Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М. Шолохова «Тихий Дон)



2018-07-06 2785 Обсуждений (0)
Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М. Шолохова «Тихий Дон) 4.83 из 5.00 6 оценок




М. А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» изо­бразил характер и судьбу русского человека в траги­ческом XX веке. Писатель показал, как личность, оказываясь в потоке истории, принимает на себя всю тяжесть ее поворотов. Судьба Григория Мелехова яв­ляется основным стержнем повествования «Тихого Дона». Значительную роль в понимании характера героя и общего замысла книги играет финальный эпи­зод возвращения героя на хутор.

Григорий Мелехов долго метался между красными и белыми, но он не нашел правды ни на одной из про­тивоборствующих сторон. Везде Григорий видел толь­ко обман, жестокость, насилие, оправдания которым он не находил в мучительных своих размышлениях. Неоднократно в тяжелые моменты своей жизни Меле­хов возвращался к дому, семье как к единственной, подлинной, неоспоримой вечной жизненной ценно­сти. Возвращается к родному куреню он и в финале романа.

«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалост­ная смерть. Остались только дети»,— повествует ав­тор. К ним и направляется герой. Он надеется снова обрести хотя бы частицу давно забытого душевного покоя.

Автор наделяет своего героя необыкновенным жиз­нелюбием. «...Он все еще судорожно цеплялся за зем­лю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для дру­гих»,— говорится о Григории.

Решение вернуться домой дается Григорию нелег­ко. Похоронив Аксинью, он трое суток бесцельно ски­тается по степи, но не хочет идти на хутор с повинной. Неприкаянный и одинокий, Мелехов решает примк­нуть к дезертирам. Возвращение в банду Фомина для него неприемлемо, как неприемлемо само насилие.

Долгие скитания лишают Григория разума и бы­лой смелости. Мучимый голодом, он не решается пой­ти куда-либо к жилью. Словно одинокий волк, бродит несчастный Григорий по лесу. Горько видеть его в эти минуты. Он, как загнанный зверь, пугается треска сломанной ветки, шороха листвы, крика ночной птицы. Особенно жалким положение героя представляет­ся на фоне его прежней жизни в хуторе, когда Григо­рий показан бравым молодым казаком, смелым, кра­сивым, мужественным. Возможно, Григорий так и погиб бы от голода и одиночества, если бы его не на­шли и не взяли к себе дезертиры. Скудно питаясь не­богатой лесной пищей, он сильно исхудал и обессилел.

Дни в дезертирском логове тянулись для Григория мучительно тяжело. Тупое бездействие всегда было противно его натуре. Невыносимо оно для него и те­перь, когда он снова находится на распутье, перед вы­бором — куда идти и как жить. Григорий старается за­быться в труде, который всегда был им любим, о кото­ром он с тоской вспоминал в нелегкие моменты жизни. Однако ночью тоска все же «ядовитой змеей» заполза­ла к нему в сердце и мучила его. Григорий плакал во сне, ему снились дети, дом, хутор, родные и близкие, прежняя, навсегда утерянная жизнь. «Походить бы ишо раз по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать»,— мыслил он.

Неожиданно появившийся Чумаков зовет Григо­рия с собой «легкую жизню шукать», но Мелехов от­казывается. Он для себя уже сделал выбор. Еще неде­лю пожив с дезертирами, герой отправляется домой. Он не стал ждать весны, потому что тоска по дому, по нормальной человеческой жизни была невыносимой.

Радостное волнение охватывает Григория при виде родного дома. Вот оно, настоящее счастье, то, ради чего действительно стоит жить на свете. Возвращение Мелехова — знак возрождающейся жизни. Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки, «перешел Дон по синему... мартовскому льду, крупно зашагал к дому...». Увидев Мишатку, этот взрослый, некогда сильный и сдержанный на проявление любви к родным мужчина «еле удержался, чтобы не побежать к нему». Задыхаясь от переполняющего его сча­стья, Григорий окликнул самого родного на свете че­ловека. Он разом забыл все слова, которые готовил для встречи и которые шептал по ночам. Потрясен­ный, он мог твердить только одно — «сынок». Это было то немногое, что нужно человеку для настояще­го счастья. Григорий стоял у ворот родного дома, дер­жал на руках сына.

«Жизнь продолжается» — говорят эти строки, ведь ребенок на руках отца — символ вечной жизни. Ис­панский литературовед Вальверде справедливо ска­зал о «Тихом Доне», что «ключ произведения таится на его последней странице: Григорий оставляет поза­ди себя мир мертвых, чтобы вступить в новый этап своей жизни — и жизни вообще — неся на руках сво­его сына как единственное свое достояние».

 

Тест.

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе — полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце. В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след. Пантелей Прокофьевич поглядел, как прямится примятая Дарьиными ногами трава, пошел в горницу. На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку. — Гришка, рыбалить поедешь? — Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги. — Поедем, посидим зорю. Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник. — А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы. — Варила. Иди к баркасу, я зараз. Старик ссыпал в рубашку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе. — Куда править? — К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели. Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом. — Гребани, что ль. — А вот на середку выберемся. Пересекая быстрину, баркас двинулся к левому берегу. От хутора догоняли их глухие на воде петушиные переклики. Чертя бортом черный хрящеватый яр, лежавший над водой урубом, баркас причалил к котловине. Саженях в пяти от берега виднелись из воды раскоряченные ветви затонувшего вяза. Вокруг него коловерть гоняла бурые комья пены. — Разматывай, а я заприважу, — шепнул Григорию отец и сунул ладонь в парное зевло кубышки. Жито четко брызнуло по воде, словно кто вполголоса шепнул: «Шик!» Григорий нанизал на крючок взбухшие зерна, улыбнулся: — Ловись, ловись, рыбка, большая и малая. Леса, упавшая в воду кругами, вытянулась струной и снова ослабла, едва грузило коснулось дна. Григорий ногой придавил конец удилища, полез, стараясь не шелохнуться, за кисетом. — Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе. — Серники захватил? — Ага. — Дай огню. Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги. — Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется. — Чутно, мелочь насадку обсекает, — вздохнул Григорий. Возле баркаса, хлюпнув, схлынула вода, и двухаршинный, словно слитый из красной меди, сазан со стоном прыгнул вверх, сдвоив по воде изогнутым лопушистым хвостом. Зернистые брызги засеяли баркас. — Теперя жди! — Пантелей Прокофьевич вытер рукавом мокрую бороду. Около затонувшего вяза, в рукастых оголенных ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра. (М. Шолохов, «Тихий Дон».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Какое сословие изображает М.А. Шолохов в своих произведениях?
  Ответ:
 
B2 Укажите, кто из героев романа "Тихий Дон" проходит сложный и извилистый путь исканий правды.
  Ответ:
 
ВЗ Чего не принимает в героях романа "Тихий Дон" автор?
  Ответ:
 
B4 Какой художественный прием использует М. Шолохов в следующих строках? "Ласковым телком притупилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце". "За розовеющим, веселым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький-тоненький краешек месяца". "Аксинья пробовала уснуть, но мысли разметывали сон, как ветер копну сена".
  Ответ:
 
B5 Какое произведение Льва Толстого послужило для М.А. Шолохова образцом для создания романа "Тихий Дон".
  Ответ:
 
B6 Для чего М.А. Шолохов использует диалектную лексику в романе "Тихий Дон"?
  Ответ:
 
B7 Найдите соответствия между книгами романа "Тихий Дон" и описываемыми в них событиями: А) 1-я книга Б) 2-я книга В) 3-я книга Г) 4-я книга 1) события революций 1917 г., неудачная попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова 2) рассказ о мирной жизни казачества, начало Первой мировой войны 3) разгром Верхнедонского восстания, служба Григория Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду, распад семьи Мелехова, окончательное возвращение Григория в родной дом 4) изображение событий Верхнедонского восстания казаков против власти большевиков
B1   казачество
B2   ГригорийМелехов
B3   бессмысленнойжестокости
B4   сравнение
B5   Войнаимир
B6   созданиеколорита
B7    
           

С1. Укажите, какой смысл заключен в названии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон".

С2. Какова главная функция описаний природы в романе "Тихий Дон"? Назовите русских писателей, у которых природа играет в произведении такую же роль.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Тоска Григория, все сужающийся черный круг его жизни даны на фоне победной донской весны – с буйным разливом Дона, со сказочным цветением степи, сплошь покрывающейся фиалками и тюльпанами, с перелетными стаями птиц, с неутихающим шумом привольного ветра в затопленном талой водой обдонском лесу, с лебедями, которых видит Григорий на восходе солнца. В описаниях природы Шолохов достиг высокой степени совершенства. Описанная Шолоховым картина зримо встает перед читателем, так как строится на выразительной силе восприятия. Его образы многогранны. «Золотая дрема лунного света…» – чарующее сияние луны воспринимает Григорий, упоенный молодой радостью жизни, любви. В этом образе – и живописная красота, и лирика, и психология.

Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно, через субъективное восприятие этого мира его героями, он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав…» Томительный аромат ландыша пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: «И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь… Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо березки, сорвал ветку. «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». Можно ли представить ситуацию трагичнее этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошел к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью. На фоне надвигающейся грозы она проклинает Григория. Эта сцена предшествует её смерти. Природа вначале безразлична к тому, что должно случиться. Пейзаж нейтрален, ничто не предвещает бури, только на миг набегает тучка. Пейзаж меняется вместе с настроением самой Натальи. «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». И, наконец, когда Наталья, обратившись на восток, требует от Бога, чтобы наказал, сразил Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром…». С ужасом смотрела Ильинична на Наталью. «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты. Здесь тонко передан охотничий азарт, почти зримая панорама степных далей и на фоне степи – охотник, подкрадывающийся к осторожным птицам. Безразличная, казалось бы, к Григорию природа вдруг освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает и человеческие судьбы вообще, и особенно горькую долю самого стрелка: «…один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко шел на снижение… Гусь летел в сторону от встревожено вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Так образ сбитой птицы символически обобщает в сюжете природы судьбу Григория.

К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом. С интересом следил он «…за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой». Вряд ли случайно засияла красота тюльпана, напоминающая о жизни над «мертвым городищем». Вряд ли случайно остановил на ней взор человек, сеющий смерть. Снова возникают тюльпаны, когда Григорий уходит с бандой от красноармейских разъездов. «Срезанные лошадиными копытами, во все стороны летели, словно крупные капли крови, пунцовые головки тюльпанов. Григорий, скакавший позади Фомина, посмотрел на эти красные брызги и закрыл глаза…» Прекрасный цветок над мертвым городищем и тюльпаны – брызги крови – это единые звенья иносказания и символики, обращающие нас ко всему пройденному Григорием пути, наполненном страданиями и человеческими жертвами.

Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его – свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе, – вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».

Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, но и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся – начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.

Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова с первозданно-свежим, наивно-поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимое сияние, радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью. Весь окружающий человека мир – в движении, в работе… Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природы и мир человека соединяются, как проявление единого, вечно сущего – матери-жизни.

 

Задания части С.
С1.

•В чем смысл соседства двух сцен - "сазаньего боя" и разговора по душам между отцом и сыном?
С2.
•В каких произведениях русской классики нашла свое отражение тема "отцов и детей" и в чем эти произведения перекликаются с шолоховским "Тихим Доном"?

М. А. Шолохов, «Судьба человека» 1957
Задания части С.
С1.
Что дает основание считать поступок героя "Судьбы человека" подвигом?
С2.
В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с героем "Судьбы человека"?
С5.
•В чем своеобразие решения темы героизма в «Судьбе человека М.А. Шолохова?
•Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
•Почему М.А. Шолохов отказывается от героизации своего героя в рассказе «Судьба человека»?

Мысль о родном доме в романе Шолохова "Тихий Дон"

Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова "Тихий Дон" равносильно чуду. Этот роман поистине стал "шедевром" века благодаря могучему таланту писателя.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье - вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казачества и Красной Армии.

"Мелеховский двор - на самом краю хутора", - так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых.

Прежде всего мы познакомимся с главой семьи - Пантелеем Прокофьевым. "Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…" Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, - трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. "Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое".

Образ Григория Мелехова - центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать - положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия - это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь - путь самопознания. На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял "бессмысленную жестокость".

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека.

Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Аксинья и Наталья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота.

Ильинична, например, переживая незабываемую трагедию - смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом - И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.

Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Натальи. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелеховых стал нашим родным домом.

К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, - это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

 



2018-07-06 2785 Обсуждений (0)
Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М. Шолохова «Тихий Дон) 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М. Шолохова «Тихий Дон)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)