Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.
1. Измерение и выборка в социологическом исследовании. 2. Наблюдение. 3. Анализ документов. 4. Социологический опрос. 5. Анализ социологических данных. Измерение и выборка в социологическом исследовании. В ходе социологического исследования возникает проблема измерения. Речь идет о поиске и использовании таких фактов, которые являются количественной (числовой) характеристикой сторон и свойств социальных явлений. Такими фактами могут быть предметы, события, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для измерения и служат числовым выражением социальных явлений и процессов, в социологии называются индикаторами. В качестве индикаторов могут быть сами признаки, явления, которые четко выражают свойства явления, или содержат в себе числовые значения (возраст, национальность, пол, образование и т.д.). Важнейшим инструментом измерения в социологии является шкала. В ней индикаторы расположены в той или иной последовательности по позициям. Для измерения прежде всего объективных признаков респондентов – их пола, семейного положения, профессии, образования и т.д. применяется номинальная шкала. Например, вопрос: «Ваш пол? 1 – мужской, 2 – женский. Для измерения свойств и признаков социальных явлений через отношение к кому или чему-либо используется ранговая (порядковая) шкала. Ее позиции располагаются в строгом порядке по значимости (от большего к меньшему или наоборот). Общий вид порядковой шкалы выражает отношение респондента к чему-либо, например, от максимально положительного к максимально отрицательному. Измерить свойства и признаки не просто в понятиях больше – меньше, а с фиксацией величины интервала позволяет интервальная (метрическая) шкала. По ней в основном можно измерять те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом (возраст, стаж работы, учебы, число членов семьи и т.д.). Например, вопрос: «Стаж Вашей работы в занимаемой должности?» 1 – до 1 года, 2 – от 1 года до 5 лет, 3 – 5-10 лет, 4 – более 10 лет. Социологическое исследование часто основывается на методе выборки. Он используется, когда генеральная совокупность – весь объект исследования очень большая. Суть выборочного метода в выборе оптимальной численности лиц для опроса с как можно меньшими ошибками отбора и с как можно большей надежностью полученных эмпирических данных. Тем самым выводы выборочного опроса ограниченного числа лиц (выборки) распространяются на всю (генеральную) совокупность лиц по изучаемой социальной проблеме. Для этого выборка должна быть репрезентативной, пропорционально воспроизводить все основные признаки (характеристики) генеральной совокупности. Отклонение от базовых характеристик допустимо в пределах 5%. Выборка может быть случайной, систематической или механической, когда единицы обследования выбираются случайно, но по какому-то принципу (например, каждый десятый), жребию из хорошо перемешанной генеральной совокупности. Выборка также может быть типической (стратифицированной), квотной (гнездовой), когда отбор производится с учетом удельного веса каждой однородной группы респондентов в генеральной совокупности. Выборка может быть и многоступенчатой, когда на каждой ее ступени применяются разные подходы к отбору единиц наблюдения. Объем выборки расчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки. В массовых опросах (при генеральной совокупности 500 человек и более) объем выборки можно брать по опубликованным таблицам (см. В.А. Ядов. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Издательство Самарского университета. 1995, с. 73). С допущением 5-ти процентной ошибки объем репрезентативной выборки составляет
Для генеральных совокупностей более 100000 выборка составляет 400 единиц. Если генеральная совокупность менее 500 человек, то объем выборки не менее 50%. Если же 100-200 человек, то целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование. Часто берут выборку 10% от генеральной совокупности, но, как правило, не более 2000-2500 человек. В опросах общественного мнения бывает достаточно 500-1200 человек для получения достоверных результатов. При проведении телефонных опросов в миллионных городах со случайным набором номеров достаточно опросить 300 респондентов, в менее крупных городах – 150-200 человек. Когда все же нет возможности проводить сплошное обследование по теории малых выборок наименьший ее объем – 10 человек, но он умножается на число учитываемых признаков (например, по полу на 2 и т.д.). Качество выборки зависит от трех условий: а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; б) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; в) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования. Наблюдение. В отличие от обыденного научное наблюдение как метод сбора информации отличается тем, что, во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; во-вторых, наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; в-третьих, все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; в-четвертых, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В простом наблюдении он регистрирует события “со стороны”. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Надежность (обоснованность и устойчивость) данных повышается, если выполняются следующие правила: 1) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться. 2) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения. 3) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон. 4) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту). 5) Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и их истолкования. 6) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к их перепроверке. 7) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.
Анализ документов. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Анализ документов начинается с их отбора путем выделения наиболее значимых для исследования, доступных, определения объема их репрезентативной выборки. При работе с документальными источниками применяются приемы качественно-количественного анализа. Основной из них контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: 1) Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: а) формы собственности, приватизация, финансовая система, денежное обращение, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; б) термины политического содержания: правящие круги и оппозиция, интернационализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; в) нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; г) научные: модель, система, космическое пространство и т. п. 2) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п. 3) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений. 4) Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества. 5) Смысл апелляций к потенциальному адресату -пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения. Наряду с контент-анализом часто используется традиционный (неформализованный, качественный). Фактически это толкование документа, выявление его сути, основных идей, логики. При этом ищутся ответы на вопросы о форме и виде документа, его авторе, целях составления, достоверности, времени действия, резонансе. Важны также оценки и факты, содержащиеся в документе, его соответствие целям исследования и другие вопросы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |