Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 1. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК НАУКА



2018-07-06 694 Обсуждений (0)
Тема № 1. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

1) Социология журналистики как научная дисциплина

2) Возникновение и развитие социологии журналистики

 

(1) Социология журналистики как научная дисциплина

Социология журналистики - специальная отрасль социологии, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории масс-медиа т.д.

Основные функции передачи информации в массовой коммуникации:

- функция информирования

- функция воспитания

- функция организации поведения

- функция создания коммуникации

Массовая коммуникация- систематическое распространение сообщений (через средства массовой информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей

Массовая коммуникация –совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и используемых правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей

→ функциямассовизации - сплочение аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

Объект воздействия массовой коммуникации - человек (аудитория)

Понятие «массовая коммуникация» - с 1920-х гг. в США в значении «деятельность газет и журналов»

Понятие «средства массовой информации» (СМИ) - изначально во Франции → отказ от термина «средства массовой информации» (СМИ) как неполного понятия – т.к. воздействие массовой коммуникации представлено в нем как преимущественно односторонний процесс (от коммуникаторов к массовой аудитории) → принижает значение обратной связи

→ Во Франции термин «средства массовой коммуникации» → распространение в мировой практике

В России - понятия «массовая коммуникация» + «средства массовой коммуникации» были введены в 1960-х гг. → В СССР одностороннее воздействие с целью пропаганды на общество → В России – понятие «СМИ»

3 основные функции массовой коммуникации в обществе(амер. социолог Г. Лассуэлл):

1) контроль за окружающей действительностью

2) установление координации в отношении разных частей общества к окружающей действительности – масс-медиа рассказывают индивиду как интерпретировать происходящие события

3) передача социального наследия следующим поколениям

Требования к информации – информация должна быть:

- актуальной-соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент;

- предупреждающей об опасности– природного и социального плана;

- своевременной- чтобы при необходимости быть использованной в нужный момент;

- общезначимой - представлять интерес для значительной части аудитории;

- полной -чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего.

- объективной -чтобы позволяла адекватно реагировать на происходящее → СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля

- разнообразной-гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории

Информационные дисфункции:

- преувеличенное внимание к фиксированию событий, их деталей в ущерб анализу;

- слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыденному;

- непропорционально большое внимание к отдельным персонам;

- использование публичного пространства для выяснения взаимоотношений;

- неоправданно большой объем внимания к происходящему в органах власти; - закрытость насущной для общества информации о намерениях властей.

Негативные социально-психологические эффекты СМИ:

- наркотизация-привыкание аудитории к чрезвычайным происшествиям;

- эскапизм- уход от реальности к вымыслу, развлечениям;

- гедонизм- наслаждение жизнью в ущерб социально-ответственному поведению

→ Формирование общественного мнения - форма массового сознания, в которой проявляется скрытое или явное отношение различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности

Термин «общественное мнение» (впервые в Англии в XII в.) - для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. С конца XVIII в. стал общепринятым - французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Глас Народа - Глас Божий»

Первые попытки исследования общественного мнения - в конце XVIII – начале XIX вв. английский философ Иеремия Бентам - подчеркивал значимость общественного мнения как способа социального контроля над деятельностью государства со стороны общественности + особая роль прессы как основного средства, с помощью которого можно одновременно выражать и формировать общественное мнение

( 2 )Возникновение и развитие социологии журналистики

Древнегреческий философПлатон(427-347 гг. до н.э.) - для оптимизации общественных отношенийи сознания важны мифы

Ученик Платона Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – общение имеет общественный характер. Главная цель общения - достижение высшего "общего блага"

Томас Гоббс – необходим правовой контроль за деятельностью прессы, чтобы не ослаблять государство

Джон Локк+ Шарль Монтескье - необходимасвобода слова и независимый характер СМИ как механизма социального контроля за деятельностью государства + как противодействие проявлениям деспотизма со стороны органов власти

Этапы в исследованиях развития журналистики (массовых коммуникаций):

Первый этап: 1920–1930-е гг.

Наделение массовых коммуникаций практически безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.

Второй этап: 1940–1960-е гг.

Снижение значения роли СМИ по возможностям воздействия на массовую аудиторию.



2018-07-06 694 Обсуждений (0)
Тема № 1. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 1. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)