Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика информации в различных видах управленческой деятельности



2018-07-06 666 Обсуждений (0)
Характеристика информации в различных видах управленческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОСНОВЫ ГЕОИНФОРМАТИКИ

В двух книгах Книга 2

Под редакцией проф. В.С.ТИКУНОВА

Допущено

Министерством образования Российской Федерации вкачестве учебного пособия для студентов высшихучебных заведений,

Обучающихся по специальности 013100 «Экология» и направлению 511100 «Экология иприродопользование»

Москва academ'a

УДК 91(075.8) ББК 26.8я73 O-75

Авторы:

Е.Г.Капралов, А.В.Кошкарев, В.С.Тикунов, А.А.Аширов,

Ю.Б.Баранов, В.Д.Гайдуков, В.В.Глазырин, В.В.Грошев,

С.С.Замай, С.В.Ершов, А.Б.Кияшко, М.Я.Козлов, С.А.Миллер,

В.А.Охонин, В.И.Пырьев, В.Н.Семин, Б.Б.Серапинас,

А.В.Симонов, К.Г.Стафеев, Д.А.Старостенко, А.С.Степаненко,

А.Ф.Сурнин, С. В.Трибунский, С.А. Цымбал, О.Э.Якубайлик

Рецензенты:

акад. РАН, д-р техн. наук, проф. В. Г. Бондур (Московский

государственный университет геодезии и картографии);

д-р техн. наук, проф. Д.В.Лисицкий (зав. кафедрой картографии

Сибирской государственной геодезической академии); д-р геогр. наук, проф. В. 3. Макаров (зав. кафедрой физической географии и ландшафтной экологии Саратовского государственного университета)

Основыгеоинформатики: В 2 кн. Кн. 2: Учеб. пособие для O-75 студ. вузов / Е.Г.Капралов, А.В.Кошкарев, В.С.Тикунов и др.; Под ред. В.С.Тикунова. — М.: Издательский центр «Ака­демия», 2004. — 480 с, [8] с. цв. ил.: ил.

ISBN 5-7695-1444-2

В учебном пособии освещены общие вопросы геоинформатики, функциональные возможности географических информационных систем (ГИС), принципы проектирования, аппаратно-программные средства реализации, интеграции данных и технологий, особенности интеллек­туализации ГИС и систем поддержки принятия решений и др. Особое внимание уделено блокам моделирования и визуализации данных, а также прикладным аспектам геоинформатики с изложением опыта использования ГИС и анализом литературы.

Для студентов высших учебных заведений,обучающихся по специ­альности «Экология».

УДК 91(075.8) ББК 26.8я73

ISBN 5-7695-1444-2 (кн. 2) ISBN 5-7695-1716-6

© Коллектив авторов, 2004

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вторая книга настоящего пособия является логическим про­должением первой книги, в которой рассмотрены основы геоин­форматики. В ней читатели познакомятся с ближайшим окруже­нием геоинформатики, методами реализации ГИС-проектов и ос­новными областями применения ГИС-технологий. Изложение начинается с раздела, характеризующего требования и этапность геоинформационной системы. Разработка любой ГИС — это слож­ный процесс, включающий определение ее целей, задач, решае­мых с помощью системы, структуры системы, организации дан­ных, подбора программного обеспечения, а также создание орга­низационных механизмов накопления и использования инфор­мации и т.п. Наибольший объем раздела занимает обзор самых распространенных аппаратных и программных средств. Вкратце про­анализированы организационные аспекты и инфраструктура про­странственных данных (ИПД). Изложение одной из наиболее при­мечательных и многообещающих тенденций развития приклад­ной геоинформатики на рубеже веков еще раз иллюстрирует боль­шую интегрирующую и системообразующую роль геоинформаци­онных технологий в пространственно-информационном обустрой­стве крупных территорий. Национальные инициативы ряда стран рассматриваются как часть более общего процесса глобализации геоинформационных ресурсов и индустрии, обозначенной в про­екте Глобальной ИПД.

Далее рассмотрены способы интеграции методов дистанцион­ного зондирования и спутникового позиционирования в геоин­формационной среде. Охарактеризованы сетевые технологии и комплексные мультимедийные системы в трех ипостасях: как идея, т.е. способ хранения, организации и передачи информации раз­личного типа; как оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы и доставлять ее потребителю, и, наконец, как продукт, составленный из данных всевозможных типов, объединенных некоей общей идеей и представляющий интерес для конечного пользователя.

Следующие четыре главы посвящены аспектам интеллектуали­зации геоинформатики. ГИС все чаще стали применяться в каче­стве инструментария, позволяющего более объективно принимать решения в самых разных областях человеческой деятельности, что привело к интеллектуализации геоинформатики. Геоинформатика

стала также средством получения новых знаний в ряде наук. В дан­ных главах прежде всего рассмотрены экспертные системы и ней-росети. Важнейшее практическое приложение методов искусст­венного интеллекта происходит через формирование систем поддержки принятия решений. Они позволяют обеспечить моде­лирование альтернативных решений на разных этапах принятия решений, их анализ и выбор вариантов, удовлетворяющих по­ставленным условиям. В пособии охарактеризованы атласные ин­формационные системы для комплексных исследований террито­рий и разработки сценариев их развития.

В завершающих главах книги освещены разнообразные приклад­ные аспекты геоинформатики. Читатели познакомятся с прило­жениями ГИС-технологий к различным предметным областям — геологии, земельному кадастру, лесной отрасли, экологии, му­ниципальному управлению, эксплуатации инженерных коммуни­каций, деятельности силовых структур. Для студента-эколога эти аспекты важны, поскольку именно в указанных областях ставятся и решаются наиболее сложные и наукоемкие задачи, шлифуется инструментарий и закладываются «точки роста» новых геоинфор­мационных идей, и самое главное — сможет реализоваться в пол­ной мере потенциал эколога-профессионала, которому в первую очередь адресована книга. Здесь же дается характеристика наибо­лее известных региональных геоинформационных проектов.

Далее анализируется рынок геоинформационных продуктов и услуг. Экспансия ГИС-технологий в 80-х годах прошлого века по­родила геоинформационную индустрию и геоинформационный рынок, достаточно четко сегментированный и чрезвычайно ди­намичный. Появилась профессия «геоинформатик». Профессиона­лов различной специализации в области ГИС готовят тысячи ву­зов, геоинформационное образование стало гарантом успешного трудоустройства выпускников и их карьеры в сфере геоинформа­ционно-геотелекоммуникационного бизнеса.

Учебное пособие снабжено словарем терминов, поясняющим значение базовых понятий геоинформатики и смежных с нею от­раслей знаний. Значительная часть словарного материала заим­ствована из учебно-справочного пособия «Понятия и термины гео­информатики и ее окружения» [А.В.Кошкарев,2000] и «Толкового словаря основных терминов геоинформатики» [Геоинформатика...,1999] и воспроизведена в переработанном и отредактированном виде. Введены термины, ранее не зафиксированные словарями. Заголовочные термины словарных статей снабжены их синонима­ми и английскими эквивалентами.

Материал между авторами распределяется следующим образом: предисловие — А.В.Кошкарев, В.С.Тикунов; гл. 7 — Е.Г.Капра­лов, В.С.Тикунов; гл. 8 и 20 — Е.Г.Капралов; гл. 9 — Ю.Б.Баранов, Е. Г. Капралов; гл. 10 — А В. Кошкарев; гл. 11 — Ю. В. Баранов; гл. 12 —

Б.Б.Серапинас; гл. 13 — А.В.Симонов; гл. 14 — В.Н.Семин, В.С.Тикунов; гл. 15 — В.В.Глазырин, В.С.Тикунов, О.Э.Якубай-лик; гл. 16 — С. С. Замай, В.А.Охонин, О.Э.Якубайлик; гл. 17 — В.И.Пырьев; гл. 18 — В.С.Тикунов; подразд. 19.1 — К.Г.Стафеев; 19.2 — В.Д.Гайдуков, С.А.Цымбал, А.Б.Кияшко, С.В.Ерошов,

A. С. Степаненко, СЧВ. Трибунский; 19.3 — Д.А.Старостенко; 19.4 —
М.Я.Козлов; 19.5 — А.Ф.Сурнин; 19.6 — А.А.Аширов; 19.7 —

B. В. Грошев; гл. 21 — С. А. Миллер; словарь терминов — А. В. Кош-
карев с участием авторов глав.

Замечания и пожелания по совершенствованию учебного по­собия Вы можете сообщить редактору книги В.С.Тикунову по адресу: 119992, Москва, МГУ, географический факультет. Тел.: (095) 939-13-39. Факс: (095) 932-88-36. Электронная почта — tikunov@

РАЗДЕЛ III ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГИС

ГЛАВА 7 РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОГО ПРОЕКТА ГИС

Основными слагаемыми ГИС являются инструментальная (ап­паратная) база, программное и организационное обеспечение (в английском языке этим понятиям соответствуют термины «hard­ware», «software» и «humanware»). Организационным аспектам в геоинформатике уделялось явно недостаточное внимание. Вместе с тем для успешной организации работы геоинформационной си­стемы недостаточно приобрести технику и нанять или переподго­товить штат; новые средства должны быть разумно интегрирова1 ны в рабочий процесс. Оценка осуществимости и стоимости юридических и политических аспектов должна включаться в про­ект ГИС наряду с оценкой целей и задач, требованиями к про­граммному и техническому обеспечению. В последнее время цены на технику упали, но качественное математическое обеспечение, данные и квалифицированный персонал остаются проблемой во многих организациях. Все эти аспекты должны учитываться уже на этапе построения модели системы.

Поскольку ГИС могут применяться для решения различных задач, в разных организационных схемах и с разными требовани­ями, подходы к разработке системного проекта могут варьировать в довольно широких пределах.

Наибольшее применение ГИС нашли в системах поддержки и принятия управленческих решений, или в информационно-уп­равляющих системах. Поэтому в этом разделе рассмотрим порядок выполнения работ по разработке системного проекта таких ГИС. Многие вопросы имеют отношение и к информационно-справоч­ным системам, и к системам для научных исследований, и т.п.

Основные функции информационно-управляющих систем (ИУС) — это планирование и контроль, которые взаимосвязаны. И для планирования, и для контроля необходима своевременная, конкретная, точная информация, эффективная по отношению к затратам на ее получение.

ИУС должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Она должна отслеживать все относящиеся к делу события внутри организации и вне ее. Общая цель ИУС — облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности.

ИУС не является единственной всеобъемлющей интегрирован­ной системой для удовлетворения всех потребностей администра­ции в информации. Цель ИУС состоит не только в том, чтобы просто выдавать и обрабатывать некоторую информацию, но и в том, чтобы эта информация была ориентирована на пользовате­ля, т.е. она должна служить потребностям тех управляющих, ко­торые ее получают.

При проектировании информационной системы нужно иметь в виду, что информационные потребности управляющих различ­ны в зависимости от их уровня в иерархии управления и от фун­кциональных обязанностей.

Виды управленческой деятельности принято делить на три ка­тегории:

1. стратегическое планирование — процесс принятия реше­
ний относительно целей и стратегий организации, изменения це­
лей, использования ресурсов для достижения этих целей, выбора
стратегий, обусловливающих получение, использование и разме­
щение этих ресурсов;

2. управленческий контроль — процесс, посредством которо­
го управляющие обеспечивают получение ресурсов и их эффек­
тивное использование для достижения общих целей;

3. оперативный контроль — процесс обеспечения эффектив­
ного и квалифицированного выполнения конкретных задач.

Системы, создаваемые для разных категорий управления, бу­дут различными.

В табл. 7.1 показано изменение характеристик информации, используемой в различных видах управленческой деятельности.

Одним из наиболее важных этапов разработки системного про­екта является этап разработки бизнес-плана.

Примерный состав стратегического бизнес-планах

1. Вводная часть:

  • название и адрес фирмы;
  • суть и цель проекта;
  • стоимость проекта;
  • потребность в финансах;
  • вероятный уровень секретности.

2. Анализ положения дел:

  • текущая ситуация и тенденции развития отрасли;
  • направление и задачи деятельности проекта.

3. Существо предлагаемого проекта:

— продукция (услуги, в том числе информационные) или работы;

Таблица 7.1

Характеристика информации в различных видах управленческой деятельности

Характеристика информации Оперативный контроль Управляющий контроль Стратегическое планирование
Источник В основном внутренний —> Внешний
Границы Четко определенные, узкие —> Очень широкие
Уровень обобщения Детализированный —> Агрегированн ы и
Временные рамки Прошлое —> Будущее
Новизна Текущая —> Довольно старая
Требуемая точность Высокая —> Низкая
Частота использования Очень часто —> Довольно редко
  • технология;
  • лицензии;
  • патентные права.

4. Анализ рынка:

  • потенциальные потребители продукции;
  • потенциальные конкуренты;
  • размер рынка и его рост;
  • оценочная доля на рынке.

5. План маркетинга:

  • цены;
  • ценовая политика;
  • каналы сбыта;
  • реклама;
  • прогноз новой продукции.

6. Производственный план:

  • производственный процесс;
  • производственные помещения;
  • оборудование;
  • программное обеспечение;
  • источники постановки информации, материалов, оборудо­
    вания и кадров исполнителей;
  • субподрядчики.

7. Организационный план:

  • форма собственности;
  • сведения о партнерах, владельцах предприятия;
  • сведения о руководящем составе;
  • организационная структура.

8. Оценка степени риска:

  • слабые стороны предприятия;
  • вероятность появления новых технологий;
  • альтернативные стратегии.

9. Финансовый план:

  • план доходов и расходов;
  • план денежных поступлений и выплат;
  • балансовый план;
  • точка безубыточности.
    Приложения:
  • копии контрактов, лицензий и т.п.;
  • копии документов, из которых взяты исходные данные;
  • прейскуранты поставщиков.


2018-07-06 666 Обсуждений (0)
Характеристика информации в различных видах управленческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика информации в различных видах управленческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)