АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аудит является одним из самых важных составляющих рыночной экономики, который способствует развитию предпринимательской деятельности в целом. На сегодняшний день аудиторская деятельность развивается очень стремительно, так как за последние годы был сделан существенный шаг на пути правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации: произошло расширение организационной структуры управления аудиторской деятельностью, увеличение роста доли сопутствующих аудиту услуг и повышение уровня качества;сделаны шаги к развитию системы контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений. Несмотря на это, большой комплекс проблем, который связан с правовым регулированием аудиторской деятельности, до настоящего момента еще не получил однозначного решения. К ним относятся недостаточное исследование теоретических основ аудита и определение правовой природы аудиторской деятельности, к тому же, требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере аудита. С переходом Российской Федерации на рыночные условия хозяйствования было определено возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. В связи с этим был разработан новый, адекватный финансово-экономическим потребностям общества,механизм правового регулирования аудиторской деятельности. Главную роль в развитии правового института аудита сыграл Федеральный закон №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Но, структурные реформы, которые происходили в стране, настояли на модернизации законодательства в этой сфере общественных отношений. Сменой вышеупомянутого Федерального закона становится Федеральный закон №307 от 30 декабря 2008 года. В Федеральном законе №307 «Об аудиторской деятельности» сказано, что на смену лицензирования приходит обязательное членство аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Следовательно, принятие данного ФЗ «Об аудиторской деятельности» подтвердило бесповоротное формирование аудита Российской Федерации и создало перспективы для дальнейшего изменения нормативно-правового регулирования в сфере аудита. Продвижение механизма саморегулирования в сферу аудита совместно с совершенствованием государственных способов регулирования позволит увеличить качество и эффективность оказываемых аудиторских услуг. На сегодняшний день сложились условия для укрепления роли саморегулируемых аудиторских организаций, однако, большое количество вопросов остаются открытыми, а также требуют тщательного анализа. Изучая опыт других видов деятельности, необходимо отметить, что для того, чтобы отработать механизм саморегулирования, требуется время, а также серьезная и конструктивная работа представителей профессионального общества и государства. Последовательное совершенствование аудиторской деятельности непосредственно связано с обеспечением качества аудиторских услуг. Неблагоприятным последствием для мировой экономики является кризис доверия к специальности аудитора, так как хозяйствующие субъекты прекращают рассматривать финансовую отчетность как главный источник верной информации для того, чтобы принять решения об инвестировании средств. Это, несомненно, приводит к уменьшению объема инвестиций и, как итог, к упадку экономики в целом. Изначально акцент в проверке качества аудита переносится на саморегулируемые организации. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2008 года ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Таким образом, были изменены законодательные подходы к основным критериям изучаемого правового института – аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам. Также, были серьезно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок и правовой статус субъектов аудиторской деятельности, был определен абсолютно по-новому. Необходимо подчеркнуть, что новый закон предполагает переход на совсемдругую систему регулирования аудита, которая в своей основе содержит саморегулирование. Кроме того, посредствам Федерального закона «Об аудиторской деятельности» 2008 г. не получилось разрешить все проблемы, которые накопились в изучаемой сфере общественных отношений. Среди прочего, данный Федеральный закон не содержит правила регулирования внутреннего аудита, из-за этого сегодня в Российской Федерации сложилась такая ситуация, при которой очень сложное для бизнеса явление не имеет адекватного законодательного обеспечения. Также, актуальность темы обозначена тем, что в соответствии с законодательством для большей части хозяйствующих субъектов необходима обязательная ежегодная проверка. Расширение сферы аудита определяется и возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. В данных аспектах необходима четкость и определенность содержания применяемых законодательных норм. Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо заметить, что результаты аудиторских проверок, а также оказания сопутствующих услуг во многих случаях являются одними из веских оснований принятия экономических решений. В специализированной экономической литературе очень часто изучается вопрос нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, но в то же время не существует его единого толкования. Так, предполагается, что данные знания будут полезны не только специалистам в области юриспруденции, но и специалистам в области экономики, так как знание нормативно-правового регулирования дают возможность четко составить условия договора оказания аудиторских услуг, а также выстроить отношения сторон договора в ходе их осуществления и дать определение специфики заказываемых услуг, определить горизонт информационных потребностей. Помимо этого, нынешняя правоприменительная судебная практика позволяет делать выводы о том, что часто возникают спорные ситуации и непонимание значения аудита, а также экспертизы договоров в ходе судебного разбирательства и т.д. В связи с этим, необходимо сказать о том, что функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, а именно Министерство финансов Российской Федерации. Одновременно с этим, нормативно-правовое регулирование не заканчивается на совокупности нормативно-правовых актов, которые принимаются финансовым ведомством исполнительной власти. Аудиторская деятельность осуществляется на основании Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также на основании других нормативно-правовых актов. Правовые нормы, которые регламентируют аудиторскую деятельность, содержатся в разных нормативно-правовых актах. Некоторая часть из них находится в прямой взаимосвязи с аудиторской деятельностью, в то время как другие являются комплексными и охватывают нормы, которые касаются разнообразных сфер деятельности экономического субъекта, в том числе и аудиторской. Система нормативно-правовых актов, которая действует на сегодняшний день и регламентирует аудиторскую деятельность, имеет многоуровневый характер. В специализированной литературе данные акты делятся на несколько уровней регулирования: ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные правила аудиторской деятельности, законодательные и подзаконные нормативные акты, внутренние правила саморегулируемых аудиторских организаций, нормативные документы министерств и федеральных служб, внутренние регламенты. Существует несущая потребность в уточнении системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, а также структурирования нормативно-правовых актов по их юридической силе. На данный момент не существует официального определения понятия «система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности», поэтому специалист в данной области М.А. Городилов предлагает следующее разъяснение: «Под системой нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации следует понимать комплекс функций, которые осуществляются государственными органами власти, а также негосударственными профессиональными и общественными объединениями, по принятию в пределах своей компетенции нормативно-правовых и иных актов по вопросам, которые связаны с взаимоотношениями субъектов по поводу оказания аудиторских и сопутствующих услуг аудиту» [4].Можно заметить, что в данном определении отсутствует правовая составляющая, что, по мнению автора, не дает определения взаимозависимости, взаимосвязи и соподчиненности между нормативно-правовыми актами, которые регулируют аудиторскую деятельность. Иные специалисты в данной области, изучив ранее приведенную формулировку нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, считают, что система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно—правовых актов, которые принимаются компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и имеющих в своем составе нормы, которые прямо или косвенно устанавливают однообразные требования к деятельности по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, котораяосуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Таким образом, специалисты полагают, что данная формулировка нормативно—правового регулирования аудиторской деятельности является более корректной и обоснованной, так как она учитывает широко применяемую в праве дефиницию системы нормативно—правовых актов, а также нормы ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ. Нормативно—правовое регулирование аудиторской деятельности является составной частью системы нормативно—правового регулирования в Российской Федерации, которая рассматривается ниже. В Конституции Российской Федерации нет прямого указания на то, в чьем конкретно ведении находится аудиторская деятельность. Так, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, финансовое регулирование касается вопросов ведения Российской Федерации, что означает государственное регулирование в сфере финансов, а также установление независимого финансового контроля достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности у экономических субъектов. Вследствие этого, регулирование аудиторской деятельности относится к ведению Российской Федерации. Далее, целесообразно рассмотреть нормативно—правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность, расположив их по структурным рядам в зависимости от их юридической силы: 1. П. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому финансовое регулирование относится к вопросам ведения Российской Федерации. 2. Конвенция ООН против коррупции, которая была принята резолюцией 58/4 генеральной Ассамблеей ООН; Конвенция о транснациональных корпорациях. 3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве РФ»; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об Арбитражных судах РФ»; Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ». 4. Федеральный закон №307-ФЗ; Федеральный закон №315-ФЗ; Федеральный закон № 402-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая часть); Налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая часть); Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации. 5. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.»; Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 №637 «о мерах по оказанию содействиядобровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»; Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511 «О классификаторе правовых актов. 6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329; часть 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 №185; Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 №785; Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 №77. 7. Нормативно-правовые акты саморегулируемых организаций аудиторов. 8. Нормативно-правовые акты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Результаты проведенного исследования демонстрируют, что в Российской Федерации аудиторская деятельность законодательно регламентируется государством. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности является восьмиуровневой и состоит из трех групп нормативно-правовых актов: законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров, а также среди элементов каждого уровня системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности существует иерархическая связь. Однако,необходимо говорить о дальнейшем совершенствовании законодательства в данной сфере.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |