Итог Отечественной войны 1812 года.
- Рост национального самосознания в русском обществе - Начало заката карьеры Наполеона - Рост авторитета России в Европе - Зарождение в России антикрепостнических, либеральных воззрений
Билет №31. 1. Особенности Византийского феодализма; 2. Становление российского парламентаризма;
Ответы: 1) Особенности Византийского феодализма. Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы. Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать. Государственные и императорские земли сдавались в дли тельную аренду. Императорская, государственная собственность па землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу военную или государственную. 2) Становление российского парламентаризма. Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I. В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия. Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету. Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года. Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия. Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца. Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны. Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу". Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе. Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы. В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден. Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др. Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.
Билет №32
1. «Новый курс» Ф.Рузвельта в США 2. Эпоха дворцовых переворотов
Ответы:
1) «Новый курс» Ф.Рузвельта в США «Но́вый курс») — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г. За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни. Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, в президентской избирательной кампании победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882—1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов. Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название "нового курса", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны. Смысл политики “нового курса ” был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки. Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.
2) Эпоха дворцовых переворотов Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии». Этот нормативный правовой акт стал причиной дворцовых переворотов в России. Таким образом, круг возможных претендентов на престол расширялся. После смерти Петра I Россия вступила в длительную полосу дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762 гг. После Петра Великого на российском троне посидели: Екатерина I – супруга императора, Петр II – внук императора, Анна Иоанновна – племянница императора, Иоанн Антонович – внучатый племянник предыдущей, Елизавета Петровна – дочь Петра I, Петр III – племянник предыдущей, Екатерина II – жена предыдущего. В целом эпоха переворотов длилась с 1725 по 1762 год. Екатерина I (1725–1727). Одна часть дворянства, возглавляемая А. Меньшиковым, желала видеть на троне вторую жену императора Екатерину. Другая часть – внука императора Петра Алексеевича. Спор выиграли те, кого поддержала гвардия – первые. При Екатерине большую роль в государстве играл А. Меньшиков. В 1727 году императрица скончалась, назначив преемником на троне малолетнего Петра Алексеевича. Петр II (1727–1730). Юный Петр стал императором при регентстве Верховного Тайного совета. Постепенно Меншиков потерял свое влияние и был сослан. Вскоре регентство отменили – Петр II объявил себя правителем, двор вернулся в Москву. Незадолго до свадьбы с Екатериной Долгорукой император умер от черной оспы. Завещания не было. Анна Иоанновна (1730–1740). Верховный совет пригласил править в Россию племянницу Петра I – герцогиню курляндскую Анну Иоанновну. Претендентка согласилась на условия, ограничивающие её власть. Но в Москве Анна быстро освоилась, заручилась поддержкой части дворянства и нарушила ранее подписанный договор, вернув самодержавие. Впрочем, правила не она, а фавориты, самый известный из которых – Э. Бирон. В 1740 году Анна скончалась, определив наследником внучатого племянника младенца Иоанна Антоновича (Иван VI) при регенте Бироне. Переворот был совершён фельдмаршалом Минихом, судьба ребёнка до сих пор неясна.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |