САЦИЯ, КОРРЕКЦИЯ, 1ИТАЦИЯ, АБИЛИТАЦИЯ ЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
fc.i ♦ i i иная саморегулирующая система должна обладать ОМ|>< деленной степенью «прочности», т. е. способностью ^пинать и восстанавливать свою целостность в случаях mm. и. i ния различных патогенных факторов. Такая способ-wh 11. к иск-становлению называется компенсацией — сложной иппиои реакцией индивида на факт внутренних нарушений, п|м-им I ( I нуннцей возможной утрате целостности и потере рав-ия с окружающей средой.
шчность психики как сложнейшей функциональной < и< и-мы лежит в основе компенсаторных механизмов, ос-Nihiii.im сущность которых сводится к замене выпавшего ее В п.! на сохранное, в результате чего восстанавливается ряоешость функциональной системы и ее способность UDcntiaib необходимый результат. и > компенсаторные процессы протекают одновременно на Нескольких уровнях. Первый — биологический, или теле-i и i.i и, уровсиь протекания компенсаторных процессов. Вто-- психологический уровень компенсации — чрезвы-•ино сложен по своему содержанию. Он включает в себя ршбшу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процес-епп, пйеспечивающих снижение тревоги и внутреннего и.tiip'.iжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом Npniuir разворачивается действие так называемых копинг-• i рятегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...... \| ,И1 и М'РСКЦИЯ... КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
на поддержание позитивной самооценки в угрожающих, ситуациях. Третий уровень компенсаторных процесс! социально-психологический, связанный с обществен! характером человеческого бытия. Хорошо известно] процесс восстановления тех или иных нарушений во ; гом зависит от характера внешней помощи, в частное! позиции окружающих по отношению к инвалиду. Выс| уровень организации компенсаторных процессов — альный. Его реализация связана с отношением в цело)! щества к инвалидам. Эти отношения во многом опрел ются национальными и религиозными традиц| общества, способствуя или препятствуя социальной тации лиц с ограниченными возможностями. Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в 1 цессе становления и раскрытия человеческой сущности! спорно, принадлежит социальным факторам. То же ш можно сказать и в отношении компенсаторных проце! В их реализации принимают участие как биологический и социальные факторы, при этом они присутствуют на Г дом из перечисленных уровней, правда, в разных пропсм ональных отно'шениях. Чем выше уровень, тем больше у/ ный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1). Наряду с понятием компенсация в специальной психол! широко используются такие термины как коррекция, pi литация, абилитация и адаптация — близкие по значе^ но не тождественные понятию компенсация. Если компенсация — это процесс возмещения наруше^ или утраченной функции, то коррекция чаще всего опв ляется как исправление тех или иных нарушений. Стало 9 различия между компенсацией и коррекцией определ| ся степенью или выраженностью нарушения той или : способности. Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на тему внешних мероприятий по отношению к человек; если коррекционные воздействия ориентированы ве локально, т. е. нацелены на исправление отдельных
СОЦИАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ Схема 10.1.Уровни реализации компенсаторных процессов й или сторон жизнедеятельности человека (например Коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — »н> система мероприятий, направленных на восстановление и<| шоцеииого общественного бытия личности. Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от Врт>, к какому уровню компенсаторных процессов они об-Ккцсмы и нацелены — медицинская, психологическая, се-Mciiii.in, досуговая, социально-трудовая и др. Цка.ма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от по-Нн i и я «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма ■и. го путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитаци-■ных. Отличия касаются конечных целей и условий ихдо-1 i ижения. < и i \ ация абилитации характеризуется тем, что факта и мо-mi и i,i утраты не было — человек изначально от рождения и in с раннего детства обладал тем или иным нарушением. РСтпло быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос-стлиашшвать можно лишь то, что было утрачено. Следовательно, абилитация — это система мероприятий, направлен-
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ныхна формированиеэффективных способов социальной: тации ввозможных дляданного индивидапределах.
Наконец, родственным по значению перечисленным г! тиям является термин адаптация. Адаптация часто оп| ляется как особый процесс восстановления нарушен! равновесия между индивидом и средой путем внутре! изменений самого индивида. Компенсаторные процесс! же направлены на восстановление равновесия тоже п| внутренней перестройки. Но отличие состоит в TOiv равновесие между индивидом и средой может быть шено за счет средовых изменений и изменений в самок дивиде. В первом случае должны сработать адаптацио^ механизмы, приводящие к изменениям, направление рых уводит индивида от исходного состояния, тем са| восстанавливая равновесие. Во втором случае включа компенсаторные механизмы, приводящие тоже к вщ РЕАБИЛИТА АБИЛИТАЦИЯ >.л"-| < <П'1'| КЦИЯ... КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1имit 1МСНСНИЯМ, но противоположным по направлению > iiii.iiilhiiihi.im изменениям. Компенсаторные процесс] \ ЦПм i u я пернуть индивида к исходному утерянному ее i к пп i и и ] И чем в большей степени это удается, тем быстре •»<•■ | I in.in пишется утраченное равновесие. tin him можно сказать, что адаптация и компенсация — эт r.iMiii.ic, но разнонаправленные процессы, целью которы ни mini восстановление равновесия между средой иинди «и h'M 11 м. схему 10.2). царского занятия Ню представляют собой компенсаторные процессы? Км она уровневая организация компенсаторных процес
Сон1 постаиьте понятия «компенсация» и «коррекция». И чем состоит сущность таких понятий как «декомпен i .inпи» и «псевдокомпенсация»? Ч i о 11 редставляет собой процесс реабилитации? (Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация». дли самостоятельной работы и рефератов) I Сущность, структура и формы реабилитационного про цесса., Соотношение коррекции и компенсации. l.iHHioi ические и социальные факторы компенсаторны) процессов. L Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи Ityp.i
Схема 10.2.Основные категории специальной психологии . Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002. |, Нерпер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 3. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компе] 4. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных] 5. Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация из| 6. ЛитвакА. Г. Теоретические проблемы тифлопсихоло] 7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. С 8. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростку 9. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация
10. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая] 11. Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980. 12. Солнцев Л. И. Развитие компенсаторных процессов у 13. Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. К] (•МП 11 [ЛРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ [ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ [ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИИ Термин «депривация», активно вошедший в психологиче< кий словарь в середине восьмидесятых годов XX столетия, буквальном смысле означает «лишение». По своей сути де1 ривационные феномены представляют собой многообразнь измененные состояния сознания, а также различные вариант нарушений нормального хода возрастного психического разв! тия, вследствие более или менее длительного блокирования зн; чимых психофизиологических потребностей человека. В настоящее время не существует ни единой теории депр! вационных явлений, ни общей их классификации. Наиб( лее распространенная эмпирическая классификация баз! руется на выделении нескольких ее видов в зависимости ( характера блокируемой потребности. Так, принято говори' о сенсорно-перцептивной депривации, коммуникативно] кинестетической, эмоциональной. Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуальь реагируют на депривационные ситуации. Человек мож< находиться достаточно долго в ситуации депривации, но пр этом не проявлять никаких выраженных признаков депр1 вационных феноменов, и наоборот. Для профессионалов в области специальной психологи особый интерес представляют такие формы депривации, кг ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 11. ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ
коммуникативная и эмоциональная. Недостаточность щения и эмоционального тепла, особенно в первые гс жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом \ витии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том,] депривационные ситуации могут стать серьезной причи|| выраженных отклонений в развитии ребенка. Некоторые варианты нарушенного развития сами явля ся причиной возникновения деривационных явлени дополнительно отягощает процесс развития. Сказанное позволяет утверждать, что депривация может ступать одновременно и как причина, и как следствие н шенного развития. Помимо этого, для большинства дет| проблемами в развитии, особенно в дошкольном возра характерна ситуация коммуникативной депривации. Все вышеизложенное делает проблему профилактики д| ривационных ситуаций в развитии проблемных детей вычайно актуальной, как в практическом, так и в теоре ческом отношении. Наиболее деформирующее влия^ депривация оказывает на процесс формирования личное С точки зрения современного системного подхода личне чаще всего рассматривается не как отдельный компон! психики, а как ее особое свойство, способ организаций саморегулирования. А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системн сверхчувственное качество, указывая при этом на то, носителем этого качества является телесный, чувствен^ индивид с присущими ему врожденными и приобретен ми свойствами. Последние представляют собой лишь вия и предпосылки формирования личности человека, цело не предопределяя ее сущности. В специальной психологии долгое время основное вни ние уделялось изучению преимущественно познаватель^ процессов. Но по мере возрастающего осознания значи сти проблем трудовой адаптации и социальной интегра инвалидов все больше актуализировался интерес к воп сам своеобразия формирования личности при различнь отклонениях в развитии. Одновременно с этим развернулась весьма бурная диску сия по вопросам о том — может или не может оказыва негативное влияние первичное нарушение на ход форм) рования личности. Высказывалось несколько точек зрени Первая состояла в отрицании какого бы то ни было нег тивного влияния первичного нарушения на процесс фо мирования личности особого ребенка. Сторонники второго подхода отстаивали идею о диффере) цированном влиянии основного патогенного фактор Представители третьего направления постулировали иде] согласно которой развитие личности в целом должно с н избежностью испытывать на себе негативное влияние о новного нарушения. Упомянутая нами дискуссия остает актуальной и в настоящее время. Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негати ном влиянии основного нарушения на процесс формир вания личности особого ребенка. Системный характер стр ения человеческого сознания предполагает, что нарушен; одного компонента или процесса его развития на опрел ленном этапе с неизбежностью должно сказаться на проч составляющих. Весьма важным и не до конца решенным является вопрос характерологической специфичности разных форм дизо тогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли т пичные черты личности, свойственные только, скажем, д незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современн! исследованиях характерологические профили весьма мн гообразны, но пока не существует веских оснований сч тать их узко специфичными, т. е. характерными для кон ретной формы дизонтогенеза. Следует также осо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных ли ностных характеристик может быть свойственен не то; ко лицам с самыми разными формами нарушенного разв тия, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанн ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 11. ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ
означает, что совершенно разные причины способны щ водить к весьма сходному результату, т. е. к общему наб<Я отрицательных характерологических свойств, что вероятЛ всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влИИ нии изначально разных причин. Это дает основание отнЛ ти отрицательные свойства личности к разряду модально специфических закономерностей нарушенного развития] и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих i сто быть далеко не всегда и не у всех. Личностные изменения возникают не прямо под влияни нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами фу ции безличны. Личность характеризуется внечувственн тью, несводимостью к своим природным предпосылкам! том числе и к отдельным функциям. Личность формир ся в процессе включения человека в систему обществен^ отношений. Та или иная патология, прежде всего, затру I няет процесс врастания в эту систему, изменяет характ Г самих этих отношений как избирательных связей челове I с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только че| нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки дельной функции способны повлиять на процесс ф рования личности. 9. Каковы основные методы и принципы исследован! личности лиц с отклонениями в развитии? 10. Основные исторические этапы изменений в пред ста 11. Каковы основные механизмы формирования наруш
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |