учебных планов и программ, разработанных Лондонским университетом или другими колледжами и университетами.
Национальный колледж дальнейшего образования предлагает более 150-ти курсов, ведущих к получению ученых степеней, «A-levels», среднего и профессионального образования. Эти курсы пользуются популярностью среди международных студентов. Поступить на них можно в любое время; индивидуальная консультативная помощь оказывается в течение всего срока обучения.
Открытый университет (ОУ) предлагает курсы электронного обучения по программе МВА для студентов из России. Основанный в 1969 году, Открытый университет в настоящее время – самый крупный университет Великобритании, где одновременно обучается около 150 тыс. студентов. Он признан во всем мире благодаря высокому уровню подготовки студентов, эффективности дистанционных методов обучения.
В Пасхальное воскресенье 1963 года, между церковной мессой и обедом, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон написал план создания «эфирного университета». После идея ему показалась уже не настолько интересной, но премьер-министр был принципиальным человеком: «Если я сказал, что что-то должно совершиться, я сделаю так, чтобы это совершилось».
Университет замышлялся как учебное заведение для рабочего класса, где работающие люди могли бы получать образование высокого качества. Взятая с самого начала высокая планка, сегодня сделала Открытый университет престижным учебным заведением, который уважают во всем мире. Уникальная технология обучения с использованием Интернета делает Открытый университет широко аудиторной организацией. Гарольд Вильсон был бы рад узнать, что Открытый университета признан одним из самых величайших изобретений XX века.
Большая часть работающих студентов Великобритании учится в Открытом университете.
Такой спрос на обучение в университете объясняется не только отсутствием ограничений при поступлении, но и его превосходной репутацией.
Четыре года подряд Открытый университет стабильно удерживает лидерскую позицию в общенациональном опросе о качестве образования.
Открытый университет всегда идет на шаг впереди относительно других образовательных учреждений. Развивая идею доступности образования, университет начал сотрудничество с компанией Apple и теперь предоставляет свободный доступ к своим учебно-образовательным материалам через Интернет-ресурс i-Tunes U. За год совместного сотрудничества данный раздел посетили более 5 миллионов человек, и более 3,5 млн. раз аудитория iTunes U скачивала методческие материалы ОУ. Это позволяет ему входить в ТОП – 20 самых популярных разделов среди слушателей.
Успех Открытого университета имеет поистине историческое значение. Один из старейших приемников идеи обучения для занятых людей – Открытый университет Аллама Икбала в Пакистане с 1,8 млн. студентов, который начал свою деятельность в 1974. Самый молодой приемник – это Арабский Открытый университет с аудиторией в 30 тыс. студентов, был основан в 2002 году. Самый крупный – это Открытый университет им. Индиры Ганди в Индии. Самый важный – Международный институт менеджмента ЛИНК, который обучил уже более 70 тыс. российских управленцев по программам Открытого университета. Все они признают значительную роль ОУ Великобритании в основании своих учебных заведений.
Открытый Университет - лидер в области дистанционного обучения, он стремится играть ведущую роль в распространении высшего и продолженного образования в Великобритании и Европе.
Школа Бизнеса Открытого Университета (ШБОУ) – один из одиннадцати факультетов ОУ – основанный в 1983 г. специально для предоставления высококачественного образования руководителям и административным работникам, людям, практически не имеющим возможности получить традиционное образование с отрывом от основной деятельности.
Технология Открытого дистанционного образования (ОДО), создателем которой является ОУ, благодаря используемому комплексу методик и подходов оказалась особенно эффективной применительно к обучению работающих управленцев.
В настоящее время ШБОУ – самая крупная европейская школа бизнеса, в которой одновременно обучается более 30 000 человек. Менеджеры 44 стран на четырех континентах используют программы ШБОУ для повышения своей квалификации.
Открытый университет, самый крупный университет Великобритании и мировой лидер дистанционного образования, расширил систему FirstClass корпорации Open Text Corporation как базового элемента одной из самой обширной в мире виртуальной среде обучения (VLE). В результате возможности VLE повысились настолько, что система смогла обслуживать до 1 млн. пользователей в любой части мира.
FirstClass позволяет учебным организациям формировать сетевые группы для коммуникации, через которые студенты, преподаватели и администраторы получают доступ к широкому спектру возможностей, включая электронную почту, возможности регистрации, чат, совместное выполнение заданий и буфер обмена документами, размещение различной информации в сети.
В Открытом университете реализована одна из самых крупных и самых успешных в мире учебных сетей, где в настоящее время активно работают более 350 тыс. студентов и преподавателей, каждый из которых имеет собственный лицензионный доступ в FirstClass.
VLE Университета разрабатывается с целью расширить опыт электронного обучения, как для студентов, так и для преподавателей. VLE предоставляет возможности участия в совместной интерактивной работе. Обеспечивает коммуникацию и взаимодействие студентов с преподавателями, как по электронной почте, так и через мгновенный обмен сообщениями.
Дискуссионные форумы, где студенты и преподаватели могут принять участие в дискуссиях тематических групп по конкретным курсам или темам;
Сетевая доска объявлений, где для учащихся размещаются сообщения с самой важной информацией по курсу;
Дистанционный доступ к личному учебному разделу пользователя с любого компьютера, в любое время, из любой точки мира.
В Открытом Университете Великобритании в качестве СДО работает в Moodle (виртуальная обучающая среду), на доработку которой, по словам их ректора, они потратили около 2 млн. долларов. Но даже после этой доработки у них там есть далеко не все желаемые возможности, поэтому помимо ее они используют около десятка открытых веб 2.0 сервисов.
1. Platform – место для чтения статей, встречи с новыми людьми и дискуссий. Платформа открыта для всемирной аудитории. Она очень популярна среди студентов в Англии. В ней содержатся статьи про образование, блоги на эту тему, также игры, музыка, развлечения.
2. Все подкасты университета можно найти на специальном канале iTunes U. Тут есть записи по всем темам учебного плана вуза, можно подписаться на RSS канал.
3. Facebook – тут британский университет обосновался основательно. Есть группа OU UK. Там есть вся информация для абитуриентов, и много информации о том, как совместить работу и личную жизнь, обучаясь в OU UK. Там есть библиотека университета, в которой можно посмотреть свежие поступления, материалы в электронном виде, оставить заявку на прочтение книги.
Кроме обычного использования сети, британцы сами создали несколько приложений для facebook. Например, есть приложение Профиль курса – она позволяет показать друзьям, какой курс вы изучаете. С ее помощью можно найти людей, которые изучают тот же курс и установить с ними связь. Другое приложение – My OU Story – позволяет вести дневник обучение в университете по курсу или программы.
4. На YouTube есть видео-канал и страничка университета. Там есть и учебный контент и материалы, созданные студентами.
5. Twitter - публикация новостей университета.
6. Открытые курсы Open Learn..
7. Open2.NET – домашняя страница для совместных передач OU OK и ВВС.
Курсы дистанционного обучения при других высших учебных заведениях.
В прежние времена курсы ДО предлагались лишь немногими учебными заведениями. Сегодня такая форма обучения практикуется многими университетами, обеспечивая получение квалификационной подготовки продвинутого уровня. По большей части, учиться на таких курсах могут студенты из любой точки планеты, хотя некоторые доступны только учащимся определенных зарубежных школ.
Дистанционное обучение предлагается также ведущими учебными заведениями системы дальнейшего и высшего образования, а также профессиональными объединениями. В некоторых из них разработаны пакеты учебных материалов для домашнего обучения. Справочник «Open Learning Directory» предоставляет подробные сведения об учебных заведениях и предлагаемых ими программах.
Школьный округ Эссекс, второй по величине в Англии (в нем обучаются 200 000 школьников), является национальным лидером в области построения учебной среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» путем внедрения интернет технологий. Около 60 школ Эссекса подключены к беспроводному Интернету на основе стандарта 802.11b и активно используют в учебном процессе ноутбуки и мобильные тележки, предназначенные для их хранения, подзарядки аккумуляторов и перемещения из класса в класс.
В результате создания среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» департамент образования Эссекса планирует достичь следующих результатов:
Экономия до £ 48 млн. в год за счет повышения эффективности и продуктивности работы учителя.
Экономия дополнительно до £ 60 млн. (£ 290 на одного учащегося) в год за счет уменьшения кол-ва печатных учебников и домашних компьютеров и снижения необходимости индивидуальных занятий.
Уменьшение затрат за счет общего повышения успеваемости школьников.
Стремление к созданию современных образовательных средств в духе концепции электронного образования «1 ученик: 1 компьютер» наблюдается во всем мире. Среда электронного образования –образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений 21 века, таких как:
1. Медиаграммотность,
2. Критическое мышление;
3. Способность к решению творческих задач;
4. Развитие глобального мышления;
5. Коллективизм и гражданское сознание.
Знания и умения 21 века способствуют формированию у учащихся самостоятельности и развитию у них гражданских, профессиональных и лидерских качеств.