Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная культура как культура медиа



2018-07-06 416 Обсуждений (0)
Современная культура как культура медиа 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 8. Лекция 9. Медиа как пространство мифа

План:

1. Современная культура как культура медиа.

2. Феномен медиа-персоны.

Современная культура как культура медиа

Концепция массового человека оказала большое влияние на изменение взгляда на современную культуру, так как указала на важные отличия современной жизни от жизни в традиционном обществе. Во-первых, возрастает спрос на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, изменяется масштаб существования отдельно взятого человека. Если в традиционном обществе место человека в обществе, как правило, было задано от рождения, то сейчас общество обладает подвижной структурой и каждый «имеет право». Кроме того, пространство жизни человека безгранично расширилось и требуется все больше и больше информации для успешной социализации. Во-вторых, традиционная культура транслировала социально-значимый опыт «из рук в руки», что абсолютно невозможно в современных условиях. Это приводит к важному выводу – массовая культура становится особым каналом «трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и “перевода” этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах “производителя” этой информации».

Важнейшими предпосылками возникновения массовой культуры стали следующие:

1. Расширение и концентрация производства, урбанизация, научно-технический прогресс, совершенствование техники облегчило нагрузку физического труда, затрачиваемых сил и времени, но человека превратился в исполнителя одной функции, одной операции в огромном производственном механизме конвейерного типа, в человека-автомата.

2. Создание и совершенствование новых технических средств и технологий, способствующих фиксации, сохранению, копированию, тиражированию, широкому распространению информации различных видов и типов – печать, радио, телевидение, аудио и видеоаппаратура, компьютерные технологии, Интернет и другие электронные технические средства, становящие все более доступными и проникающие в самые отдаленные уголки планеты.

3. Расширение производства, рост городов, усиление миграции, способствующее "перемешиванию" населения, а, значит, разрушению традиций, ослаблению социальных связей (общинных, родственных, соседских и пр.).

Основные черты массовой культуры таковы:

Стандартизация культурных текстов (представлений, образов, эталонов, технологий). Любой продукт массовой культуры (будь то произведение искусства или рекламный ролик) рассчитан на усредненного человека, готового принимать готовые решения, а не вырабатывать свои собственные.

Тривиализация (от слова trivialis – обычный), что означает упрощение культурной информации. Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях. Массовая культура дает человеку простые ответы на сложные вопросы. Стандарты масскульта – многократно копируемые, тиражируемые шаблоны, клише.

Это стандартный образ человека как нельзя более органичен мифу, который возникает и функционирует на основе «мы-сознания», где каждый неотличим от другого. Мифом является постулат об абсолютно равных для каждого человека возможностей достижения личного успеха, богатства, процветания, удачной карьеры. Миф проникает и в политику и в повседневную жизнь рядового человека. Эта особенность существования человека в мире масскульта многократно усиливается средствами массовой информации.

Итак, массовая культура – способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненное ему как своей цели, распространяемую по каналам, включим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации.

Современные исследования культуры активно используют термин «информационное общество», который впервые возникает в трудах японского исследователя Ю. Хаяши. Многие ученые, стремившиеся понять природу современного общества и культуры, поддержали эту идею, указывая на прогресс и особую роль информационных технологий, а, кроме того, указавшими на глобальность тех изменений, которые приходят в жизнь человека вместе с ними. Информационное общество определяется как ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Каковы же признаки информационного общества? Безусловно, это, в первую очередь, увеличение роли информации, знаний и информационных технологий, растущая информатизация общества – используется телефония, радио, телевидение, Интернет, традиционные и электронные СМИ. Однако, гораздо важнее другое – границы жизни отдельного человека расширяются, возникает глобальное информационное пространство, с помощью которого люди получают возможность немедленного получения самой разнообразной информации (от котировок на фондовой бирже до кулинарных рецептов), а, кроме того, мир «сжимается» до размеров телевизионного экрана, или экрана компьютера.

Одновременно с возникновением глобального информационного пространства возникает новая проблема – информация, поставляемая нам СМИ, не может быть проверена на личном опыте. Первым обратил на это внимание М. Маклюэн, очень точно сформулировав проблему: «Средство сообщения становится самим сообщением»[1]. Говоря простым языкам, когда мы читаем статью в газете или смотрим новостной репортаж , мы уверены, что нам дают правдивую информации. Главное, что мы лишены возможности проверить истинность сообщения. Однако именно СМИ формируют наши представления о мире и основных его событиях. Профессиональные журналисты иногда шутят: «Событие мирового значения – это событие, которое транслируют шесть мировых телеканалов».

В основе единства природы мифа и СМИ лежат их основные цели.

Целью мифа и СМИ являются :1) построение универсальной картины мира; 2) регуляция поведения индивида («конструирование человека»).

Стратегической задачей любого информационного сообщения является изменение поведения человека. В этом случае не принципиально, является ли это сообщение элементом политической пропаганды, рекламным роликом или телевизионным сериалом. Каждая форма средств массовой информации обладает собственными инструментами мифологизации сознания. Печать обладает убедительностью документа, телевиденье опирается на «эффект присутствия» (видел собственными глазами), интернет создает иллюзию полярности мнений и многообразия источников информации. Не следует забывать и то, что наиболее эффективным способом воздействия на наше сознание является визуальный образ, и здесь несомненным преимуществом обладает TV.

Феномен медиа-персоны

Одним из самых интересных мифологических персонажей, рождаемых СМИ является медиа-персона.

Медиа-персона – это некий образ, созданный на основе реального человека, с высокой периодичностью появляющийся на различных медиа-ресурсах. Медиа-персона обладает мифическими свойствами, которые ему приписывает общество, демонизируя или же обожествляя ее образ. Как правило основой образа медиа-персоны становятся люди, активно включенные в публичное пространство (политики, шоумены, кино звезды и т.п.). Эти персонажи ( назовем их именно персонажами) существуют во всех медиа одновременно. Их личную жизнь обсуждает желтая пресса, интернет полон скандальных сюжетов, как правило, разоблачающего содержания, их же приглашают в качестве героев на скандальные теле-шоу. Безусловно, медиа-персона – это мифологизированный образ реального публичного человека. В каждом отдельном случае формируется особый миф. Так известные телеведущие политических ток-шоу на основных российских телеканалах (В. Соловьев, М. Леонтьев и др.) позиционируются как всезнающие эксперты, выступающие в роли третейского судьи по самым сложным вопросам мировой политики. Звезды эстрады и кино – другая мифология (напр. «Н. Басков – золотой голос России»). Любопытно, что медиа-персонаж может со временем заменить один мифический образ на другой. Ярким примером является Ксения Собчак, возникшая на TV как ведущая скандального реалити-шоу «Дом», и неожиданно превратившаяся в пламенную революционерку и разоблачительницу действующей власти.

Мифологический характер медиа-персоны выражается и в том, что пока персонаж существует в медиа пространстве – он «жив», а как только он исчезает с телеэкрана и со страниц интернета – он «умирает». Яркий пример – некая Света Курочкина («Света из Иваново»), в одночасье возникшая во всех теле и интернет сообщениях, и так же внезапно исчезнувшая.

Главный вывод состоит в следующем: пространство медиа является мифическим пространством, населено мифическими персонажами, каждый из которых демонстрирует образец социально-значимого поведения.

Медиа-персона транслирует некое послание, при этом послание подтверждается и утверждается медиа-персоной..


[1] См. Маклюэн М. Понимание медиа. Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3528/3530

 



2018-07-06 416 Обсуждений (0)
Современная культура как культура медиа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная культура как культура медиа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)