Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование в вопросах политического информирования



2018-07-06 258 Обсуждений (0)
Правовое регулирование в вопросах политического информирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

1. История формирования, становления и развития национальной системы СМИ до 1980-х гг. 3

2. Качественные и количественные характеристики национальной медиа-системы. Информационные агентства. Крупнейшие концерны. 6

3. Правовой статус СМИ, законодательное, административное регулирование. 12

4. Особенности развития медиаэкономики. 14

5. Роль СМИ в политической жизни страны. СМИ и выборы. Взаимоотношения СМИ и политических партий. 17

6. Институты саморегулирования, профессиональные организации, подготовка кадров. 24

7. Список использованной литературы. 29

 

1. История формирования, становления и развития национальной системы СМИ до 1980-х гг.

Основной особенностью швейцарской медиасистемы в XX веке и по сей день остается раздробленность страны по языковому признаку. Страна граничит с Германией, Францией, Италией и Австрией с разных сторон и население страны таким образом оказывается раздробленным по языкам.

Толчком для создания периодического рынка печати послужила Реформация, поставившая Швейцарию в центре культурной и общественной европейской жизни. Благодаря такому привелегированному положению и активной деятельности философов-гуманистов в Университетах страны стало возможным создание периодических изданий, отражающих актуальные события. Уже в этот период были разработаны первоначальные нормы журналисткой этики, которые базируются в демократическом государстве на принципах плюрализма и толерантности мнений. Развитие почтовой службы и ее совершенствование к XVII в., оказало непосредственное влияние на создание будущих прессрегионов, которые до сих пор остаются ими. Это в первую очередь такие города-кантоны как Цюрих, Базель, Берн.

Первая швейцарская газета появилась в 1610 г. в Базеле, почти одновременно с выходом в свет первых немецких газет в Страсбурге и Аугсбурге. Она носила название «Ordinäri Wochenzeitung» (считается непосредственной предшественницей неофициальной «главной» газеты страны «Neue Zürcher Zeitung»).

В Цюрихе первые ростки периодической печати были еще скуднее, однако газета «Bürkli-Zeitung», выходившая с 1666 г. выходит и поныне и является таким образом старейшей из существующих ныне швейцарских газет.

Интерес к информации побудил университетских ученых к формированию Коллегий Газет, члены которых были призваны отслеживать публикуемую информацию, вести статистическую запись, а также проводить дискуссии по спорным вопросам. Работники Коллегий являлись одновременно документалистами, исследователями и статистами, но именно благодаря их рабочим записям стало возможным изучение истории швейцарской прессы. XVIII в., был отмечен пребыванием в Швейцарии элиты интеллектуальной мысли- Руссо, банкир Неккер, Шарль Бонне, Этьен Дюмонт основывают свои "кружок" во французской части, а в немецкой работают математики Бернулли и Эулер, педагогические исследования в Цюрихе ведет Песталоцци. Все это отразилось на периодических изданиях, которые заметно политизировались, включали элементы философских рассуждений в материалы. При этом начинает развиваться франкоязычная печать, делающая только весьма робкие шаги в XVIII столетии- "Feuille d'Avis de Neuchatel" "Feuille d'Avis de Lausanne" и "Bulletin officiel" стали основными источниками информации для жителей региона.

В XIX в., получила распространение пресса первоначальных кантонов, которая не может похвастаться такой же длительной историей как цюрихская или базельская, однако также представляет определенный интерес так как позволяет судить об эволюции идей в отделенных регионах. Кроме того, основной акцент ставился в таких изданиях на публицистическую сторону. Переломным годом в развитии коммуникационной системы Швейцарии стал 1848г- год принятия Конституции, которая определяла статус страны как Конфедерации Государств. Вся структура государственной власти Швейцарии вобрала в себя иностранные элементы и адаптировала их на свой лад, в результате чего была сформирована собственная система управления, не схожая ни с одной европейской страной. Принятие Конституции отразилось на количестве периодических изданий, которое начало расти. Газеты политизировались, включались в общественную жизнь с одной стороны; а с другой- между франкоязычными и немецкоязычными изданиями наметились шаги к сотрудничеству, вызванные поначалу экономическими обстоятельствами, они переросли в дальнейшем в настоящий диалог между двумя частями страны.

Из старых газет значительно развились: свободомыслящая «Neue Züricher Zeitung», ныне принадлежащая акционерной компании, и демократическая базельская «Nationalzeitung». Для упрочения новых государственных порядков в Берне была основана газета «Der Bund, eidgenössisches Centralblatt. Organ der freisinnig-demokratischen schweizerischen und bernischen Politik» («Орган свободомыслящей демократической швейцарской и бернской политики»). Первый номер вышел 1 октября 1850 г. Первая общешвейцарская надрегиональная газета, - «Швайцер Цайтунг», - начала выходить в 1842 г. в г. Санкт-Галлен. Особенностью швейцарского пресс-ландшафта в то время являлся факт жесткого идеологического деления газет - газетам католическо-консервативного направления противостояли либерально-прогрессивные издания. В 1871 г. в Люцерне акционерной компанией была основана «Das Vaterland», консервативный центральный католический орган для немецкой Швейцарии. В 1874 г. появилась в Базеле протестантская либерально-консервативная «Allgemeine Schweizer Zeitung», а пять лет спустя социал-демократическая «Züricher Post». В 1893 г. в Цюрихе начала выходить газета ["Тагес-Анцайгер"], первая «надпартийная» (и в этом смысле «независимая») газета.

В 1827 г. в Швейцарии выходило 27 газет. Когда, после революционных событий 1830 г., была окончательно отменена цензура, количество изданий стало быстро расти, и к 1857 г. в Конфедерации выходило уже 180 газет. Наибольшее количество газет в Швейцарии выходило в 30-е гг. XX века (более 400). Затем их количество начинает сокращаться, и этот процесс продолжается до сих пор. В 1850 г., с образованием газеты «Дер Бунд», в Швейцарии появилась первая газета с регулярной профессиональной редакцией. «Neue Züricher Zeitung» (в январе 2005 г. она отметила свой 225-летний юбилей) была первой газетой, учредившей в рамках редакции специализированные отделы, занимавшиеся конкретными темами (политика, экономика, культура и т. д.).

Определенные трудности, связанные с Первой и Второй Мировыми войнами, коснулись СМИ Швейцарии, когда все редакции всех изданий были подчинены строгим правилам и распоряжениям. Однако в это непростое для страны врем, швейцарская дипломатия проявляла чудеса, добиваясь заключения договоров с нацистской Германией, согласно которым швейцарцы, находящиеся за пределами страны, могли получать национальные издания. Факт же использования информационных источников от двух противоположных сторон свидетельствует о том, что власти всячески старались соблюдать нейтралитет, обеспечивая безопасность граждан. Для обеспечения контроля за деятельностью СМИ во время войны было создано специальное учреждение, распущенное как только была объявленная официальная капитуляция Германии. За годы военных действий СМИ вторгаются в повседневную жизнь людей, это заставило пересмотреть информационную концепцию. Большим шагом вперед явилось внедрение радио и телевизионного вещания, охватившего всю страну и сплотившее всех жителей. Уже в 1931 году создается «Швейцарское общество радиовещания и телевидения» («ШОРТ»), которое контролирует телевизионный рынок страны.

В настоящее время Швейцария является, несмотря на присутствие некого мифа вокруг нее, одной из самых активных в коммуникационной области европейских стран. Осуществляя многочисленные вещательные программы, рассчитанные на международную аудиторию, завоевывая восточноевропейский медиа рынок и внедряя швейцарские издания на "местный" лад, являясь лидером в области телекоммуникации, Швейцарская Конфедерация может являться примером для подражания, примером толерантности и плюрализма, демократических и местных традиций,- все это говорит о том, что факт медиа изоляции этой страны становится мифом.

2. Качественные и количественные характеристики национальной медиа-системы. Информационные агентства. Крупнейшие концерны.

Сегодня в стране выпускается около 200 основных ежедневных газет (их общий тираж – около 3,2 млн. экз.). Из немецкоязычных ведущими на сегодняшний день в Швейцарии являются:

- бульварная газета «Blick» (270 тыс. экз.)

- «Тагес-Анцайгер» (249 тыс. экз.)

- «Нойе Цюрхер Цайтунг» (129 тыс. экз.)

Среди франкоязычных лидируют

- бульварная «Матэн» (187 тыс. экз.)

- «Ле Тан» (97 тыс. экз.)

- «Ван-катр-эр» (87 тыс. экз.)

- «Трибюн де Женев» (55 тыс. экз.)

Лидер италоязычных газет – «Коррьере дель Тичино» (21 тыс. экз.)

Относительно заметный сегмент рынка занимают бульварные бесплатные «транспортные газеты» (распространяются в основном на остановках общественного транспорта), такие, как «20 минут». Среди популярных иллюстрированных журналов и газет на первом месте остаются бесплатные издания двух крупнейших сетевых ритейлеров Швейцарии - «Coop-Zeitung» (2, 649 миллиона читателей) и «Migros-Magazin» (2, 315 миллиона читателей). Информационные и аналитические разделы в этих газетах отсутствуют. В 2005 г. в западных кантонах Швейцарии начал распространяться франкоязычный вариант газеты «20 минут».

В последний год почти все крупные швейцарские немецкоязычные «платные» газеты, и даже бесплатный транспортный листок «20 минут», вынуждены были смириться с сокращением читательской аудитории. Исключение составляет флагман швейцарской «желтой прессы» газета «Blick». Причиной такой ситуации является, по всей видимости, проведенный недавно «ребрендинг» газеты. «Blick» отказался от «тетрадочной» формы и стал еще сильнее ориентироваться на свой главный образец, германскую газету «Bild». Такая же тенденция характерна и для бесплатной газеты «Blick am Abend», аудитория которой составляет 495 тыс. человек. Остальные же крупные немецкоязычные СМИ страны переживают спад. Аудитория важнейших газет немецкой части страны в период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г. сократилась довольно заметно.

Так, каждая из таких газет, как «Tages-Anzeiger», «Mittelland Zeitung», «Berner Zeitung» и «Neue Zürcher Zeitung» лишилась, соответственно, 7-11 тысяч читателей. Выходящую в Цюрихе газету «Tages-Anzeiger» читают ежедневно 472 тыс. человек, «NZZ» - 306 тысяч.

В области региональной прессы ситуация неоднозначна. Если такие газеты, как «Neue Luzerner Zeitung» и «St. Galler Tagblatt» читателей потеряли, то, например, «Südostschweiz», «Zürcher Landzeitung» и «Basler Zeitung» сумели свою аудиторию увеличить.

К категории проигравших относится, как ни странно, и крупнейшая в Швейцарии бесплатная транспортная газета «20 Minuten». Впервые после многолетнего роста аудитории газета потеряла 54 тыс. читателей, что, впрочем, во многом связано с сознательным сокращением распространяемого тиража. Общее количество читателей этой газеты составляет сейчас 1, 318 миллиона человек (с учетом того, что один экземпляр может читаться несколькими читателями). Тем самым «20 Minuten» остается самой читаемой газетой в стране.

В категории воскресной прессы ситуация более или менее благополучна только у одной газеты – «SonntagsBlick». Ее читают 870 тыс. человек (+ 2 000 читателей). Остальные газеты этой категории читателей потеряли, и впереди всех «SonntagsZeitung» (- 26 тыс.). Начавшая выходить в этом году новая газета «Zentralschweiz am Sonntag» сразу же смогла получить аудиторию в 174 тыс. человек. Экономические журналы так же теряют читателей, главный проигравший – журнал «Finanz und Wirtschaft» (121 тыс. читателей, минус 14 тыс.).

Большие потери понесли развлекательные журналы «Annabelle» (304 тыс., минус 42 тыс.) и «Schweizer Familie» (720 тыс., минус 34 тыс.).

Общая негативная тенденция потери читателей не действует, однако, в западной франкоязычной Швейцарии. Читателей потеряла только «Tribune de Genève» (140 тыс. читателей, минус 13 тыс.). Газеты «Le Matin», «24 Heures», «Le Temps», «Le Nouvelliste» и «La Liberté» свои аудитории увеличили.

Все газеты имеют хорошо развитые интернет-сайты и могут быть, поэтому, оперативным источником информации по Швейцарии.

Многие газеты Швейцарии объединены под крылом медиа-корпораций.

Tamedia(компания издаёт немецкоязычные газеты Tages-Anzeiger и 20 Minuten, владеет телеканалом TeleZüri в Цюрихе)

Ringier (издаёт популярную ежедневную газету Blick).

Neue Zürcher Zeitung (NZZ) (так же издает NZZ am Sonntag)

Basler Zeitung Medien - медиа-компания, в состав которой входит 15 независимых компаний и три основных партнерства. Кроме печатных СМИ, сфера деятельности компании включает производство телевизионных и кинофильмов, работу радиостанции 'Basel 1' и предоставление интернет-услуг. Самым известным печатным продуктом данной компании является одна из старейших ежедневных газет - 'Basler Zeitung'.

В Швейцарии издается 1600 журналов: 63 – общественные, 674 – специальные и «хобби»-журналы, 875 – специализированные. Самые высокие тиражи у журналов с радиотелепрограммами. Журнал «ТВ плюс» выходит как приложение к ряду газет и имеет тираж 800 тыс.экз. Тиражи большинства крупнейших швейцарских журналов не превышают 200 тыс.экз.

Ежедневные газеты с тиражом больше 100 тыс.экз. принадлежат крупным информационным концернам. Лидер среди них «Рингер» («Зонтагс блик», «Кеш», «Бунд» («Союз»), «Люцрнер нойесте нахрихтен» («Люцернские последние новости», основана 1852 г.), журналы «Швайцер иллюстрирте», «Швайцервохе», «Теле», «Глюкпост», «МиниТеле»). На втором месте – «Тагес-анцайгер АГ»,владеющая «Тагес-анцайгер», «Зоннтагс цайтунг», половиной акций компании «Бернер цайтнг», несколькими журналами. Популярность изданий «Тагес-анцайгер АГ» в последние годы растет в отличие от продукции «Рингер», у которых повышается спрос только на «Кеш». Есть в швейцарии и другие информационные компании.

Телевизионный рынок Швейцарии контролируется созданным в 1931 г. «Швейцарским обществом радиовещания и телевидения» («Schweizerische Radio- und Fernsehgesellschaft SRG SSR idée suisse»). Радио- и телевещание ведется на немецком (в действительности 80% «немецкоязычного» телевидения производится на диалектах, очень сильно отличающихся от «литературного» немецкого языка), французском и итальянском (в кантоне Граубюнден - также на ретороманском) языках. Являясь по форме и по уставу независимым акционерным обществом, «SRG», тем не менее, как и многие швейцарские акционерные образования в других отраслях экономики, получает дотации от государства. Такого рода дотирование официально обосновывается необходимостью поддерживать «заведомо убыточную систему «четырехъязычного» национального телевещания», особенно с учетом того, что на территории Швейцарии свободно принимаются телеканалы соседних с ней стран, прежде всего Германии, а также Франции и Италии. Одновременно каждый швейцарец платит годовой сбор за пользование теле- и радиоприемниками. SRG организована как национальный холдинг, имеющий региональные структуры. Рабочая структура компании состоит из семи подразделений, разделенных на четыре лингвистические региона. Именно эти подразделения занимаются телерадиовещанием. Деятельность, которая непосредственно не является общественной, возложена на филиалы и ассоциированный компании.

SSR-SRG — некоммерческая компания, все доходы которой тратятся на ее же общественную деятельность.

Институциональная структура SSR-SRG. SSR-SRG — это группа ассоциаций, к которой каждый гражданин/гражданка может присоединится. Эта группа ассоциаций составляет институциональную организацию SSR-SRG, которая служит связующим звеном между общественность и компанией. Члены ассоциации оказывают на руководство компании влияние подобно акционерам в акционерном обществе. Основная структура SSR-SRG состоит из четырех региональных обществ, которые в немецкой и французской части подразделяются на другие более мелкие общества.

Радио SSR-SRG. SSR-SRG предлагает швейцарским слушателям 18 различных радиостанций:

5 радиостанций на немецком языке — Schweizer Radio DRS (SR DRS)

4 радиостанции на французском языке — Radio Suisse Romande (RSR)

3 радиостанции на итальянском языке — Radio svizzera di lingua italiana (RSI)

1 радиостанция на ретороманском — Radio Rumantsch

3 спутниковые музыкальные радиостанции — Swiss Satellite Radio (SsatR)

 

2 многоязычные радиостанции иновещания — Radio Suisse Internationale (RSI)

По опросам все радиостанции занимают первые места в своих лингвистических регионах.

Телевидение SSR-SRG. SSR-SRG предлагает швейцарским зрителям 7 телеканалов и программы на ретороманском:

3 телеканала на немецком языке — Schweizer Fernsehen DRS (SF DRS)

2 канала на французском — Televison Suisse Romande (TSR)

2 канала на итальянском — Televisione svizzera di lingua italiana (TSI)

2 программы на ретороманском — Televisiun Rumantscha (TvR) на канале SF DRS

В конкуренции с каналами других стран на соответствующих языках, каналы SSR-SRG занимают значительную часть рынка.

Швейцарские немецкоязычные телеканалы «SF1» и «SF2» (выпускаются входящей в «SRG» компанией «SF DRS») уделяют «прайм-тайм» в основном передачам спортивного и общественно-политического характера, поэтому другие свои «развлекательные потребности» швейцарский телезритель удовлетворяет, как правило, при помощи зарубежных телевещателей (из ФРГ и Франции).

Частное телевещание, в отличие от частного радиовещания, не смогло закрепиться в Швейцарии. Вместо этого в стране получила распространение модель «симбиоза» элементов частного и общественного телевещания. В ее основе находится сотрудничество с «SRG» четырех ведущих частных издательских корпораций («Ренье», «Нойе Цюрхер Цайтунг», «Жан Фрей» и группы «Базлер Цайтунг»). Совместно они выпускают комплекс программ под общим названием «Пресса ТВ» («Presse TV»).

Швейцарские телеканалы «СФ-1» и «СФ-2» (выпускаются входящей в «ШОРТ» государственной ТРК «СФ-ДРС») уделяют «прайм-тайм» в основном передачам спортивного и общественно-политического характера, поэтому свои «развлекательные потребности» швейцарский телезритель удовлетворяет, как правило, при помощи зарубежных телевещателей. Что касается частного телевещания, то оно, в отличие от частного радиовещания, так пока и не смогло закрепиться в Швейцарии в качестве реальной альтернативы государственному телевидению. Частные телеканалы «ТВ-3» и «Теле-24», завоевавшие было почти 3 % швейцарской телеаудитории, не сумели выйти на уровень рыночной самоокупаемости и их работа было в 2002 г. прекращена. В начале ноября 2003 г. в Швейцарии стартовала ещё одна попытка наладить частное телевидение. Федеральный совет (правительство страны) выдал соответствующую лицензию телеканалу «У-1». Лицензия выдана на 10 лет и даёт право на общенациональную трансляцию «немецкоязычных» программ. К началу 2005 г. завоевать сколько-нибудь заметную нишу на рынке швейцарских электронных СМИ каналу так и не удалось.

В 2009-2011 гг. в электронных СМИ Швейцарии проходит процесс так называемой «конвергенции» в рамках основных языковых регионов. Это означает, что, с целью сокращения расходов, происходит слияние редакций радио, телевидения и онлайн-ресурсов. После завершения этого процесса «SRG» будет называться «SRF».

На территории страны официально заявлены два информационных агентства - Pressetext Schweiz и SDA ATS, однако SDA ATS, в отличие от Pressetext поставляет информацию на трех языках, соответственно делится на три филиала.

3. Правовой статус СМИ, законодательное, административное регулирование.

Особенностью развития СМИ в Швейцарии следует считать традиционную свободу печати, что делало эту страну центром издания вольнолюбивой литературы и периодических изданий политических партий, подвергавшихся преследованиям в своих странах. Достаточно вспомнить, что большинство нелегальных газет и журналов России издавалось именно в Швейцарии.

В самом деле, многочисленность печатных изданий обусловлена гибкостью законодательства в сфере финансирования, рекламы в частности, это позволяет существовать не только медиа-корпорациям, но и маленьким региональным изданиям.

В свою очередь, с аудиовизуальными СМИ все обстоит намного сложнее.

Органы государственного регулирования аудиовизуальных СМИ в Швейцарии

Федеральная служба связи — OFCOM

Работа аудиовизуальных СМИ строится на основании Федерального закона о радио и телевидении (LRTV). В соответствии с законодательством одним из компетентных органов государственного регулирования является Федеральная служба связи — OFCOM (Federal Office for Communications), которая является частью Федерального департамента (министерства) окружающей среды, транспорта, энергетики и связи — DETEC. Одной из задач этой службы является контроль за аудиовизуальными СМИ в сфере соблюдения ими международных соглашений в области СМИ, Федерального закона о радио и телевидении, а также условий предоставленных им концессий. Служба не имеет права контролировать производство и подготовку программ СМИ. Необоснованные проверки запрещены законодательством.

Вещатель, получающий часть средств от федеральной абонентской платы, либо находящийся на федеральном субсидировании обязан предоставлять в OFCOM проекты бюджета, а также годовой баланс для утверждения и предоставлять информацию о планах дальнейшего развития. Ярким примером может служить SSR-SRG, которая утверждает свой бюджет в OFCOM. Задачей OFCOM является проверка того, что управление компанией ведется в соответствии с современными экономическими реалиями. В своей оценке служба опирается на данные о финансовом положении в среднем по рынку аудиовизуальных СМИ в Европейском Союзе.

OFCOM имеет право потребовать от Федерального финансового контроля — CFF (Швейцарский аналог Счетной палаты) проверки бухгалтерской отчетности аудиовизуального СМИ на предмет нарушений. В этом случае Федеральный закон о Федеральном финансовом контроле от 28 июня 1967 года не действует в части запрета на необоснованные проверки.

OFCOM является также компетентным органом по надзору за соблюдением технических норм, касающихся трансляций в радио- и телеэфире. Основными задачами являются предотвращение наложения сигналов и контроль технического состояния вещательного оборудования.

OFCOM не имеет права рассматривать жалобы на содержание радио- и телепередач, это находится в компетенции Независимой комиссии по жалобам.

В настоящее время швейцарский «Закон о телерадиовещании» от 21 июня 1991 г. проходит стадию совершенствования, его новая версия должна дать больше возможностей для частной деятельности в сфере телевидения и радио, прежде всего в плане привлечения дополнительной рекламы. Неблагоприятные условия для развития СМИ в Швейцарии ведут не только к сокращению тиражей, но и к необходимости вести «структурные сокращения». Так, в 2003 г. закрылся московский корпункт швейцарской телекомпании «СФ-ДРС» (кроме корреспондента газеты «Тагес-Анцайгер», в Москве остался только представитель швейцарского «немецкоязычного» радио «ДРС»). Обеспечение информацией из России теперь будет вестись по примеру многих швейцарских газет, ангажирующих для написания материалов московских корреспондентов газет из других немецкоязычных стран, прежде всего ФРГ. Что касается собственно телеканала «СФ-1», то «российскую картинку» он будет теперь получать при помощи австрийского телеканала «ОРФ».

Федеральная служба связи (OFCOM) является основным органом государственного регулирования над вещателями в радио и теле эфире. Она контролирует соблюдение условий концессий и правовых норм в сфере финансирования аудиовизуальных СМИ. В сфере финансирования основными задачами является контроль в области законодательства о рекламе и спонсорстве. Это, главным образом, и приводит к трудностям, с которыми сталкиваются частные телекомпании. Допустимые 6% рекламы на ТВ недостаточны для нормального существования телеканала, к слову, в соседней Германии процент рекламы от вещания составляет 45%.

4. Особенности развития медиаэкономики.

Главная особенность медиаэкономики Швейцарии – в ее направленности на печатные СМИ. Швейцария - «газетная страна» – страна, где число газет на 1000 чел. наиболее высоко, а доля газет на рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20% (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Ирландия, Германия). В эту же группу наряду с перечисленными европейскими странами входит и Япония, где на долю прессы приходится более 50% рекламного рынка. Роль печатных СМИ в экономике страны очень важна, ее доля в бюджете составляет 8 %, что больше, чем доля туризма. 40% рекламы уходит на печатную продукцию (30 – в газеты, 10 – в журналы) и лишь 6% – на телевидение, радио и в кино. Размещением рекламы в прессе занимаются газетные объединения, их около двух десятков, в которые входят наиболее массовые газеты.

Однако, в последнее время большинство крупных швейцарских газет федерального значения неуклонно сокращают свои официальные тиражи. Следует отметить сокращение тиража крупнейшей швейцарской бульварной газеты «Blick». В 2004 году её тираж составил ориентировочно 275 тыс. экземпляров. Информированная газета «Дер Бунд», выходящая в бернской агломерации и в некоторых соседних городах, продает в настоящее время в день чуть больше 60 тыс. экз. Похожим образом выглядит и ситуация на рынке воскресных газет. Тираж популярной газеты «Зоннтангсцайтунг» упал за последние три года на 8,6 % и составляет в настоящее время 202 тыс. экз., а количество экземпляров газеты «Зоннтагсблик» уменьшилось за это же время до 312 тыс. экз.

Удержать свои позиции смогли только популярная бернская газета «Бернер Цайтунг» (её тираж - 163 тыс. экз.) и пользующийся значительным спросом иллюстрированный журнал бульварного толка «Швайцер Иллюстрирте» (255,7 тыс. экз.), и это на фоне того, что главный информационный журнал Швейцарии «Фэктс» сократил свои тиражи, опустившись до уровня 80 тыс. экз. Такие тенденции связаны, прежде всего, с продолжающимся уменьшением количества публикуемых рекламных объявлений и с ростом популярности «интернет-прессы». В июле 2007 году журнал «Фэктс» прекратил свое существование.

Одной из основных проблем швейцарского медиа-рынка является его узость, обусловленная языковой раздробленностью. Эта проблема касается как и печатных СМИ, так и аудиовизуальных. Другая немаловажная проблема – высокая конкуренция СМИ соседних стран (касается только аудиовизуального сегмента).

Яркий пример – в 1999г. издательский дом Basler Zeitung Medien AG прекратил выпуск еженедельной газеты Sport, которая, несмотря на все старания, почти всю свою жизнь провела в состоянии банкрота. По мнению экспертов, в гибели издания виновата извечная швейцарская проблема – узость рынка. С этим сочетаются высокие расходы на спортивную информацию и на техническое производство газеты. Как раз это роковое сочетание и стало причиной ее гибели. Не говоря уже о том, что спортивная газета находится в весьма невыгодной позиции по сравнению с телевидением. Спорт – это зрелище, а газета ориентируется не на картинку, а на углубленный анализ.

Во многом, на экономические проблемы СМИ Швейцарии повлиял мировой экономический кризис. Аналитическая сводка за декабрь 2009 года показывает нам неутешительные перспективы:

«Логика медиа рынка заставляет печатные СМИ Швейцарии в следующем году резко повысить как стоимость подписки, так и цену одного экземпляра в киоске. Лидером здесь является издательская группа «NZZ». С 1 янв. 2010г. годовая подписка на такие газеты, как NZZ am Sonntag, St. Galler Tagblatt и Neue Luzerner Zeitung будет повышена на сумму от пяти до двадцати франков (от + 2,5 до +5,3%). Собственно NZZ увеличивает стоимость своей годовой подписки на 24 франка (+ 5%). Сразу на 48 франков (+11%) увеличит стоимость своего годового абонемента популярная франкоязычная газета Le Temps.

Почему так происходит? По мнению главного редактора NZZ Маркуса Шпильмана (Markus Spillmann) высококачественная информация стоит денег. Ранее относительно невысокая цена подписки на швейцарские печатные СМИ компенсировалась значительным количеством рекламы. Сегодня как раз рекламный рынок переживает серьезный спад. Поэтому приходится поднимать стоимость подписки. Такая же аргументация слышна из издательских корпораций Le Temps и Tamedia – в период сложностей на рекламном рынке газеты вынуждены «укреплять» вторую свою опору, т.е. увеличивать стоимость годового абонемента.

Годовая подписка на популярную цюрихскую газету Tages-Anzeiger будет с 1 янв. 2010г. стоить 374 франка, т.е. на 10 франков (+2,7%) больше. Дороже будут стоить годовые абонементы на Thurgauer Zeitung (325 франков, +7 франков или +2,2%), Berner Zeitung (364 франка, +9 франков или +2,5%), Aargauer Zeitung (399 франков, + 4 франка или + 1%). Наряду с подпиской вырастет и их розничная цена.

Некоторые газеты, правда, воздерживаются от повышения цен. Таковы бернская газета Bund, а так же газеты Basler Zeitung, Sudostschweiz, SonntagsZeitung, Sonntag, Landbote. Без повышения цен стартует в новый год и группа Ringier с газетами Blick и SonntagsBlick. Причина, впрочем, здесь проста: эти издания уже провели повышение цен на свои услуги – либо еще в начале 2009г., либо в течение этого года».

Для медиарынка Швейцарии характерно внимание к электронным ресурсам СМИ. В начале января 2011 года интернет-сайты швейцарской газеты «Schaffhauser Nachrichten» и радиостанции «Radio Munot» перешли на платное предоставление некоторой части информации. Тем самым издательский концерн «Meier und Cie. AG» сделал шаг, о необходимости которого в Швейцарии говорили уже давно.

Подписчики газеты «Schaffhauser Nachrichten» получат бесплатный доступ к ее интернет-версии. Те же, кто оформит подписку сразу в сети, будут читать и сайт, и саму газету в формате «e-Paper». «Мы приняли решение начать финансировать наш сайт через платную подписку», – заявил руководитель сетевых проектов в издательстве «Meier und Cie. AG» Штефан Вабель (Stefan Wabel) в интервью газете «Schaffhauser AZ».

По его словам, рынок сетевой рекламы является наиболее динамично растущим рынком, однако в Швейцарии региональная пресса пока не может получать выгоду от этой тенденции. Причина в том, что национальные крупные фирмы рассматривают рынок кантона Шаффхаузен слишком маленьким для того, чтобы инвестировать в рекламу в интернете. Поэтому и было принято решение перейти на платную подписку.

Медиаэкономика аудиовизуальных СМИ держится на абонентской плате и государственных дотациях, доля рекламы на ТВ составляет всего 6%, а на радио запрещена вовсе. В январе 2011 холдинг SRG SSR возглавил новый гендиректор Роже де Век и обозначил новую политику «служения народу», по его мнению, такое особенно медиа-устройство создает независимую почву под ногами телеканала:

«Швейцарское телевидение и радио, и это в-четвертых, уникальны! Их работу контролирует объединение частных лиц, и финансируются они по большей части взносами зрителей и слушателей. Поэтому, особенно по сравнению с другими системами общественного теле- и радиовещания в Европе, швейцарские электронные СМИ расположены гораздо дальше от государства. Компания SRG SSR ответственна только перед народом. «SF bi de Lüt» («SF среди людей») – это не только название популярной телепрограммы, но это еще и принцип работы швейцарских ТВ и радио.»

5. Роль СМИ в политической жизни страны. СМИ и выборы. Взаимоотношения СМИ и политических партий.

Швейцария – страна с уникальный политическим устройством. В ней действуют принципы «непосредственной демократии», благодаря которым финансирование партий в основном идет из членских взносов и частных дотаций, это формирует избирательный бюджет. Согласно принципам швейцарской демократии, выборы проходят постоянно, народ принимает участие в обсуждении множества проблем. Швейцария имеет многопартийную систему. В соответствии с "магической формулой" (Zauberformel), с 1959 года четыре крупнейшие партии формируют коалиционное правительство. По этой арифметической формуле семь мест в Федеральном совете делятся среди представителей четырёх крупнейших партий. На данный момент это:

Христианско-демократическая народная партия Швейцарии – центристская, христианско-демократическая политическая партия Швейцарии и самая маленькая из четырёх участников правящей коалиции. Она является ассоциированным членом Европейской народной партии.

Свободная демократическая партия. Либералы – либерально-либертарианская политическая партия Швейцарии. Имеет третью по численности фракцию в Национальном совете Швейцарии и вторую по численности в Совете кантонов Швейцарии.

Социал-демократическая партия Швейцарии – политическая партия социал-демократического толка в Швейцарии, одна из крупнейших политических сил страны.

Швейцарская народная партия – придерживается «правого» популизма. Одни из главных приоритетов деятельности ШНП — ограничение иммиграции и защита нейтралитета Швейцарии.

Все главные партии имеют свои интернет-представительства с развитой информационной структурой. На многих сайтах партий можно увидеть даже блоги конкретных политиков. Каждая партия имеет свое печатное издание, однако вынуждена мириться с многими ограничениями в распространении, связанными с демократическим регулированием политического информирования в стране. Это касается так же телевидения и радио, причем в несколько большей степени.

Правовое регулирование в вопросах политического информирования

Свобода политической дискуссии - неотъемлемая составляющая каждого демократического государства. Это особенно важно для такой страны, как Швейцария, в которой у граждан есть весьма далеко простирающиеся права, так называемые права соуправления (rights of co-determination with the authorities). Часто используемые инструменты непосредственной демократии (референдумы и народные инициативы) до сих пор превалируют в швейцарской политической системе. Надлежащее функционирование такой специфической формы правительства во многом зависит от плюралистических и честных общественных дебатов, особенно в СМИ: «Общественные дебаты – душа непосредственной демократии». Это заявление высшей судебной власти Швейцарии, Федерального Суда, выражает то единодушие, которое присутствует в Швейцарии по этому вопросу. Также существует единодушие по поводу того, что право на свободное выражение мнения и наличие здоровых, серьезных дебатов, как бы то ни было, не является неограниченным. Хотя есть узкие рамки для ограничений политической речи: так, диффамационные или расистские заявления, или те, которые являются пропагандой насилия, или нарушают право на частную жизнь, остаются запрещенными, даже если были употреблены в политическом контексте.

В дополнение к «традиционным» ограничениям свободного (политического выражения) есть ряд специальных правил, направленных на то, чтобы создать оппонентам равные возможности в политических дебатах, а людям - обеспечить право на информацию – особенно в том, что касается десятков референдумов, которые проводятся на уровне государства, кантона и коммуны ежегодно. Существует повышенный общественный интерес в том, чтобы перед этими выборами были честные политические дебаты, с равными для всех правами на участие, особенно у меньшинства с ограниченным бюджетом. Эти цели защищаются различными способами. Один из инструментов подобной защиты – запрет (частичный) политической рекламы на радио и телевидении.



2018-07-06 258 Обсуждений (0)
Правовое регулирование в вопросах политического информирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование в вопросах политического информирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)