Тема № 1. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК НАУКА
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 1) Социология журналистики как научная дисциплина 2) Возникновение и развитие социологии журналистики
(1) Социология журналистики как научная дисциплина Социология журналистики - специальная отрасль социологии, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории масс-медиа т.д. Основные функции передачи информации в массовой коммуникации: - функция информирования - функция воспитания - функция организации поведения - функция создания коммуникации Массовая коммуникация- систематическое распространение сообщений (через средства массовой информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей Массовая коммуникация –совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и используемых правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей → функциямассовизации - сплочение аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления. Объект воздействия массовой коммуникации - человек (аудитория) Понятие «массовая коммуникация» - с 1920-х гг. в США в значении «деятельность газет и журналов» Понятие «средства массовой информации» (СМИ) - изначально во Франции → отказ от термина «средства массовой информации» (СМИ) как неполного понятия – т.к. воздействие массовой коммуникации представлено в нем как преимущественно односторонний процесс (от коммуникаторов к массовой аудитории) → принижает значение обратной связи → Во Франции термин «средства массовой коммуникации» → распространение в мировой практике В России - понятия «массовая коммуникация» + «средства массовой коммуникации» были введены в 1960-х гг. → В СССР одностороннее воздействие с целью пропаганды на общество → В России – понятие «СМИ» 3 основные функции массовой коммуникации в обществе(амер. социолог Г. Лассуэлл): 1) контроль за окружающей действительностью 2) установление координации в отношении разных частей общества к окружающей действительности – масс-медиа рассказывают индивиду как интерпретировать происходящие события 3) передача социального наследия следующим поколениям → Требования к информации – информация должна быть: - актуальной-соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент; - предупреждающей об опасности– природного и социального плана; - своевременной- чтобы при необходимости быть использованной в нужный момент; - общезначимой - представлять интерес для значительной части аудитории; - полной -чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. - объективной -чтобы позволяла адекватно реагировать на происходящее → СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля - разнообразной-гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории Информационные дисфункции: - преувеличенное внимание к фиксированию событий, их деталей в ущерб анализу; - слишком большое внимание к чрезвычайному в ущерб обыденному; - непропорционально большое внимание к отдельным персонам; - использование публичного пространства для выяснения взаимоотношений; - неоправданно большой объем внимания к происходящему в органах власти; - закрытость насущной для общества информации о намерениях властей. Негативные социально-психологические эффекты СМИ: - наркотизация-привыкание аудитории к чрезвычайным происшествиям; - эскапизм- уход от реальности к вымыслу, развлечениям; - гедонизм- наслаждение жизнью в ущерб социально-ответственному поведению → Формирование общественного мнения - форма массового сознания, в которой проявляется скрытое или явное отношение различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности Термин «общественное мнение» (впервые в Англии в XII в.) - для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. С конца XVIII в. стал общепринятым - французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Глас Народа - Глас Божий» Первые попытки исследования общественного мнения - в конце XVIII – начале XIX вв. английский философ Иеремия Бентам - подчеркивал значимость общественного мнения как способа социального контроля над деятельностью государства со стороны общественности + особая роль прессы как основного средства, с помощью которого можно одновременно выражать и формировать общественное мнение ( 2 )Возникновение и развитие социологии журналистики Древнегреческий философПлатон(427-347 гг. до н.э.) - для оптимизации общественных отношенийи сознания важны мифы Ученик Платона Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – общение имеет общественный характер. Главная цель общения - достижение высшего "общего блага" Томас Гоббс – необходим правовой контроль за деятельностью прессы, чтобы не ослаблять государство Джон Локк+ Шарль Монтескье - необходимасвобода слова и независимый характер СМИ как механизма социального контроля за деятельностью государства + как противодействие проявлениям деспотизма со стороны органов власти Этапы в исследованиях развития журналистики (массовых коммуникаций): Первый этап: 1920–1930-е гг. Наделение массовых коммуникаций практически безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей. Второй этап: 1940–1960-е гг. Снижение значения роли СМИ по возможностям воздействия на массовую аудиторию.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |