Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итог Отечественной войны 1812 года.



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Итог Отечественной войны 1812 года. 0.00 из 5.00 0 оценок




- Рост национального самосознания в русском обществе

- Начало заката карьеры Наполеона

- Рост авторитета России в Европе

- Зарождение в России антикрепостнических, либеральных воззрений


 

Билет №31.

1. Особенности Византийского феодализма;

2. Становление российского парламентаризма;

 

Ответы:

1) Особенности Византийского феодализма.

Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы.

Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать. Государственные и императорские земли сдавались в дли тельную аренду. Императорская, государственная собственность па землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу военную или государственную.
Феодальные формы землевладения, сложившиеся в Византии, отчасти напоминали феодально-ленные владения в Западной Евро пе, однако имели и существенные отличия. Так, например, могла быть передана во владение на условиях обязательной службы не собственно земля, а прежде всего право взимания налогов на этой территории. Государство могло конфисковывать пожалованные владения. Если в Западной Европе феодалы обладали правом иммунитета, т. е. судебными и административными привилегиями, то византийские феодалы никогда не имели права высшего суда в своих владениях. Большая часть феодальных пожалований не была наследственной.
В Византии не сложилось иерархической сеньориально-феодальной системы, как на Западе. Все феодалы зависели от центральной власти. Военная организация также была государственной, феодалы не имели своих собственных сильных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами. Кроме императорской, государственной и условно-феодальной собственности, существовала собственность крестьянских общин (земли, находившиеся в общественном пользовании) и индивидуальная крестьянская собственность. Развитие фемного строя определялось наличием у стратиотов (воинов-крестьян) участка земли определенного размера. Владение таким участком было автоматически связано с несением воинской повинности. Помимо значительного числа свободных общинников, в Византии существовали и различные категории зависимого крестьянства. Особенность Византии заключалась и в том, что это была «страна городов». Города же были напрямую связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов, как это имело место в Западной Европе.
Феодальная иерархия в Западной Европе привела к возникновению устойчивой системы титулов, приобретших наследственный статус. Это укрепляло внутренние связи сословия феодалов. Принципиальным отличием было то, что в Византии титул давался только пожизненно и никогда не был наследственным. Человек мог продвигаться от титула к титулу, от одного чиновничьего ранга к другому. Пожалование титула или чина было исключительной прерогативой императора. Император определял место человека в аристократической среде.

2) Становление российского парламентаризма.

Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

 

 


 

Билет №32

 

1. «Новый курс» Ф.Рузвельта в США

2. Эпоха дворцовых переворотов

 

Ответы:

 

1) «Новый курс» Ф.Рузвельта в США

«Но́вый курс») — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г. За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, в президентской избирательной кампании победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882—1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка.

Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.

Рузвельт при поддержке своих ближайших советников провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название "нового курса", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Смысл политики “нового курса ” был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

 

2) Эпоха дворцовых переворотов

Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии». Этот нормативный правовой акт стал причиной дворцовых переворотов в России. Таким образом, круг возможных претендентов на престол расширялся. После смерти Петра I Россия вступила в длительную полосу дворцовых переворотов.

Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

После Петра Великого на российском троне посидели:

Екатерина I – супруга императора,

Петр II – внук императора,

Анна Иоанновна – племянница императора, Иоанн Антонович – внучатый племянник предыдущей,

Елизавета Петровна – дочь Петра I,

Петр III – племянник предыдущей,

Екатерина II – жена предыдущего.

В целом эпоха переворотов длилась с 1725 по 1762 год.

Екатерина I (1725–1727).

Одна часть дворянства, возглавляемая А. Меньшиковым, желала видеть на троне вторую жену императора Екатерину. Другая часть – внука императора Петра Алексеевича. Спор выиграли те, кого поддержала гвардия – первые. При Екатерине большую роль в государстве играл А. Меньшиков. В 1727 году императрица скончалась, назначив преемником на троне малолетнего Петра Алексеевича.

Петр II (1727–1730).

Юный Петр стал императором при регентстве Верховного Тайного совета. Постепенно Меншиков потерял свое влияние и был сослан. Вскоре регентство отменили – Петр II объявил себя правителем, двор вернулся в Москву. Незадолго до свадьбы с Екатериной Долгорукой император умер от черной оспы. Завещания не было.

Анна Иоанновна (1730–1740).

Верховный совет пригласил править в Россию племянницу Петра I – герцогиню курляндскую Анну Иоанновну. Претендентка согласилась на условия, ограничивающие её власть. Но в Москве Анна быстро освоилась, заручилась поддержкой части дворянства и нарушила ранее подписанный договор, вернув самодержавие. Впрочем, правила не она, а фавориты, самый известный из которых – Э. Бирон. В 1740 году Анна скончалась, определив наследником внучатого племянника младенца Иоанна Антоновича (Иван VI) при регенте Бироне. Переворот был совершён фельдмаршалом Минихом, судьба ребёнка до сих пор неясна.



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Итог Отечественной войны 1812 года. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итог Отечественной войны 1812 года.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)