Назначение эпистолярной публицистики
Каждый жанр, будучи тесно связан с другими жанрами, выполняет вместе с тем и своеобразную по сравнению с ними функцию, имеет особенное назначение, своеобразно решает общую социально-педагогическую задачу публицистики. В 1905 г. В. Г. Короленко, потрясенный расправами над крестьянами в Полтавской губернии, написал целый ряд публицистических произведений и среди них — обращение к руководителю карательной экспедиции—«Открытое письмо статскому советнику Филонову». Опубликование письма привело к возбуждению судебного преследования против автора. Короленко заявил следователю: «...Испытывая неодолимое побуждение сделать посредством печати все возможное для избавления других местностей Полтавской губернии от беззаконных насилий исступленного человека, я решил написать то самое открытое письмо, которое служит предметом обвинения. Форму личного обращения я предпочел потому, что безличные корреспонденции уже оказались бессильны, и в этом виде письмо имело больше шансов получить широкую огласку и вызвать расследование» 1. Затем, готовя отдельное издание «Сорочинской трагедии», Короленко включил в книгу особый раздел «Чего я добивался своим открытым письмом». Первая задача, писал Короленко, «состояла в оглашении правды». Вторая — Короленко добивался суда над Филоновым. Третья — «остановить разливающуюся все шире эпидемию жестокости». Четвертая — рассеять гипноз, вызванный «ужасом беззаконных насилий», «вызвать новое настроение, достойное будущих граждан обновляющейся страны. Голос печати, независимый и смелый, должен поднять этих людей с колен»2. Эта характеристика позволяет увидеть кровную связь письма со всеми другими жанрами публицистики и одновременно свидетельствует о своеобразии задач письма. Короленко, конечно, не противопоставлял письмо «безличной корреспонденции». Он выбрал жанр письма потому что считал необходимым через газету прямо обратиться к «главному герою» и высказать ему в острой форме личного обращения все, что он думает о нем. История свидетельствует, что открытое письмо, если оно употребляется как форма критики, — весьма сильно действующее средство именно в силу непосредственной обращенности его к адресату. Таким образом, первая своеобразная функция эпистолярной публицистики — непосредственное обращение автора к определенному человеку (или группе), чтобы указать на его роль и место в событиях, на его личные свойства, сказавшиеся в поступках, произнести «приговор» адресату, находясь с ним будто бы «один на один» и вместе с тем перед всеми читателями. И это обращение к адресату теряет всякий смысл, если есть основания считать, что письмо «не дойдет», не будет воспринято адресатом. Вторая отличительная черта письма как жанра — необходимость, так или иначе, описывать и оценивать те стороны и ситуации жизни адресата, которые существенны для понимания читателями черт его личности и судьбы. Это та сторона жанра, которая непосредственным образом связывает эпистолярно-публицистические произведения со всеми другими жанрами. Однако и эта черта имеет своеобразие: публицист рассматривает только те стороны ситуаций и событий, в которых проявились существенные свойства адресата и которые важны для непосредственного обращения к нему. Третья сторона назначения эпистолярной публицистики: высказываясь, обращаясь к адресату от своего имени непосредственно, автор выступает либо как оппонент, либо как единомышленник адресата. Форма личного обращения теснейшим образом связана с тем, что автор письма раскрывает не только сущность ситуации и роль в ней адресата, но и сам выступает как личность со своим пониманием фактов жизни, со своим отношением к адресату. Белинский четко сформулировал свою задачу в «Письме к Гоголю»: «...Высказать Вам все, что лежало у меня на душе против Вас по поводу Вашей книги» ( Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-и т., т.10. М., 1956, с. 220). Эпистолярная публицистика, следовательно, рождена стремлением вызвать у читателя определенное мнение о поведении личности в существенной для современной социальной жизни ситуации, о свойствах этой личности как они проявились в ситуации, с точки зрения автора через непосредственное обращение его к адресату. Существо дела не меняется от того, является ли автором или адресатом один человек или целая группа. Задача «письма без адреса» принципиально та же, что и
Структура письма содержит (в разных соотношениях) ряд элементов. Публицист в своем произведении высказывает понимание тех жизненных фактов, которые послужили основой для письма. Это понимание, суждение, оценка базируются на идеале публициста, на его мировоззрении. В соответствии с идеалом находится и проникающая письмо авторская заинтересованность в победе поддерживаемых автором сил и тенденций, которая выражается в отношении к предмету спора и к адресату. Всем своим повествованием автор стремится заронить в читателей соответствующие стремления, пробудить их активность. В письме чаще, чем в произведениях других жанров, автор не только сообщает свои выводы, не только приводит доказательства их верности, но и обращается с рекомендациями, призывами, требованиями, пожеланиями. Важную группу элементов содержания письма составляют понимание особенностей личности адресата, картин его жизни, характера, передаваемые через детали поведения, через оценочное раскрытие переживаний, настроений, интересов, биографических сведений, через портретные и речевые характеристики. Существенными, а часто и первостепенно важными сторонами содержания письма выступают «автопортрет» и раскрытие чувств, мыслей, настроений самого автора, связанных с описываемыми событиями. Произведение эпистолярной публицистики, таким образом, является результатом обобщающей, типизирующей работы аналитического и образного мышления автора.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |