Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Назначение эпистолярной публицистики



2018-07-06 249 Обсуждений (0)
Назначение эпистолярной публицистики 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый жанр, будучи тесно связан с другими жанра­ми, выполняет вместе с тем и своеобразную по сравне­нию с ними функцию, имеет особенное назначение, своеобразно решает общую социально-педагогическую зада­чу публицистики.

В 1905 г. В. Г. Короленко, потрясенный расправами над крестьянами в Полтавской губернии, написал целый ряд публицистических произведений и среди них — обра­щение к руководителю карательной экспедиции—«От­крытое письмо статскому советнику Филонову». Опубли­кование письма привело к возбуждению судебного пре­следования против автора. Короленко заявил следовате­лю: «...Испытывая неодолимое побуждение сделать по­средством печати все возможное для избавления других местностей Полтавской губернии от беззаконных наси­лий исступленного человека, я решил написать то самое открытое письмо, которое служит предметом обвинения. Форму личного обращения я предпочел потому, что без­личные корреспонденции уже оказались бессильны, и в этом виде письмо имело больше шансов получить широ­кую огласку и вызвать расследование» 1.

Затем, готовя отдельное издание «Сорочинской траге­дии», Короленко включил в книгу особый раздел «Чего я добивался своим открытым письмом». Первая задача, писал Короленко, «состояла в оглашении правды». Вто­рая — Короленко добивался суда над Филоновым. Третья — «остановить разливающуюся все шире эпиде­мию жестокости». Четвертая — рассеять гипноз, вызван­ный «ужасом беззаконных насилий», «вызвать новое на­строение, достойное будущих граждан обновляющейся страны. Голос печати, независимый и смелый, должен поднять этих людей с колен»2. Эта характеристика позволяет увидеть кровную связь письма со всеми другими жанрами публицистики и одно­временно свидетельствует о своеобразии задач письма. Короленко, конечно, не противопоставлял письмо «без­личной корреспонденции». Он выбрал жанр письма по­тому что считал необходимым через газету прямо обра­титься к «главному герою» и высказать ему в острой форме личного обращения все, что он думает о нем. История свидетельствует, что открытое письмо, если оно употребляется как форма критики, — весьма сильно действующее средство именно в силу непосредственной обращенности его к адресату.

Таким образом, первая своеобразная функция эписто­лярной публицистики — непосредственное обращение ав­тора к определенному человеку (или группе), чтобы ука­зать на его роль и место в событиях, на его личные свой­ства, сказавшиеся в поступках, произнести «приговор» адресату, находясь с ним будто бы «один на один» и вместе с тем перед всеми читателями. И это обращение к адресату теряет всякий смысл, ес­ли есть основания считать, что письмо «не дойдет», не будет воспринято адресатом.

Вторая отличительная черта письма как жанра — не­обходимость, так или иначе, описывать и оценивать те сто­роны и ситуации жизни адресата, которые существенны для понимания читателями черт его личности и судьбы. Это та сторона жанра, которая непосредственным обра­зом связывает эпистолярно-публицистические произведе­ния со всеми другими жанрами. Однако и эта черта име­ет своеобразие: публицист рассматривает только те сто­роны ситуаций и событий, в которых проявились сущест­венные свойства адресата и которые важны для непо­средственного обращения к нему.

Третья сторона назначения эпистолярной пуб­лицистики: высказываясь, обращаясь к адресату от сво­его имени непосредственно, автор выступает либо как оппонент, либо как единомышленник адресата.

Форма личного обращения теснейшим образом связана с тем, что автор письма раскрывает не только сущность ситуа­ции и роль в ней адресата, но и сам выступает как лич­ность со своим пониманием фактов жизни, со своим от­ношением к адресату. Белинский четко сформулировал свою задачу в «Письме к Гоголю»: «...Высказать Вам все, что лежало у меня на душе против Вас по поводу Вашей книги» ( Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-и т., т.10. М., 1956, с. 220).

Эпистолярная публицистика, следовательно, рождена стремлением вызвать у читателя определенное мнение о поведении личности в существенной для совре­менной социальной жизни ситуации, о свойствах этой личности как они проявились в ситуации, с точки зрения автора через непосредственное обращение его к адресату.

Существо дела не меняется от того, является ли ав­тором или адресатом один человек или целая группа. За­дача «письма без адреса» принципиально та же, что и

 

Структура письма содержит (в разных соотношениях) ряд элементов. Публицист в своем произ­ведении высказывает понимание тех жизненных фактов, которые послужили основой для письма. Это понимание, суждение, оценка базируются на идеале публициста, на его мировоззрении. В соответствии с идеалом нахо­дится и проникающая письмо авторская заинтересован­ность в победе поддерживаемых автором сил и тенден­ций, которая выражается в отношении к предмету спора и к адресату. Всем своим повествованием автор стремит­ся заронить в читателей соответствующие стремления, пробудить их активность. В письме чаще, чем в произве­дениях других жанров, автор не только сообщает свои выводы, не только приводит доказательства их верности, но и обращается с рекомендациями, призывами, требова­ниями, пожеланиями. Важную группу элементов содер­жания письма составляют понимание особенностей лич­ности адресата, картин его жизни, характера, передавае­мые через детали поведения, через оценочное раскрытие переживаний, настроений, интересов, биографических сведений, через портретные и речевые характеристики. Существенными, а часто и первостепенно важными сто­ронами содержания письма выступают «автопортрет» и раскрытие чувств, мыслей, настроений самого автора, связанных с описываемыми событиями.

Произведение эпистолярной публицистики, таким об­разом, является результатом обобщающей, типизирую­щей работы аналитического и образного мышления ав­тора.

 

 



2018-07-06 249 Обсуждений (0)
Назначение эпистолярной публицистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Назначение эпистолярной публицистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)