ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
шении процесса интеграции элементов психики. Вмест| тем, можно вполне обоснованно предположить, что при1: на замедления интеграционных процессов (т. е. процесс объединения, установления связей) кроется в соответст]} ющем замедлении или незавершенности процессов дифс ренциации (выделение той или иной функции в качес^ самостоятельного новообразования). И, наконец, четвертый, наиболее сложный параметр диз тогенеза, определяется особенностями взаимосвязей мея первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, пращ обозначать структурой нарушенного развития. Первичк или ядерные, нарушения представляют собой мало обратил изменения в параметрах работы той или иной функции под i посредственным влиянием патогенного фактора. К вторич* относят нарушения в работе и развитии функций, так или i че связанных с первично нарушенной. И в силу этого втор* ные нарушения, в отличие от первичных, носят обратим^ характер, т. е. поддаются коррекции. Характер взаимосв* первичных и вторичных нарушений можно проиллюст ровать схемой 6.2. ■:■> i 'Ml IIA ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВ Mi пой несьма упрощенной схеме представлен набор пс мгнч кп\ функций, объединенных в ассоциативные связ Представим себе, что функция под номером 6 первич! «рушена, тогда связанные с ней функции 9, 3 и 5 будут н ены вторично. При этом всегда указывается, что, ч< ■Неета или иная функция связана с первично наруше! НОЙ,тем более выраженным будет ее вторичное отклон пin-. И наоборот, чем «дальше» функция расположена > Пернично нарушенной, тем более она сохранна. Нарушен к работе функций, непосредственно не связанных с первич, поврежденной, обычно обозначают как третичные или несп пифические нарушения. Hi чодя из того, что процесс развития есть изменение от№ пиний между разными компонентами психики, можно сд i.i 11. вывод, что набор вторичных нарушений (при одной ГОЙже первично поврежденной функции, у одного и то ■сечеловека) с возрастом будет меняться. Равно как, впр< чем, и то, что одно и то же первичное нарушение (у разнь людей) в разном возрасте может приводить к различным г характеру и тяжести вторичным отклонениям. (Don юшение первичных и вторичных нарушений часто oni 11 .i i иются через такую характеристику как вектральность. Ш и киот два вида вектральности. Первый — «снизу вверх» типичный для ситуаций, когда первично нарушена какая-' .•лементарная психическая функция, а вторично недоразв] I веются более сложные, базирующиеся на ее основе функци Диалектика процесса психического развития такова, чт формируясь на базе элементарных функций, более сложнь in к (следствии оказывают на них активирующее влияние. I-этом положении базируется представление о втором виде ве] [ральности — «сверху вниз», — описывающем ситуации, пг Которых вторичное недоразвитие высших функций оказь нас! обратное, негативное влияние по отношению к бол< 11сментарной, первично нарушенной функции. Снова возвращаясь к анализу нашей схемы, обратим вш мание на то, что в ситуации первичного нарушения друге
Схема 6.2.Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушен! ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Ч MMMI МЛ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВА
функции (в данном случае это функция номер 4), мы noJ чаем набор вторичных отклонений 7, 1 и 5. При этом п^ ледняя фигурировала в качестве таковой и при первич нарушенной функции номер 6. Это свидетельствует о т<) что при разных первичных нарушениях возможны как i ные (специфические), так и общие (неспецифические) клонения. Природа неспецифических отклонений крое1! в общности межфункциональных связей. При этом, н{ все-таки подчеркнуть, что неспецифические отклонен при разных первичных нарушениях никогда не являю! полностью идентичными, ибо речь идет об общности cj зей, но между разными функциями. Проблема соотношения первичных и вторичных симптод дизонтогенеза не так проста, как может показаться на вый взгляд. В реальной диагностической практике бьп не так легко обнаружить первичное нарушение и отдел^ его от вторичных в силу того, что последние могут быть ве| ма выраженными и тем самым маскируют первичный а птом. В подобных ситуациях не исключена возможной ошибки, при которой вторичные отклонения принимай ся за первичные. Следствием этого могут быть неверн! рекомендации относительно характера и направления кА рекционной работы с ребенком. Именно поэтому качественная квалификация нарушен! го развития подразумевает дифференциацию, т. е. выделе* трех групп психических функций — первично поврежд^ ных, вторично недоразвитых и сохранных. Иногда в ли] ратуре такое соотношение называют профилем нарушенн\ развития. Но сложность анализируемой проблемы не ограничивае только вышесказанным. Процесс психического развита* является чем-то однородным, он имеет много сторон, простоты анализа выделим лишь две из них, наиболее в ные. Прежде всего, это онтогенез — возрастные измене! психики, временные масштабы которых измеряются rojj ми. Но между периодами возрастных сдвигов психика не < troiтчпменной. Возрастные изменения постепенно под i шваются путем накопления более мелких изменений ^■Мпчлсммх понятием «микрогенез», т. е. изменениями hi.......... непосредственного функционирования психию I ними момент (актуализация мысли, воспоминания форчиронпнпе перцептивного образа, новое эмоциональ Hi" i 1 и 1ОЯШ1С И Т. П.). ( п....... пение микро- и онтогенеза психики можно пред
умни и, и виде спирали, где каждый ее виток это микроге Мп. I процесс перехода с одного витка надругой, более вы ««>м ш онтогенез (схема 6.3). При этом надо иметь в вид} •п" и.i спираль живая и обладает особым способом соб i пи мною роста. Каждый предыдущий виток спирали ка] • ■и itp;n i лег, встраивается в последующий как его составная ВЬТЬпо механизму иерархизации. Спираль растет вверх пи. ic юилтельно увеличивая диаметр каждого нового вит ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ка, и одновременно сокращается снизу за счет встраива! предыдущего. Ничего удивительного в подобной модели она просто является иллюстрацией классического филос| ского принципа единства прерывности и непрерывнс любого процесса. Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает ствовать в какой-то строго определенный момент врем^ постольку он всегда первично поражает именно микрог психики как особую сторону ее развития. Нарушения на; не микрогенеза в виде уже описанных соотношений ных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез,| сторона развития психики, всегда страдает вторично. Проанализировав свойства нарушенного развития, мы] жем дать его сущностное определение, т. е. такое опредё ние, которое могло бы характеризировать любой вид ди| тогенеза. Итак, отклоняющееся развитие — это обычное развити\ протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, п<\ генный характер которых превышает компенсаторные можности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяк ся параметры работы отдельных функций или систем наур\ микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднень воения социально-исторического опыта в процессе общен\ деятельности, что создает условия для замедления возрс ного развития. План семинарского занятия 1. Охарактеризуйте основные параметры дизонтогене^ 2. Какие психические функции чаще подвергаются noeij 3. Какова роль фактора хроногенности в возникновении 4. Что представляют собой первичные нарушения? •<| 'Ml IIA ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВА Какова природа вторичных отклонений? Ox.ip.iK к'ризуйте особенности взаимосвязей первичных и шори'шых нарушений. 11 i каких элементов складывается профиль нарушенно- l«l |'.i ПИНИЯ? I in и- общее определение нарушенного развития. |длм самостоятельной работы и (и'фератов) К л ктория развития в современной психологии. ( '«отношение онтогенеза, микрогенеза и функциональной ) генеза в условиях нарушенного развития, i ооп кипение распада и развития психики. Культурно-историческая теория развития психикк Л. С. Выготского и понимание сущности феномена нарушенного развития. Понимание сущности феномена нарушенного развита* ■ точки зрения разных психологических школ. Irypa I Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М. 1996. !. Выготский Л. С. Собрание сочинений Т. 5. М., 1983. 3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития \ 4. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихоло 5. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза СПб., 2000. М., 1998. 7. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М., 1996. К. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2000 9. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000. И) Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.
41 Тема 7
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |