Раздел 2.1. Показатели динамичности при равномерном движении
Показателями тяговой динамичности автомобиля при равномерном движении являются: – максимально возможная скорость движения автомобиля в данных дорожных условиях; – значения коэффициентов сопротивления дороги, преодолеваемые автомобилем на низшей и высшей передачах; – соответствующие им величины динамического фактора. Расчётное определение этих показателей затруднительно, поэтому обычно пользуются графоаналитическим методом. Наибольшее распространение получили метод силового баланса и метод динамической характеристики. 2.1.1 Метод силового баланса: При движении автомобиля движущие силы уравновешиваются действием сил сопротивления движению, а уравнение тягового баланса в общем случае имеет вид: Рт=Рf ±Рп+Рв±Рu=РД+Рв±Рu. В случае равномерного движения автомобиля сила инерции Рu = 0 и уравнение приобретает вид: Рт=РД+Рв При решении задач по определению динамических качеств автомобиля пользуются его тяговой характеристикой. Основной для построения тяговой характеристики является скоростная характеристика автомобильного двигателя. Тяговая характеристика, построенная по методу А. Н. Островцева, представляет собой графики зависимостей Рт = f(V) и Рс =Рт – Рв = f(V). Кроме того, в характеристике представлены также зависимости суммарной силы дорожного сопротивления от коэффициента дорожного сопротивления РД = f(ψ) при различной загрузке автомобиля и максимальной по условиям сцепления ведущих колес силы тяги от коэффициента сцепления Р = f(j) при различной загрузке автомобиля. Таблица 2 - Параметры тяговой характеристики автомобиля
Пример расчета для первой передачи при 1000 об/мин : Графы 1-3 таблицы заполняются в соответствии с внешней скоростной характеристикой. Определить скорость движения автомобиля на разных передачах (графа 4) при соответствующих частотах вращения коленчатого вала двигателя можно по формуле: V= = = 19,745 км/ч Окружающая сила тяги на ведущих колѐсах Рт (графа 5) определяется по формуле: PT = = =10,03 кН Сила сопротивления воздуха определяется: Pв = *10-3 = *10-3 = 0,078кН Свободная окружная сила представляет собой разность между окружной силой тяги и силой сопротивления воздуха: Рс = Рт – Рв =10,03 – 0.078 = 9.925 кН. По данным таблицы построим среднюю часть графика силового баланса. Сила сопротивления дороги определяется (при условии, что автомобиль движется на горизонтальном участке дороги):
где Мсц – сцепная масса, т. е. масса автомобиля, приходящаяся на ведущие колёса, при соответствующем состоянии загрузки Н, кг; кз – коэффициент загрузки (кз=0; 0,25; 0,5; 0,75; 1); φ = 0,7; Н= кзМгр, %. Сцепную массу определяют по формуле Мсц=М02+ кзМгр. Таблица 3 – Параметры динамической характеристики
2.1.2 Метод динамической характеристики Динамическая характеристика строится на основе тяговой характеристики автомобиля и представляет собой график зависимости динамического фактора от скорости движения V на всех передачах. Для построения динамической характеристики составляем таблицу 3.
Таблица 4 - Динамическая характеристика автомобиля
Величину динамического фактора определяют по формуле: ; Чтобы не пересчитывать при каждом изменении нагрузки величину динамического фактора, динамическую характеристику дополняют номограммой нагрузок. Ось абсцисс динамической характеристики продолжают влево и наносят на ней шкалу нагрузок Н, %. Из нулевой точки шкалы нагрузок строят ось ординат и наносят на ней шкалу динамического фактора для не груженного автомобиля. Величину масштаба « » в мм для шкалы « » находят из соотношения: где - масштаб шкалы динамического фактора . Равнозначные деления шкал Д0 и Да соединяют между собой прямыми линиями и получают, таким образом, номограмму нагрузок. Чтобы оценить возможность работы автомобиля баз буксования ведущих колес при различных загрузках автомобиля необходимо сопоставить величины динамических факторов по условиям тяги и по условиям сцепления. Такое сопоставление удобно выполнять при помощи графика контроля буксования, характеризующего величины динамического фактора по сцеплению при различных значениях нагрузки и коэффициента сцепления. Значения динамических факторов по сцеплению груженого Да сц, и не груженого Д0сц автомобиля при различных значениях коэффициента сцепления определяются по формулам: Дасц= *j = *0,7 = 0,462
Д0сц= *j = *0,7 =0.303 и откладываются, соответственно, на шкалах графика Да и Д0 том же масштабе. Значения Дасц и Д0сц, вычисленные для одинаковых коэффициентов сцепления , соединяют между собой прямыми пунктирными линиями. Над каждой пунктирной линией делается надпись, обозначающая, что для каждого значения коэффициента сцепления построена. Динамическая характеристика дополненная номограммой нагрузок и графиком контроля буксования, называется динамическим паспортом автомобиля. Пользуясь динамическим паспортом необходимо решить задачи по определению динамических качеств автомобиля, аналогичные указанным выше.
2.2 Показатели динамичности при неравномерном движении. Показателями динамических свойств автомобиля при неравномерном движении служат величины ускорений, а также путь и время, необходимые для движения автомобиля в определенном интервале изменения скорости. Неравномерное движение автомобиля может быть ускоренным или замедленным. Величины ускорений, развиваемых автомобилем на различных передачах определяются по формуле: , где , вр – коэффициент учѐта вращающихся масс, величину которого можно определить из эмпирического выражения : .
Таблица 5 - Показатели динамичности при неравномерном движении
Для скоростей ниже 30 км/ч зависимость потерь на качение от скорости можно не учитывать.
Рисунок 4 - График ускорений автомобиля Время и путь определяем графоаналитическим способом. Кривые ускорений разбиваем на интервалы и считаем, что в каждом интервале изменения скорости, автомобиль разгоняется с постоянным ускорением: . Определив величину среднего ускорения, находим время разгона автомобиля при изменении скорости движения от до : . Тогда общее время разгона будет равно: . При расчете пути разгона приближенно считаем, что в каждом интервале изменения скорости автомобиль движется равномерно со средней скоростью: . Тогда: . Тогда общий путь разгона будет равен: . Таблица 6 - Определение времени и пути разгона автомобиля
Остановочный путь в м определяют с учетом коэффициента эффективности торможения по формуле: , где =1,6 с - для автомобиля с пневматическим тормозным приводом принимаем =1,3, =0,7. Рисунок 5 - Время, путь разгона и остановочный путь автомобиля
Список использованной литературы: 1. Тяговый расчет автомобиля: Методические указания/ Сост. проф. Е.И. Железнов: ВолгГТУ. Волгоград, 2002 – 33с. 2. Автомобили: Теория: Учебник для вузов/Гришкевич А. И.-Мин.: Высшая школа, 1986-208 с.: ил. 3. Краткий автомобильный справочник/ А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов. – М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ,2004.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |