Разновидности эпистолярной публицистики
Эпистолярная публицистика соседствует на страницах газет с произведениями этого жанра, принадлежащими читателям. Редакционная почта, состоящая из произведений самых различных жанров, приносит и такие, какие невозможно рассматривать как заметки или корреспонденции, статьи или очерки. Это письма в жанровом смысле слова. И это естественно: поскольку читательская публицистика содержит мнения по всем вопросам современности, поскольку она выступает во всех жанрах, в ней не могут не быть произведения, написанные в эпистолярном жанре. Письмо может быть вызвано как отдельным, частным случаем, так и рядом значительных случаев, наблюдений. Письмо может выражать мнение одного человека, ограниченного своим индивидуальным жизненным опытом и личными наблюдениями, и мнение коллектива, располагающего широкими возможностями концентрации и обобщения, сопоставления наблюдений и мнений его отдельных членов. В «малых» формах письма (письмо-отклик, письмо-вопрос, письмо-предложение, письмо-пожелание, письмо-благодарность, письмо-осуждение, письмо-просьба, письмо-сигнал, письмо-замечание и т. д.) рассуждения и аргументация, на которых основывается высказываемое мнение, неразвиты. В развернутых письмах, тем более коллективных, суждения и оценки, выводы и предложения обосновываются подробно и всесторонне. Разнообразные по масштабу фактов, по широте и глубине обобщений, вызванных размышлениями над фактами, письма («малые формы», развернутые, индивидуальные и коллективные) — это всегда, (если употреблять терминологию Герцена, исповедь и одновременно проповедь, обращенная к определенной аудитории) и характер проповеди в разных письмах разный, зависящий от того, каков адресат. Чаще всего читательское письмо не имеет данного отдельного адресата (хотя бывает и так). Автор обращается к газете и через нее ко всем читателям. Поэтому личного обращения, столь характерного для письма, чаще всего не бывает. Но даже и в том случае, если письмо адресовано определенному лицу (или коллективу), его обращенность ко всем читателям вполне отчетлива. В другой группе писем обнаруживается стремление, привлекая внимание всех читателей, непосредственно обратиться к определенной части читательской аудитории. К этому зачастую неизбежно приводит конкретизация содержания, более ясное понимание того, кто должен ответить на вопрос, кто может помочь разобраться в сложной ситуации. Поэтому-то, например, в письме «Интересно ли тебе работать?» адресат назван более конкретный, чем просто «редакция». «Мы думаем, — пишут авторы, — что молодые рабочие с разных заводов откликнутся на наше письмо. Давайте сообща подумаем над тем, как создать рабочему человеку доброе трудовое настроение». Наконец, в третьей группе писем адресатом является коллектив, группа лиц или даже один человек, к которому в силу важности вопроса автор обращается через газету. Указания на действия этого человека, критика или поддержка его, обращенные к нему замечания или предложения придают такому письму своеобразную окраску. Можно назвать такие письма, адресат которых — все читатели или крайне неопределенная группа, «письмами без адреса»; письма, адресованные вполне определенной группе или отдельному человеку, — «открытыми письмами». (Особенно важно это разделение при характеристике эпистолярной публицистики профессиональных журналистов.) Таким образом, можно выделить в письме три стороны: мысли, переживания, мнения автора, вызванные фактами жизни и обращенные к определенному адресату.
Работа над письмом Разные типы письма — письмо читателя, рабселькора, обращение, написанное от имени производственного коллектива или общественной организации, открытое письмо (или письмо без адреса), задуманное в редакции и написанное журналистом,— требуют различного подхода к ним в редакции. Выбор для публикации читательского письма предопределяется двумя факторами. Во-первых, характерностью письма для редакционной почты с тем, что в письме выражаются общие настроения и мнения. Во-вторых, важностью поставленного вопроса, объективностью подхода автора, верностью предлагаемых суждений и выводов. Все это требует от редакции газеты всестороннего анализа почты, обоснованного выбора писем для публикации, тщательной проверки отобранных писем. Проверка фактического материала писем обычно организуется собкором газеты, работающим в том «кусте», откуда пришло письмо. Проверку проводит либо сам собкор, либо местные, административные и другие органы, к которым собкор обратился, а также общественные корреспонденты газеты. Поскольку одной фактической точности письма недостаточно, чтобы ставить его в номер, и поскольку необходима проверка письма «на представительность», отдел писем или тот отдел, который ведет это письмо, рассматривает его также и с точки зрения важности поднимаемых вопросов, верности суждений и выводов, значения их для района, области, республики (в соответствии с характером газеты). Даже при положительном в целом результате проверки часто возникает нужда в некоторых уточнениях, добавлениях и т. д. Эту работу проводит автор письма с помощью сотрудников редакции. Если письмо, отобранное для публикации, ставит спорные вопросы, то возможным и часто применяемым решением является публикация письма с просьбой к читателям высказать свое мнение по этим вопросам. Так возникают обсуждения и дискуссии, ведущиеся читателями на страницах газеты. Редакция при этом по ходу дела выступает со своими комментариями, направляет ход обсуждения, а в конце печатает свой заключительный обзор. Письмо, написанное от имени коллектива или организации, не требует обычно столь тщательной работы в редакции, поскольку ответственность за него несет соответствующая подписавшая его организация. И решение о его публикации принимается обычно не в редакции, а в органе, руководящем деятельностью газеты. Если же публикация коллективного письма исходит от редакции, то авторская работа над ним идентична работе сотрудника газеты, задумавшего написать открытое письмо или письмо без адреса. Как возникает стремление написать письмо, чем вызывается необходимость обратиться к этому жанру? Причины могут быть разные, в том числе и желание разнообразить «подачу материала» в газете. Однако если говорить о существенных причинах, то практика показывает, что их в основном три. Письмо В. И. Ленина к М. П. Дукельскому — это ответное письмо на «Открытое письмо «специалиста». Именно как «ответ американским корреспондентам» написано письмо М. Горького «С кем вы, «мастера культуры»?». И это естественно, ибо наилучшим образом на письмо можно ответить только письмом. В журналистской практике часто бывает так, что публицист встречается с человеком, долго беседует с ним, пытается в личных беседах убедить его в неправильности мнений, поведения, в неверности оценок и действий, но один на один успеха не достигает. Тогда возникает необходимость перенести разговор на страницы газеты. Так было, например, с А. Волковым, автором письма «Нужно подставить плечо». Начинается письмо так: Александра Ефимовна! После того как мы дважды подолгу беседовали (последний раз — часов пять), я получил от Вас такое письмо: «Вы меня не поняли по-настоящему, следовательно, жулики и их покровители сильнее всякой правды, в которую я верила. Мне придется примириться со своей неудачей и отворачиваться от преступлений...». Не могу оставить это письмо без ответа... После этих бесед, после высказывания, заключенного в письме, журналист, конечно, не мог писать ничего другого, кроме ответа, кроме письма. Наконец, при изучении событий жизни у журналиста складывается убеждение в том, что в данной ситуации необходимо обратиться к одному участнику ситуации (или целой группе) и сосредоточить внимание на позиции или действиях человека (группы) на уже возникших или возможных последствиях поступков, на смысле событий, проходящих рядом, на необходимости тех или иных акций. Таковы, например, письма «Неизвестному американскому другу» Л. Леонова, написанные в годы войны. Леонов пишет о грозной опасности, нависшей над миром: Может быть, тебе не видно всего этого издалека? Чужое горе всегда маленькое. Может быть, ты все-таки думаешь, что воды в Темзе и Миссисипи протекает за единицу времени больше, чем крови и слез в Европе? Может быть, ты не слышал о Лидице? Может быть, тебе кажутся преувеличениями газетные описания всех этих палаческих ухищрений?.. Я помогу тебе поверить. Возникший по тем или иным причинам замысел письма для дальнейшей своей реализации требует того, чтобы публицист четко определил, чего же он хочет добиться своим письмом. Очень часто — так было с «Ответом на открытое письмо специалиста» Ленина, это относится и к большинству «писем из редакции» — журналист уверен, что можно убедить своего непосредственного адресата. Но бывает и так, что журналист знает: тот, к кому он обращается, настолько закостенел на своей позиции, что на него слова убеждения не подействуют. Знание того, какого результата можно добиться при обращении к адресату, немаловажно, и от точного определения этого зависит характер изложения в письме. Если автор уверен в успехе своего обращения, тогда центр тяжести письма переносится в очень значительной степени на стремление убедить непосредственного адресата. Аргументация в таком случае будет максимально рассчитана на воздействие непосредственно на адресата. Необходимостью становится отбирать только такие факты, примеры, доказательства, которые способны повлиять на адресата. В середине 1965 г. в «Известиях» был опубликован очерк Н. Александровой «Ослушница». Множество читателей откликнулось на него, осуждая религиозных фанатиков, уродующих жизнь и души детей. Несколько писем пришло и от баптистов. На одно из них последовал «Ответ тихому баптисту» Гр. Васильева. Автор стремится убедить своего адресата, насколько «тихий» баптизм враждебен человеку, как уничтожает в нем человеческое. И аргументы приводятся только те, которые способны затронуть, заставить задуматься адресата. ...Вот перед нами ваше письмо — письмо, как вы сами говорите о себе, «тихого» баптиста. Тихий, в нашем представлении, любит покой, мир, тишину. Возможно, вы и пальцем не тронете своих детей. Но отчего при взгляде на происшедшее вас не задела жестокость единоверца? Ведь вы и не скрываете: именно разоблачение, а не само насилие заставило вас взяться за перо. Вам показалась страшной только огласка... Вы призываете в своем письме «не сеять ненависть и вражду между людьми», «жить в мире». Но, скажите, кто же сеет ненависть и вражду — тот, кто попытался хотя бы словом остановить злую руку, или же тот, кто мучает собственную дочь?.. Ответ ясен. Но тогда ваша позиция вовсе не тихая. Одно из двух: если этот человек, о котором мы рассказывали, поступает против вашей совести и против канонов вашей веры, тогда вы должны осудить его. Это очевидно. Вы же этого не делаете. Значит, и это следует по вашей логике, оправдываете?.. Может быть, вы видите в нем даже ревностного христианина, пожалуй, более ревностного, чем вы сами? Ведь он принуждал свою дочь не к чему-либо иному, а к вере в бога, поэтому и мучил ее. Ради веры мучил. И это оправдано библией: непокорных детей рекомендуется там вывести к воротам города, и пусть все жители побьют их камнями до смерти. Так и сказано: «до смерти». Если все это так и принято вами без оговорок, то в происходящих историях нечего искать лишь случай или винить только чей-то злой дурной характер. Ответ заключается в том, что исповедует человек, какие законы становятся для него святыми... Даже для вас, для «тихого» баптиста. Вот что важно. Бесспорно, «тихий» баптист ждал, как ответит газета на его письмо. И он получил ответ, который подрывает основы его позиции с точки зрения его же собственных убеждений. Вероятно, мгновенного перелома в его сознании не произойдет, но письмо начало эту работу. Наряду со стремлением убедить определенного адресата журналист, конечно, рассчитывает на более широкую аудиторию и, в зависимости от актуальности темы и мастерства разработки, получает возможность формировать общественное мнение. В данном случае относительно убеждений и действий баптистов. В тех же письмах, где автор обращается к адресату иных политических убеждений, в определенной мере меняется направленность и характер аргументации. Становится важным продемонстрировать перед адресатом и, затем, перед читателями то, что объединяет и что разделяет автора и адресата, сопоставить и противопоставить впечатления и оценки тех явлений действительности, о которых сложились свои собственные взгляды у автора и адресата. Отсюда — многоплановость повествования, значимой частью которого становится спор перед лицом читателей. Л. Корнешов в своих «Письмах в ФРГ», адресованных одному из членов организации молодых специалистов, просившему его по возвращении в Советский Союз поделиться впечатлениями о виденном и слышанном в ФРГ, выполняет данное обещание. Демонстрируя факты и суждения, соглашаясь и споря, размышляя о виденном и напоминая о прошлом, автор ведет важный и многоплановый разговор со споим адресатом о взаимоотношениях между странами и народами. Это нелегкий разговор — и автор ищет такой тон и стиль, чтобы и адресат, и читатели убедились и в важности «пунктов», по которым достигнуто согласие, и в серьезности вопросов, по которым ведется спор. «Опять про войну? — спросите вы. — Когда вы наконец забудете об этой несчастной войне?» Мы не называем эту войну несчастной. И мы о ней не забудем. Забыть — значит опять набросить повязку на глаза Европе. Кстати, этот вопрос я не раз слышал в ФРГ. Этакая доброжелательная снисходительность: нельзя бесконечно жить прошлым, на европейское подворье вступил 1972 год. Мы уже говорили с вами о том, что кроется за «снисходительностью». Соглашались: прошлое не должно быть грузом, мешающим человечеству преодолевать пропасти и горные хребты. А их не так уж и мало на его пути. Но забыть прошлое? Это для любого народа не добродетель, а горе. В письмах такого рода полемические моменты выражены вполне отчетливо, но не всегда резко. При необходимости эта полемическая острота переходит в сатирическое разоблачение. Так случилось в открытом письме М. Кольцова к работнику Госплана, направившему распоряжение об учете «куриного стада» СССР («Куриная слепота»). Именно вследствие этой сатирической остроты письмо это часто называют фельетоном. Однако даже тогда, когда автор понимает, что нет смысла стараться убедить своего непосредственного адресата, письмо сохраняет свою характерную форму личного послания, несмотря на перенос центра тяжести в сторону анализа ситуации. Перед мысленным взором автора письма всегда, и в этом случае тоже, как бы стоит человек, к которому он пишет. Об этом хорошо сказал К.А.Веселов («Сложный узел. Письмо старого большевика К.А.Веселова Татьяне С.»). Читая Ваше письмо, уважаемая Татьяна Борисовна, я старался все время увидеть Вас, живую, за восьмью исписанными Вами страницами. Это стало у меня уже «условным рефлексом»: стремление увидеть мысленно человека, который мне пишет..., «вообразить», чтобы стало ближе, понятнее. Эта закономерность работы над письмом отчетливо сказалась и в «Открытом письме западногерманскому генералу». Однако легко увидеть, что письмо Эрнста Генри — это не открытое письмо, а письмо без адреса, т. е. у него не единичный, а обобщенный адресат — руководители армии, авиации и флота ФРГ, военные теоретики. Публицист, таким образом, создал собирательный портрет. Так происходит часто в письмах без адреса — собирательный портрет с большей или меньшей детализацией обнаруживается также и в письмах «Неизвестному американскому другу» Л. Леонова, и в «Письмах к товарищу» Б.Горбатова. В свое время Н.Щедрин в своих «Письмах к тетеньке» подробно разработал «портрет» «тетеньки» — русской либеральной интеллигенции — средних лет дамы, увлекавшейся в молодости «бреднями» (идеями шестидесятников), растерявшейся в период реакции и уехавшей в деревню, так как не могла понять, «как тут быть: признать ли для себя обязательными новые течения и принять в них непосредственное участие, или же только как-нибудь пережить их». Благодаря этой персонификации целой социальной группы публицист получает возможность свое письмо без адреса строить наподобие открытого письма, и это часто бывает в высшей степени полезно. Это не означает, конечно, что в каждом случае, когда пишется письмо без адреса, следует персонифицировать адресат. Но бесспорно, что и в обращении к коллективу, к большой группе надо четко представлять характерные особенности этой группы, своеобразие ее самосознания, социально-психологических черт, мнений и представлении, господствующих в ней, с тем, чтобы наиболее активным образом воздействовать на коллектив, к которому обращено письмо. Прекрасными образцами таких писем без адреса являются письма и обращения В.И.Ленина к партии, к рабочим и крестьянам, к красноармейцам, к зарубежным коммунистическим организациям. Характерной особенностью работы над такого рода письмами является широкое использование ораторской манеры повествования, напряженной интонации устной речи, обращённой к широким массам. Ярким примером такого письма является «Обращение к партии делегатов Объединительного съезда, принадлежавших к бывшей фракции «большевиков», написанного Лениным и напечатанного еженедельным листком в 1906 г. Эпистолярный жанр с возрастающей эффективностью пользуется в практике советской печати.
***
Приложение №1 Поводом для широкой дискуссии на страницах «Комсомольской правды» послужило выступление группы рабочих волгоградского завода «Красный Октябрь», прямо обращенное к читателям и опубликованное под названием «Интересно ли тебе работать?». Одним из первых на призыв высказать свое мнение откликнулся рабочий из Гродно: А мне неинтересно работать. Почему? Потому что на нашем заводе ценят рабочего не по истинной квалификации, а по «бороде», по стажу. Если ты кадровый специалист, то можешь рассчитывать и на уважение, и на хорошую работу, и на высокий разряд. Если же ты новичок... Принимая меня на работу, начальник цеха тов. Станкевич сказал: — Поработаешь — посмотрим... Поработал я, пришел к начальнику цеха. — Ничего, — ответил Михаил Захарович. — Для тебя и третий хорош. Жухневичу вон сколько времени не повышали разряда. С этим я и ушел. Согласен, можно проработать всю жизнь и не стать квалифицированным специалистом. Но зачем же кивать на плохие примеры? Как-то пришел я на работу, а начальник цеха крупнопанельного домостроения Тимощенко говорит мне: — Завтра, Паталета, выйди в первую смену. Надо помочь коллеге. У Жданюка потолочный шов не получается. Как и договорились, вышел я в первую смену. Работа не из легких. Варить пришлось лежа на боку. Брызги расплавленного металла жгли одежду, обжигали тело. Но с заданием я справился за смену. А Владимир Ждашок варил две смены и все напрасно. Но Жданюку платят по четвертому разряду. Разве будет интересно работать? Любого поставить на мое место, интерес весь исчезнет. 1 «Комсомольская правда», 1964, 2 сентября. Все это делается потому, что многие считают: а, молодой, пусть потешется... Несправедливо. По первому впечатлению этот отклик можно назвать заметкой. Действительно, здесь кратко сообщается о факте, можно почерпнуть ответы на вопросы — что, где, когда, кто. Но более подробный анализ заставляет утверждать, что для заметки, достойной публикации в «Комсомольской правде», факт носит слишком локальный характер. Отклик не убеждает в том, что сообщенное характерно для завода или даже для цеха. От заметки он отличается также и тем, что автор его открыто и прямо высказывает свое мнение, дает оценку факту, тогда как в заметке оценка обычно скрыта в самом отборе факта, в характере его освещения, в типе изложения. Весьма важно, что в письме выбор сведений носит особый характер: сообщается лишь то, что непосредственно затрагивает автора, что случилось лично с ним. Наконец, в письме отчетливо сказывается живая человеческая личность автора, его настроение, вызванное случившимся с ним или с его товарищами, переживания, размышления, предложения. Таким образом, это краткое письмо тем и отличается от заметки, что его «душу» составляет не сообщение о неверной практике присвоения разрядов, а отношение вполне определенного человека — автора письма как личности — к тем событиям, поступкам людей, их взаимоотношениям, которые его лично интересуют и волнуют, вызывают на размышление, находятся в сфере его личного опыта, отражаются на личности автора, на его мыслях, чувствах, поведении. Следовательно, можно определить сущность письма как обращение к какому-то адресату (в данном случае— к газете, поставившей в одном из своих материалов вопрос «Интересно ли тебе работать?») с выражением своего мнения, переживания, настроения, стремления, вызванного случаем в жизни автора или событиями, остро и непосредственно затрагивающими его.
Приложение № 2 Крупнейший мастер эпистолярной публицистики А. И. Герцен, высоко ценивший письма, присылавшиеся из России в «Колокол», писал о некоторых из них: «Письма эти сами по себе замечательны: у испуганных, удивленных людей явилась потребность заявить свое негодование, свой крик боли вслед за неожиданным воскресением николаевского времени» (Герцен А. И. Поли. собр. соч. в 30-ти т., т. 14. М., 1958, с. 256. Через много десятилетий, уже в советские годы, особенный характер писем как жанра читательской публицистики подчеркивал М. И. Калинин, придававший ему огромное значение. Он характеризовал письма крестьян, пришедшие в газету, с двух сторон — со стороны социологической как отражения социальных фактов и со стороны социально-психологической как фиксации в письмах психологии их авторов. Во-первых, подчеркивал Калинин, «письмо в газету, хотя бы и на мое имя, уже не есть частное письмо, частная жалоба, а документ: автор своим письмом стремится произвести политическое действие, он обращает внимание общества на известное ему зло, выявляет его причины, часто предлагая и соответствующие средства исцеления зла». Во-вторых, Калинин подробно характеризует письмо как человеческий документ, изнутри рисующий личность автора, выражающий его психологию. «В «Бедноте» мне часто приходится читать помещенные без всяких изменений крестьянские письма... Я вижу в тех письмах, которые печатаются, что называется, в чем мать родила, подлинного жителя деревни, подлинную его психологию, подлинный подход его к явлениям, его уровень, даже с большей безошибочностью его социальное лицо, его хозяйственное положение, наконец, степень его искренности или плутовства... И чем непосредственнее письмо, чем сильнее в нем бьется голос наболевшей души или взволнованной совести, тем больше оно является человеческим документом, которого не заменить никакой профессиональной корреспонденцией» (Калинин М.И. О корреспондентах и корреспонденциях. М., 1958, с. 37, 31, 30). (Калинин М.И. О корреспондентах и корреспонденциях. 1958, с. 31). Однако до сих пор выводы о характере письма основывались на приведенном кратком письме, относящемся к разряду «малых» форм жанра. Но письма читателей могут быть и развернутыми, не только 30-строчными, но 300-строчными. Не случайно М. И. Калинин соотносил письмо не только с заметкой, но и с корреспонденцией1.
Приложение №3 Сознание, что цель не будет достигнута, вызвало отказ Горького от непосредственного обращения к русской интеллигенции с позитивными предложениями в период, последовавший за поражением революции 1905—1907 гг. «Русская революция, видимо, была экзаменом мозга и нервов для русской интеллигенции... Ее духовный облик совершенно неуловим для меня теперь, ибо ее психическая неустойчивость — вне всяких сравнений. Грязные ручьи, а не люди... А страна, как это ясно для меня, нуждается в сильных, здоровых, рабочих людях, в простой, яркой, здоровой литературе... Кто удовлетворит эту жажду?.. Все это мучает меня, разрывает на части. Я начал писать ряд резких статей в форме открытых писем к литераторам — мне хотелось указать им на требования момента, на их обязанности. Но — куда писать? Кому? Это камень, брошенный в болотную трясину, — ни звука, ни кругов.
В «Письме к Гоголю» Белинского, например, книга «Выбранные места из переписки с друзьями» рассматривалась Белинским не во всех аспектах, а лишь в тех, где наиболее отчетливо сказалась позиция Гоголя в это время. В своем «Ответе на открытое письмо специалиста» В. И. Ленин повторно (вслед за автором открытого письма к нему) анализирует те события, о которых пишет автор, чтобы опровергнуть его точку зрения, его мнение. Это же происходит и в современной публицистике. «Нужно подставить плечо» — так называется «Письмо из редакции», характерное для «Известий»2. Оно вызвано желанием автора, В. Волкова, показать, что позиция, занятая его адресатом, в силу преувеличений, неверна. Вы никому не доверяете, считаете, что, кроме Вас, нет праведных людей в ближайшей округе. Все только и стараются «замазать» преступления, скрыть недостатки, спасти от наказания виновных. Ведь Вы и пишете чаще всего о «замазывании». Вот провинился в чем-то человек. Его сняли с работы, наказали, заставили возместить нанесенный ущерб. Вы сразу поднимаете тревогу: преступник па свободе! Прокуратура по Вашему сигналу предпринимает расследование. Вам сообщают: нет оснований для привлечения этого человека к уголовной ответственности. Ведь, право же, не за всякий проступок надо сажать человека в тюрьму... Кажется мне, что Вы слишком увлеклись этой своей ролью пламенного борца со злом и даже несколько бравируете ею. Чего стоит одна фраза в письме: «Я согласна умереть чистой и чтобы 1 Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29. М., 1956, с. 76—77. Курсив мой. — Е. П. Следует иметь в виду, что термин «статья» употреблен в данном контексте в широком смысле — как обозначение произведения публицистики вообще. 2 «Известия», 1964, 23 марта. Эта рубрика в 1971 г. стала называться «Письма без марок». Народ знал, что моя борьба должна быть для всех примером». Слово «разоблачение» то и дело слетает с Ваших уст. Мне даже прсдствляется, что Вы на каждого человека так вот и смотрите: «Л нельзя ли тебя, голубчик, разоблачить?» Вот ведь проситесь на шахту «Южная-1», а сами на каждом перекрестке говорите, что идете туда «разоблачать жуликов». Вспомните, как писали бывшему начальнику шахты тов. В облому: «Вы категорически отказали мне в работе, боитесь, что я Вас посажу. Я буду работать у Вас и буду бороться». Ну, скажите-ка, кому такое понравится?... Нет, несправедливо называть Вас сейчас клеветницей. Но скажу откровенно: между Вашим отношением к жизни и психологией кляузника грань очень тонкая. Можно и не заметить, как перешагнешь ее и окончательно потеряешь уважение людей. Я потому и пишу письмо, что очень не желал бы Вам этого. В этом письме легко обнаруживается указанная черта: автор обращается к адресату по определенному поводу, в связи с его действиями, оценками, позицией, в связи с теми событиями, в которых адресат участвует, в связи с теми мнениями, которые высказывает. Анализ этого отрывка убеждает также и в том, что есть еще и
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |