Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие личность современников



2018-07-06 277 Обсуждений (0)
Понятие личность современников 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. Рассмотрим несколько теорий личности, наиболее значимыми из которых называют следующие:

1) Отечественные концепции теории личности

· Концепция личности А.Ф. Лазурского

· Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности

· Концепция личности А.Н. Леонтьева

· Концепция личности А.В. Петровского

2) Зарубежные психологические теории личности

· Психоаналитическая теория З.Фрейда

· Личность в гуманистической теории

· Когнитивная теория личности

· Диспозициональное направление в теории личности


 

История происхождения понятия «личность»

Слово личность имеет долгую историю и его содержание менялось в течение многих веков. Оно происходит от латинского слова persona, использовавшегося еще до новой эры. Цицерон употреблял этот термин в четырех значениях - весьма различных, имеющих отношение к театру, с чем и связан был его первоначальный смысл.

Во-первых, persona, как маска театрального актера. Во-вторых, persona, как исполняемая им роль. В-третьих, persona, как сам актер. И наконец, в-четвертых, persona - это исток, который обеспечивает историческое развитие, где главным становится социальный характер, достоинство, отличительное свойство, каким обладает индивид. [1]

В западной Европе слово «личность» появилось не ранее XVII в. В России термин был введен Н.М. Карамзиным. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы данный смысл. Размышляя об этом понятии Л.М. Баткин пишет: "Общая черта для любых культур состоит только в том, что мы с необходимостью находим в каждой из них некий идеал положения отдельного человека в мире". Еще раз подчеркнем, что личность связана с социальностью, с обществом. Однако ее богатство шире, нежели данной эпохи культура. Личность - универсальное понятие духовного человека. [2]

Личность - феномен очень подвижный. Во-первых, человеческий индивид является личностью не всегда. Он обретает статус вменяемого субъекта, т.е. обладающего рациональной мотивацией и отвечающего за свои действия и может утратить его навсегда или на некоторое время в связи с болезнью. Во-вторых, полноценная вменяемость, т.е. возможность распоряжаться имуществом, своим телом, в разных обществах признается с наступлением различного возраста. В Индии это 12 лет, в России-18 в Британии-21. В-третьих, существуют психологические, нравственные и наиболее узкие правовые границы личности. Для родителей их малыш - уже с рождения личность. Но только для них. Потому что для социума он существо, не способное еще само за себя отвечать, и ответственность за него несут другие родители, опекуны. [3]

С точки зрения В. Штерна личность - это такое существующее, которое, несмотря на множество частей, образует своеобразное и ценное единство и, несмотря на множество частных функций, образует единую, целестремительную самостоятельность. [4]

Для Гуссерля личность всегда была субъектом окружающего мира. Этот окружающий мир есть не только и не прежде всего природа, он - это и другие личности и их отношения друг с другом. «Я» может постичь себя как личность только в окружающем мире: тем самым Гуссерль преодолел представление, что личность и «Я» суть одно и то же. Скорее, «Я» переживает себя как личность. Макс Шелер совершил еще более решительный шаг. Он полагал, что существо, которое только разумно, тем самым еще не было бы личностью. Личность существует только там, где нечто, или, скорее, некто переживает самого себя как того, кто совершает познавательные, волевые и эмоциональные акты сознания. [5]

Именно сознание личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем призвании. Если бы человек не был личностью, хотя бы невыявленной и задавленной, хотя бы пораженной болезнью, то он был бы, подобен другим вещам мира и в нем не было бы ничего необычайного.

Личность всегда целостна, самодостаточна, она многогранна, но при этом всегда остается в единстве. Далеко не каждый может стать личностью, "личность" становится характеристикой высшего существа, которым является человек, который может удерживать при себе свои действия.

Понятие личность современников

Глобальные проблемы, вставшие перед человечеством на пороге третьего тысячелетия, вызывают необходимость формирования нового миропонимания, новых ценностей, смыслов, правил общения и поведения. Носителем вышеуказанных качеств и ценностей является личность новой эпохи.

Проведенное диссертационное исследование, включающее анализ литературных источников, статистических материалов, а также собственные социологические исследования дали возможность диссертанту разработать основные принципы формирования личности XXI века.

Подводя итоги выполненного диссертационного исследования, можно сделать следующее заключение о научной новизне существенных авторских выводов:

· разработана социологическая Типологизация личности, которая является результатом теоретических и прикладных социологических диссертационных исследований;

· на базе анализа социально-исторических реалий доказано, что формация - это социально-экономические условия развития личности и общества; формация играет роль базиса в обществе.

Культура - исторически развивающаяся надбиологическая сфера и результат человеческой деятельности, благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменения социальной жизнедеятельности во всех ее основных проявлениях, то есть культура есть способ и результат деятельности человека.

В диссертации на основе анализа социально-философского материала аргументируется, что личность это социальное качество человека, которое формируется и развивается в процессе всей жизнедеятельности и представляет собой не только усвоение социального опыта, накопленного человечеством, но и его преобразования, в противном случае не было бы развития цивилизации.

В диссертации доказано, что в содержании процесса социализации личности определяющими являются социальные качества, поскольку человек рождается с физиологическими качествами, а социальные формируются в ходе социализации.

Интересы, ценности, мировоззрение, ценностные ориентации представляют собой набор приоритетных свойств, меняющихся на определенном этапе жизни человека, и служат установками к деятельности.

Критериями личностных качеств являются поведение, отношение, деятельность.

В диссертации показано, что деятельность агентов социализации (по терминологии Н. Смелзера - это сферы, факторы, субъекты), к которым в первую очередь относятся семья, образование, средства массовой информации, властные структуры, является приоритетной.

Целевая направленность социализации, как показано и доказано в диссертации, это формирование творческого интеллекта, профессионализма, нравственной зрелости.

Новый тип личности XXI века определен диссертантом, как «гуманистический», аккумулирующий, социально значимый характер деятельности на основе сформированных гуманистических качеств.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что будущая цивилизация может стать эпохой расцвета культуры и наиболее полной реализации личности, эпохой сплочения всего человечества, при условииесли будет реализован весь потенциал личностных свойств и качеств, развитых в процессе социализации в семье и образовании главными агентами - родителями, педагогами, властными структурами и средствами массовой информации[6].

Теории личности



2018-07-06 277 Обсуждений (0)
Понятие личность современников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие личность современников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)