Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и проведение олимпиад школьников



2018-06-29 730 Обсуждений (0)
Организация и проведение олимпиад школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Олимпиады по химии - одно из действенных средств борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. Они не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы. Химические олимпиады пропагандируют знания по предмету, способствуют дополнительному изучению учебной и научно-популярной литературы, повышают интерес учащихся к химии, формируют профессиональные интересы и намерения.

Массовое участие школьников в химических олимпиадах школы и района указывает на хорошо организованную внеклассную работу по химии, проводимую в школьных химических кружках.

Основными задачами олимпиады являются:

а) повышение интереса учащихся к изучению химии;

б) подведение итогов работы факультативов, кружков, секций и активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися по химии;

в) оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии, рекомендация наиболее способной молодежи к поступлению в вузы страны;

г) привлечение преподавателей, студентов вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений к активной помощи школе и пропаганде химических знаний.

В России сложилась определенная система в организации и проведении химических олимпиад. Они проводятся в течение учебного года в пять этапов:

I этап - школьные олимпиады;

II этап - районные (городские) олимпиады;

III этап - олимпиады краев, областей;

IV этап - федерально-окружные олимпиады;

V этап - заключительный этап Всероссийской олимпиады.

На каждом этапе в определенной степени решаются свои задачи методической и воспитательной работы. Остановимся подробнее на проведении школьных химических олимпиад как наиболее важного этапа в системе проведения химических олимпиад. Проведение школьной химической олимпиады требует тщательной и довольно разнообразной подготовки. Снижение методического уровня ее проведения приводит к потере большого числа будущих инженеров, конструкторов, техников и квалифицированных рабочих разнообразных химических производств.

Химическую олимпиаду в школе можно проводить очно или заочно. При современных сроках проведения районных и областных туров олимпиад наиболее целесообразно комбинировать заочный тур с очным туром. Для осуществления подготовительной и организационной работы создают Оргкомитет олимпиады, в который входят учитель химии, представители ученических организаций, активные участники химического кружка, представитель шефствующей организации. Оргкомитет определяет сроки школьной олимпиады и содержание конкурсных задач.

О проведении олимпиады в школе должны знать все учащиеся. А для этого необходимо на видном месте повесить красочное объявление с описанием порядка проведения олимпиады и приглашением всех учащихся принять в ней участие: проверить свои знания, умения и возможности в решении химических задач. О предстоящей олимпиаде нужно объявить на общешкольной линейке, по школьному радио.

Важное место в подготовке к олимпиаде должен занять хорошо оформленный стенд, который вывешивают на видном месте у химического кабинета. На нем размещают материалы об условии проведения олимпиады, рекомендации о том, какую литературу нужно прочитать, образец правильного оформления решения задачи, пояснения различных способов решения химических задач, задачи, предлагаемые на предыдущих олимпиадах. Наиболее сложные из них дают с решениями. Информация стенда привлекает внимание учащихся, активизирует их участие в олимпиаде.

Желательно олимпиады проводить в сроки проводимых в школе Дней химии. Наиболее оптимальными сроками проведения заочного тура школьной химической олимпиады является первая и начало второй четверти учебного года. Члены штаба олимпиады при проведении заочного тура систематически каждую неделю вывешивают на стенде задания для учащихся. После истечения срока подачи ответов на стенде появляется новое задание и проводится подробный анализ поданных решений. При наличии в ответах красивых, оригинальных решений они даются полностью.

Часть стенда должна быть отведена для показа результатов хода олимпиады: сообщаются набранные баллы, как в командном, так и в личном зачете, занимаемые места по сумме проведенных заданий.

Задания для заочного тура подбираются с определенными трудностями. Фактический материал заданий может выходить за рамки школьной программы, так как ученик имеет возможность посмотреть необходимую дополнительную литературу или проконсультироваться у старших, знающих химию. Задания необходимо подавать в занимательной форме, с неожиданными вопросами. Например, под рисунком обычного стакана и коробки спичек стоит вопрос: Как практически доказать, что в состав древесины входит водород?

Подобные задания, предложенные всем учащимся VIII - XI классов, надо чередовать с заданиями для определенного класса. Задания не должны включать много задач. Вполне достаточно одной - двух задач, чтобы ученик без спешки смог в отведенное время сделать задание олимпиады и выполнить очередное домашнее задание по другим предметам.

Кроме расчетных и качественных задач, заданиями заочной олимпиады могут быть вопросы викторины занимательного характера, разгадывание ребуса и кроссворда на химическую тему.

Учащимся предлагают написать реферат о каком-то химическом факте, реакции, веществе, научном открытии и т.д.; изготовить модель аппарата или явления; прибор; предложить разработать таблицу или другое наглядное пособие для демонстрации и объяснения определенного химического явления или теоретического вопроса; составить самим чайнворд, кроссворд, ребус, задачу. Например, учащимся можно предложить зашифровать в ребусе высказывание французского писателя, философа-просветителя Д. Дидро: «Какой только области механических искусств не нужны знания химии!» Работая над решением задач заочной олимпиады, учащиеся психологически подготавливают себя к систематической самостоятельной работе, так необходимой им в дальнейшей жизни.

Эффективность самостоятельной работы учащихся по расширению и углублению знаний при выполнении заданий заочного тура проверяется проведением очного тура. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в заочном туре, приглашаются на очный тур, который целесообразнее провести в декабре. Наибольшую трудность со стороны учителя представляют подбор и составление задач для очного тура. Они должны быть необычными по содержанию, включать неожиданные вопросы, требовать более глубоких знаний теоретического и фактического материала. Одновременно они должны быть посильны для учащихся того класса, которому предлагаются, т. е. теоретический и фактический материал должен охватить основные разделы курса химии соответствующего класса, не выходя за рамки школьной программы. В предложенных 4 - 5 задачах не меньше половины должны быть качественными, ибо они позволяют проверить начитанность учеников, их логическое мышление, умение объяснить различные теоретические положения. В число предложенных задач необходимо включить утешительные, т. е, задачи, не вызывающие у школьников затруднений. Для выявления же истинных победителей предлагается в задании сложная задача, решить которую могут только талантливые ученики. Благодаря такому набору задач учитывается психология школьников и поддерживается их интерес к участию в олимпиаде.

Большое внимание учеников и повышенный интерес привлекают задачи, тексты которых несут новые, неизвестные факты и сведения об изучаемых на уроках веществах, реакциях, теориях. Это могут быть сведения из истории химии, развития химических производств родного края, об использовании химической наукой методов исследования состава, строения и свойств веществ.

При необходимости учитель может самостоятельно составить олимпиадные задачи или же произвести частичное преобразование задач из школьного задачника.

Работы учащихся можно оценивать по-разному. Обычно оценка каждого задания проводится по балльной системе, когда полностью решенная задача оценивается в определенное число баллов, в зависимости от числа действий в решении задачи. Каждое логическое действие в решении ученика оценивается определенным числом баллов (обычно одно действие – один балл), которые впоследствии суммируются, составляя оценку всей задачи.

Подведение результатов химической олимпиады необходимо провести торжественно в присутствии всех учащихся и учителей на общешкольной линейке или вечере, объявить по школьному радио. Гласность результатов проведенной олимпиады — одно из важнейших условий дальнейшего привлечения учащихся к участию в ней в последующие годы. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в заочном и очном туpax школьной олимпиады, получают право на участие в районной химической олимпиаде. Последующая же работа учителя химии состоит в более тщательной подготовке этих учащихся к следующему этапу химической олимпиады.

Продуманная организация олимпиады в школе, методически обоснованный подбор задач, четко разработанная система оценок и своевременная обработка результатов, поощрение победителей способствуют пропаганде в школе химических знаний, привитию интереса и любви к химии, повышают успеваемость и качество знаний по предмету.



2018-06-29 730 Обсуждений (0)
Организация и проведение олимпиад школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и проведение олимпиад школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (730)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)