Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ



2018-07-06 840 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ


 


Сорокин В. М., Кокоренко В. Л.

С65 Практикум по специальной психологии: Учебно-метод. пособ. / Под. научн. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 122 с. ISBN 5-9268-0213-Х

Основное предназначение данного издания — оказание помощи в самостоятель­ной работе по изучению курса «Основы специальной психологии» в процессе подго­товки к семинарским занятиям. Книга будет полезна студентам, психологам, педаго­гам, логопедам, а также преподавателям психологии и смежных с ней дисциплин.

ББК 88.8

© Речь, 2003

© Институт специальной педагогики и

психологии, 2003

© В. М. Сорокин, В. Л. Кокоренко, 2003 © Борозенец П. В., оформление, 2003

ISBN 5-9268-0213-Х


ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................. 4

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 5

Тема 1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими
науками........................................................................................... 7

Тема 2. Методы специальной психологии....................................... 15

Те м а 3. История развития специальной психологии..................... 23

Тема 4. Причины отклонений в развитии......................................... 30

Тема 5. Классификации отклонений в развитии.............................. 35

Те м а 6. Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура
и свойства...................................................................................... 41

Тема 7. Механизмы формирования системных отклонений

в дизонтогенезе............................................................................. 50

Тема 8. Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке ... 55

Тема 9. Общие и специфические закономерности нормального

и отклоняющегося развития......................................................... 62

Те м а 10. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация

как категории специальной психологии...................................... 67

Тема 11. Депривационные феномены и особенности личности детей
и подростков с отклонениями в развитии................................... 73

Приложение 1. Примерные темы курсовых, контрольных и

дипломных работ по специальной психологии........................... 79

Приложение 2. Рекомендуемая литература по специальной

психологии.................................................................................... 87

Приложение 3. Краткий глоссарий......................................... 114

Приложение 4. Тестовые задания для программированного

контроля знаний.......................................................................... 118


ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Практикум по специальной психологии является своеобраз­ным «путеводителем» для студентов психологических, пе­дагогических, медицинских и иных специальностей, всех тех, кто, так или иначе, соприкасается с детьми с наруше­ниями развития.

В краткой форме в практикуме излагаются основные кате­гории специальной психологии, освещаются концептуаль­ные подходы к пониманию проблемы отклоняющегося раз­вития, раскрываются механизмы формирования системных отклонений, а также намечаются возможные пути для са­мостоятельных научных исследований.

Неоценимую помощь в изучении специальной психологии окажут наглядные изображения систематизированных пред­ставлений — схемы, позволяющие более продуктивно и на длительный срок запечатлеть усвоенные знания.

Включенные в практикум тестовые задания для програм­мированного контроля знаний позволяют быстро и объек­тивно оценить собственный уровень овладения знаниями.

Вопросы для обсуждения на семинарах, темы докладов и рефератов, примерные темы курсовых работ с краткими рекомендациями по написанию, несомненно, заинтересу­ют не только студентов, но и преподавателей как необходи­мый методический материал.


Современная специальная психология представляет собо£ развитую и внутренне дифференцированную отрасль психо­логической науки со сложным собственным предметным со­держанием, основным смысловым ядром которого является изучение протекания процессов возрастного психическогс развития в разнообразных неблагоприятных внешних и внут­ренних условиях. Как относительно самостоятельная отрасль прикладной науки специальная психология начала склады­ваться в первое десятилетие двадцатого века. В процессе сво­его исторического формирования специальная психология изначально развивалась как многоотраслевая научная дис­циплина. Такими первыми ее отраслями стали психология слепого, глухого и умственно отсталого ребенка, что было обусловлено прикладным характером самой специальной психологии, изначально ориентированной на решение прак­тических задач специального образования. Тем не менее, немногочисленность отраслей специальной психологии на начальном периоде ее становления затрудняла процесс фор­мирования обобщенного представления о ее предмете. Бо­лее того, долгое время предмет специальной психологии мыслился как обычная рядоположенность составляющих ее отраслей, и сама необходимость их обобщения не осознава­лась. Но по мере того как описывались все новые формы диз-онтогенеза и формировались новые отрасли специальной психологии, все более отчетливо осознавалась необходимость в обобщенном представлении о ее предмете. Такого рода представление позволяло достигнуть непротиворечивого внутреннего единства и целостности науки, точно определить границы ее предметного содержания. От решения этой важ­нейшей задачи, внутренней межотраслевой интеграции, за­висит дальнейшая судьба развития специальной психологии.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Курс «Основы специальной психологии» нацелен как раз на изучение наиболее общих вопросов данной научной дис­циплины, дающих возможность ознакомиться с наиболее существенными свойствами и параметрами самых различ­ных форм дизонтогенеза, осознать то общее, что есть меж­ду ними, с одной стороны, и характеристиками нормально­го развития, с другой.

Предлагаемый практикум поможет студентам в самостоя­тельной работе в процессе изучения курса «Основы специ­альной психологии». Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосроч­ного эффекта в осмыслении понятий и категорий специ­альной психологии. Каждая из приведенных схем несет оп­ределенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса знаний, которые могут затем наращи­ваться и расширяться, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Кроме того, в практикум включены планы семинарских занятий, отра­жающие наиболее значимые разделы курса, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания для программированного контроля знаний, а также списки справочной литературы и примерных тем курсовых работ по специальной психологии.


Тема 1

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Специальная психология является прикладной по отнош нию к такой важнейшей в социальном смысле сфере челов ческой практики, как специальное образование. Последи занимается вопросами воспитания, обучения и социальн трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностям физического и психического развития.

Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собстве; ный предмет и методы его изучения. Весьма традициош предметом специальной психологии называют изучен) отклонений от хода нормального развития. При этом, к правило, не указывается, что имеется в виду под терминам «отклонения в развитии» и «нормальное развитие». И то другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся определении. Понятие «отклонение в развитии» поясняе ся примерами — слепые, глухие, умственно отсталые дет дети с тяжелыми речевыми нарушениями. В силу этого пре мет специальной психологии складывается из нескольк разнородных элементов, т. е. психология слепых, психол гия глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Hhi ми словами предмет теряет свою целостность, внутренн единство, а термин «специальная психология» становит условным обозначением, объединяющим или включакшц в себя названия разных отраслей, существующих параллел но и независимо.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Будучи психологической дисциплиной, специальная пси хология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения явля­ются не сами отклонения в психическом развитии (послед­ними, скорее всего, должна заниматься психопатология дет­ского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его опреде­ление, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, го­воря о нем.

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное раз­витие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) усло­виях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутрен­не непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко

Предмет специальной психологии

• Изучение закономерностей
различных вариантов
отклоняющегося развития

Психическое развитие а неблагоприятных условиях

> Разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии

• Создание коррекционных
психологических технологий

• Изучение психологических
проблем интеграции

Задачи специальной психологии


!<;ма 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

вписываются любые из известных сегодня варианты откл< нений в развитии.


Сохранность анализаторных

Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвыча* но велик. Все это многообразие можно условно раздели-на внешние и внутренние условия. При этом их существ» вание может быть независимым; может быть и таким, пр котором одно трансформируется в другое. Кроме того, ве< спектр неблагоприятных условий может быть разделен г признаку динамизма, изменчивости. В этом смысле мож? говорить о малоизменчивых, почти статичных неблагопр! ятных условиях, например, неизлечимая слепота, и дин; мичных, т. е. меняющихся условиях. Направление этих и: менений может быть как негативным, так и позитивны! В первом случае речь может идти, например, о прогресс! рующем заболевании; во втором — о процессе выздоровл<


 


Схема 1.1.Предмет и задачи специальной психологии


Схема 1.2.Схема основных условий нормального психического развития по А. Р. Лурии


     
 
 
   

МОДАЛЬНО Л СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ) V_______ У
L

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ния или улучшении ситуации в семье, где воспитывается ребенок, и т. п. Огромный спектр неблагоприятных усло­вий можно приближенно разбить на 5 основных групп, ис­ходя из пяти основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые в свое время указывал А. Р. Лурия. Эти условия представлены на схеме 1.2.

Многообразные нарушения любого из приведенных фак­торов способны приводить к появлению множества вари­антов отклоняющегося развития.

Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить три группы (схема 1.3). Прежде всего этс так называемые общие или главные закономерности, под ко-^ торыми понимают законы развития, свойственные как нор­ме, так и патологии. Вторая группа закономерностей назвал на нами модально неспецифическими — это те особенности, которые свойственны всем детям с отклонениями в разви­тии, независимо от варианта дизонтогенеза. Третья группа

I ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Закономерности

Нарушенного

Развития

( МОДАЛЬНО ^V ШЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕу

Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза

- Замедленные переработки
информаци

- Замедление процесса
формирования понятий
и представлений

■ Трудности словесного опосредования

Схема 1.3.Закономерности нарушенного развития


Тема 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

закономерностей — модально специфические, они хараю ризуют особенности психического развития, которые сво ственны только для какой-то одной формы отклонения которые отличают эту форму от всех остальных.

Выявление закономерностей протекания нарушенного рг вития составляет академическую задачу специальной пс хологии. Но существуют и более частные, прикладш задачи. К числу последних можно отнести разработку в более точных методов психологической диагностики откл нений в развитии, особенно на ранних этапах онтогене ребенка, создание психологических технологий коррекц] (исправления) нарушений в развитии и целый ряд друг задач.

Предмет научного исследования не существует отдельно изолированно от других явлений и объектов окружающе мира, которые оказывают на него свое влияние. Мног науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точ зрения, на разных уровнях существования объекта, рази ми методами, используя разные категории и объяснител ные принципы. Сегодня объединение наук, их интегращ есть необходимое условие научного прогресса.

В этом отношении специальная психология как вполне с временная наука обладает весьма обширными межпре метными связями. Наиболее тесные из них — связи с ко рекционной педагогикой. Создание эффективных метод обучения и воспитания детей с ограниченными возможн стями не мыслимо без знаний закономерностей их разв тия. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей мож выступать для специальной психологии формой провер] адекватности тех или иных научных представлений.

Говоря о связях специальной психологии с другими наук ми, нельзя не упоминать о связях с возрастной психолог ей. Знание законов «нормального развития» является д. специальной психологии отправной точкой, ибо понят: «отклоняющееся развитие» — понятие относительнс Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в разв



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

тии психики обогащает наши знания о законах нормаль­ного ее развития.

Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых мо­жет протекать психическое развитие ребенка, связан с пато­логией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с дет­ской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).

Специальная психология

Медицинская генетика Невропатология Психиатрия

Психология развития

Педагогическая психология

Общая психология

_Специальная педагогика

Схема 1.4.Межпредметные связи специальной психологии

Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тес­ных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психо­логией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин

План семинарского занятия

1. В чем состоят трудности определения предметного со­
держания специальной психологии?

2. Как соотносятся предмет специальной психологии с
предметами ее отраслей?

3. Каковы основные задачи специальной психологии?

4. В чем состоит теоретическое и практическое значение
специальной психологии?

5. С какими психологическими дисциплинами связана спе­
циальная психология? Чем определяются эти связи?


1гма I. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

6. С какими клинико-биологическими дисциплинами свя
зана специальная психология?

7. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной пси
хологии?

8. Чем определяются связи специальной психологии с кор
рекционной педагогикой?



2018-07-06 840 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)