Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
М. Шолохов. «Тихий Дон», «Судьба человека». Тест.
Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон"
М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к пониманию объективного хода истории. В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей. Шолохов показал, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря, заставив читателей взглянуть на события глазами их участников. «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», — писал Шолохов. Сочетание массовых сцен, в которых дается коллективный портрет определенного социального слоя, группы в тот или иной конкретный исторический период, с изображением судеб отдельных людей, с социально-историческими экскурсами, величавыми картинами природы, насыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона» (1928— 1940). Массовые сцены, множество второстепенных и эпизодических персонажей, исторические и военно-политические отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц. Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивости исторического развития и поразительно емки по содержанию. Исторически значительные события, которые дают возможность писателю раскрыть закономерности общественного развития, являются сюжетными и композиционными узлами произведения. Исторический процесс предстает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы. Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями природы. Революция захватила все стороны народной жизни — от общественных до семейно-бытовых, личных. Шолохов показывает народ и в борьбе, и в личной жизни. Эти два плана повествования проникают друг в друга. Шолохов свободно применяет переносы действия: из куреня Мелеховых на станичную площадь, с Дона на фронты империалистической войны, в Петроград, Москву, снова на Дон, в хутор Татарский, в семейный круг Мелеховых. Героями романа стали простые крестьяне-труженики. Сила их характеров, бурная жизнь чувств, неистощимое богатство человеческого духа проявляются в трудовой жизни. В своем произведении автор поднимает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические конфликты. Поэтический мир Шолохова — мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты своей жизни, общества, истории. Частная жизнь эпического героя и есть сама история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно — отнюдь не частный факт биографии Григория Мелехова. Его жизнь представляет интерес как раз тем, что он повторяет метания донского казачества, являясь частью живой, творимой истории. Даже сугубо личное — любовь к замужней Аксинье — выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали. Если среди других эпических героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает в себе родовые черты казачества. «Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» — две основные добродетели, создающие одновременно воина и земледельца. Ими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, — своеволие, независимость в поступках и поисках истины. Поразительна сила, с которой Григорий воспринимает действительность. Замечательна быстрота ответного воздействия Григория на мир. Это самое пленительное в его образе. Ему он обязан самыми благородными поступками своей жизни. В бою, преследуемый австрийцами, он внезапно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя полевым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного. Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, бросив свою белую дивизию, чтобы «выручить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алексеевича, убийц его брата Петра. Ему присуще чувство неудовлетворенности собой. «Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал... — признается он Прохору. — Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное. У них, у обоих, свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...» Воюя, он не ищет личных выгод и боится лишь одного — погрешить против правды. Стараясь отыскать эту правду, он зорко всматривается в окружающий мир. Григорий все время оказывается перед необходимостью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни, историческую правду времени. Общенародное и — «свое», казачье; правда, существующая для всех, или - у каждого «своя правда, своя борозда» — вот вопросы, которые мучительно, неотступно встают перед героем романа. Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых повествует Шолохов в 6-й части «Тихого Дона», осложняли судьбу Мелехова, донского казачества, затрудняли выбор верного пути. Григорий отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страданиях, он не понял, не поверил ей и в конце концов оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке белогвардейских мятежей и кулацких восстаний Григорий Мелехов не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Напротив, смертельная опасность угрожает ему при аресте, и, в первый раз проявляя малодушие, Григорий спасает свою жизнь. Предупрежденный сестрой, он скрывается и затем, захваченный бандитами в лесу, принужден остаться в банде Фомина. Правды там он тоже не нашел. Его бегство с Аксиньей — последняя попытка найти свое жизненное счастье. Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире. Смерть Аксиньи — высшая точка страданий Григория. Трагическая тема романа достигает здесь небывалой высоты. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражения, ни звуки старинной казачьей песни. Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию. Образ Григория Мелехова — открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Драматическая борьба социальных симпатий и антипатий в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытывал в поле за плугом; не поколебленное годами чувство к Аксинье и холодность к Наташе, а затем любовь к ней, матери его детей; отцовская привязанность к детям — все это открывает новые и новые черты в характере Мелехова, создает образ, покоряющий правдой. Эта объемность психологического анализа — одна из характерных сторон художественного мастерства Шолохова. Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать неотвратимое будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна. Это хорошо понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса и любоваться созвездиями. В трудные минуты они припадают к земле, ищут забвения у нее. Человек, общество, природа для писателя проявления вечнотворящего движения жизни. Картина жизни неполна, если исключается хоть один из этих элементов. Тончайший поэт, улавливающий самое затаенное движение мысли, чувства, мгновенную смену их, Шолохов всегда стремился к пониманию и объяснению судьбы человеческой. Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
Главный герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григории Мелехов - трагическая фигура переломной для России эпохи Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и метание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем — попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремлением к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье невозможная по правилам общественной морали, в конце концов стала для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную волю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невозможный для казака поступок, позорящий его в глазах всего хутора Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и дороже. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий казалось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говорит о неравенстве среди красноармейцев — комиссар «весь в кожу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они — куда равенство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, разрушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чужой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы — и не жалеет о Николае II, «хреновом царе», отказавшемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение — по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о народе. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни, — это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца в черном небе. И последняя ценность его — сын, с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед будущим.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1909)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |