Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС № 29. ВИДЫ, ТИПЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОС (ПО НОВИКОВУ Д.А. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ)



2018-07-06 769 Обсуждений (0)
ВОПРОС № 29. ВИДЫ, ТИПЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОС (ПО НОВИКОВУ Д.А. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды управления фиксированной (с заданным составом и структурой) ОС:

ü управление составом (касается, например, того, кто войдет во вновь создаваемое образовательное учреждение, или кого следует уволить, кого – нанять. Обычно к управлению составом относят и задачи обучения и развития персонала);

ü управление структурой (позволяет дать ответ на вопрос – кто какие функции должен выполнять, кто кому должен подчиняться, кто кого контролировать и т.д. Например, какие факультеты, кафедры, отделы и лаборатории подчиняются тем или иным заместителям руководителя);

ü институциональное (административное, командное, ограничивающее, принуждающее; является наиболее жестким и заключается в том, что управляющий орган целенаправленно ограничивает множества возможных действий и результатов деятельности подчиненных. Такое ограничение может осуществляться явными или неявными воздействиями – правовыми актами, распоряжениями, приказами, выделяемыми ресурсами и так далее, или морально-этическими нормами, корпоративной культурой и т.д.);

ü мотивационное (управление, побуждающее управляемых субъектов к совершению требуемых действий; является более «мягким», чем институциональное, и заключается в целенаправленном изменении предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществляться, в том числе, введением системы штрафов и/или поощрений за выбор тех или иных действий и/или достижение определенных результатов деятельности);

ü информационное (убеждающее, основывающееся на сообщении информации и формировании убеждений и представлений; является наиболее «мягким» (косвенным), по сравнению с институциональным и мотивационным видами управления).

Виды управления для ОС в динамике:

Ø рефлекторноеили ситуационное (здесь управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них);

Ø опережающее управление (здесь каждой типовой ситуации априори ставится в соответствие некоторое управляющее воздействие; каждая возникающая конкретная ситуация классифицируется как некоторая типовая, а затем реализуется соответствующее ей управляющее воздействие. Опережающее управление основывается на регулярном прогнозе условий и требований к функционированию системы).

Типы управления ОС с точки зрения регулярности, повторяемости управляемых процессов:

v проектное управление (управление развитием ОС в динамике – изменениями в системе, инновационной деятельностью и т.д.; например, введение новой специализации, новых уровней образовательных программ, создание новых структурных подразделений, внедрение новых технологий обучения и т.п. являются проектным управлением);

v процессное управление (управление функционированием ОС «в статике» – регулярной, повторяющейся деятельностью при неизменных внешних условиях; например, проведение занятий в соответствии с учебным расписанием, плановое направление педагогов на повышение квалификации и т.п. являются примерами процессного управления).

Формы управления ОС зависимости от структуры ее системы:

– иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);

– распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управления);

– сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы; в т.ч. один и тот же сотрудник по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем).

*Например, штатное расписание образовательного учреждения отражает его иерархическую структуру (в ВУЗе: ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватель; в школе: директор, его заместители, учителя). В то же время, некоторый преподаватель, работающий на определенной кафедре, может участвовать в научных проектах (грантах и т.п.), возглавляемых руководителем другого подразделения (кафедры или факультета). В этом случае имеет место распределенное управление. Примером сетевого управления может служить взаимодействие филиалов образовательного учреждения; преподаватель ВУЗа может быть председателем государственной аттестационной комиссии в другом ВУЗе; заведующий кафедрой некоторого ВУЗа может, приезжая в филиал этого ВУЗа с циклом лекций, выступать в роли «рядового» преподавателя; ректор ВУЗа может параллельно заведовать кафедрой и/или вести занятия в должности профессора (по совместительству) и т.д.

Формы управления ОС в зависимости от числа управляемых субъектов:

§ индивидуальное управление (управление одним субъектом);

§ коллективное управление (управление группой субъектов, в т.ч. по результатам их совместной деятельности).

Формы управления ОС в зависимости от того, зависит ли управление от индивидуальных особенностей управляемого субъекта:

· унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе различных субъектов; примером является почасовая оплата аудиторных занятий, независимо от должности и квалификации преподавателя);

· персонифицированное управление (когда управляющее воздействие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта; примером является дифференциация ставок почасовой оплаты в зависимости от опыта, должности, ученой степени и других характеристик преподавателей).

 

 



2018-07-06 769 Обсуждений (0)
ВОПРОС № 29. ВИДЫ, ТИПЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОС (ПО НОВИКОВУ Д.А. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС № 29. ВИДЫ, ТИПЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОС (ПО НОВИКОВУ Д.А. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)