Анализ социологических данных.
В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным. В полном же объеме, то есть от первого до Первая стадия - описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Предварительно осуществляется общий контроль качества полученной информации, ее редактирование: а) выявляются ошибки и пропуски, допущенные при сборе данных и при вводе их в компьютер для обработки, б) бракуются какие-то “единицы” выборочной совокупности, не отвечающие модели выборки (коррекция выборки), в) отсеиваются некомпетентные и неискренние респонденты (до 30% их может быть, изымаются их данные полностью или частично), г) производятся другие контрольные действия, которые на социологическом жаргоне называют “чисткой массива”. Обработка первичной информации идет либо вручную, либо на компьютере. Вручную (при небольшом объеме выборки) по каждому вопросу анкеты подсчитывается в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных сколько респондентов выбрали тот или иной вариант ответа, сколько затруднились ответить, сколько не дали ответа на вопрос. После того могут быть составлены таблицы взаимной сопряженности - связей (как ответили отдельные категории респондентов) между ответами на различные вопросы. Компьютерная обработка информации ведется по специальным математическим программам. Далее следует собственно описание – упорядочение, группировка всех данных по отдельным признакам (переменным), изучение простых распределений, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений. Проводится “уплотнение” исходной информации, т. е. укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов, выявление типических групп и т. п. Основная цель всех этих операций - сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа. Одновременно достигается первичное обобщение данных для более глубокого понимания существа изучаемых процессов. Эти данные излагаются в понятиях науки. Вторая стадия анализа - углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем раскрытия сущности объекта, его подчиненности определенным законам, выявление причин, следствий рассматриваемого явления, структуры объекта. Третья стадия, заключительная – проверка гипотез и попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Лучшим образом решению этой задачи отвечает повторное обследование, эксперимент, практика. Результаты социологического анализа оформляются в научном отчете или аналитической записке, где: - раскрываются все стороны изучаемой проблемы, связи и зависимости, выделяется существенное в них; - в каждом разделе обозначаются проблемы, приводятся результаты их рассмотрения и выводы, могут опускаться второстепенные моменты ввиду их малозначимости; - отчет (или записка) оформляются на уровне современных требований и имеющихся возможностей, к нему прилагаются протоколы компьютерной (или ручной) обработки первичной, собранной информации, статданные, сводки ответов на открытые вопросы, связи между вопросами и т.д. Далее может быть этап практической реализации результатов исследования заказчиком (при возможном сопровождении его исследователем), их публикации. контрольные вопросы для самостоятельной работы 1. Что такое социологическое измерение? 2. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете? 3. Что такое социологический опрос? 4. Каковы особенности социометрического опроса? 5. Что такое социологическое наблюдение? 6. Что представляет собой анализ документов как метод социологического исследования? 7. В чем заключается традиционный анализ документов? 8. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анализа (контент-анализа) документов? 9. Какие виды шкал измерения вы знаете? 10. Раскройте этапы и особенности анализа социологических данных.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
темы рефератов и курсовых работ 1. Учение Аристотеля об обществе и личности. 2. Социологический проект О. Конта. 3. Платон об устройстве общества и государства. 4. Современные тенденции в изменении социальной структуры российского общества. 5. Ценностные ориентации современной российской молодежи. 6. Состояние и перспективы развития российской семьи. 7. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. 8. Культурная политика России: история и современность. 9. Социальные изменения и модернизация общества: социологический анализ. 10. Специфика становления и развития социологической науки в России. 11. Социокультурные особенности российского общества. 12. Модели социальной стратификации западного и российского общества. 13. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы. 14. Социология в СССР и России: история и современность. 15. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. 16. Спонтанные формы поведения масс в современной России. 17. Проблематика конфликта в марксистской парадигме. 18. Российский социум в условиях перехода: гражданское общество и социология. 19. Социологический анализ ситуации на рынке труда и причин безработицы в современном городе. 20. Социологический анализ процессов функционирования служб занятости города. 21. Социологическое наблюдение и анализ уровня и качества жизни населения города (региона). 22. Социологический анализ профессионально-трудовой адаптации и реабилитации работников предприятия. 23. Общественное мнение как макрофактор общественной жизни. 24. Общественное мнение и public relations. 25. Пресса в системе выражения и формирования общественного мнения. 26. Социологический анализ состояния морально-психологического климата в трудовом коллективе предприятия (в городском микрорайоне). 27. Молодая семья. 28. Молодежь и выборы. 29. Социальные проблемы студенчества. 30. Социологические проблемы семьи и брака. 31. Социологические проблемы экологии. 32. Социологические проблемы предпринимательства. 33. Семья и демографические проблемы общества. 34. Социология преступности (делинквентного поведения). 35. Бедность в современном российском обществе. 36. Роль социологии в реформировании общества. 37. Что такое социальная аномия? 38. Маргинальность как социокультурное явление. 39. Социологический портрет российского предпринимательства. 40. Демографическая ситуация в современной России. 41. Социология и выборы. 42. Молодежь как социально-демографическая группа. 43. Образование и общество. 44. Социальные проблемы реформирования общества. 45. Индикаторы и показатели мониторинга социального состояния населения.
Примечание. Тема реферата выбирается студентом. Наряду с предложенными могут быть и другие, но по социальным, социологическим проблемам общества. Реферат готовится индивидуально. В нем должна быть раскрыта выбранная тема при использовании нескольких источников. Обязательно наличие плана (содержания), списка используемой литературы, источников и ссылок в тексте на них. Объем не менее 12 машинописных листов, 24 - рукописных (формата А-4).
вопросы к зачету 1. Предпосылки возникновения социологии 2. Социологический проект О. Конта 3. Эволюционная концепция Г. Спенсера 4. Классический этап развития социологии 5. Объект и предмет социологии 6. Метод социологии 7. Основные социологические категории и законы 8. Структура и функции социологии 9. Основные особенности и направления русской социологической мысли 10. Интегральная социология П. Сорокина 11. Особенности современного социологического знания 12. Современные социологические парадигмы 13. Общество как система 14. Типология обществ в социологии 15. Общество и государство. Гражданское общество 16. Особенности модернизации в России 17. Социальная структура общества 18. Социальная стратификация 19. Классы 20. Социальная мобильность 21. Проблемы социальной мобильности 22. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества 23. Формирование социальных институтов 24. Социальные институты: виды и функции 25. Социальные организации 26. Социальные общности 27. Социальные группы 28. Малые группы и коллективы 29. Личность как социальный тип 30. Личность как деятельный субъект 31. Девиация 32. Социальный контроль 33. Социальные изменения и процессы 34. Глобализация основных процессов в мире 35. Экономическая социология 36. Экономическое поведение 37. Собственность как социальный институт 38. Предпринимательство 39. Труд 40. Семья как социальный институт 41. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений 42. Содержание и принципы семейной политики 43. Молодежь как особая социально-демографическая группа 44. Молодежная субкультура 45. Социальные проблемы молодежи 46. Общественное мнение как социальный институт 47. Изучение и формирование общественного мнения 48. Прикладное социологическое исследование 49. Программа исследования 50. Измерение и выборка в социологическом исследовании 51. Наблюдение 52. Анализ документов 53. Социологический опрос 54. Анализ социологических данных
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |