Подходы к определению интеллектуального капитала (экономико-теоретический, балансовый, ресурсный.
Интеллектуальный капитал. Понятие, составляющие элементы, эволюция развития концепции. Интеллектуальный капитал –качественно новая форма капитала, необходимая для создания конкретных полезностей (интеллектуального продукта, услуг) и требуемого дохода. Интеллектуальный капитал — это взаимосвязь знаний, опыта и ключевых компетенций персонала корпорации, отношений корпорации с партнерами и клиентами, которая обеспечивает создание добавочной стоимости и уникальных конкурентных преимуществ корпорации на выбранном сегменте рынка. Элементы интеллектуального капитала: Человеческий капитал –это уникальный набор, присущий человеку, состоящий из множества элементов: врожденные черты характера, накопленный опыт, воспитание, интересы, знания, навыки, умения и возможности, которые могут быть развиты путем инвестирования. Человеческий капитал является уникальным для каждого индивида. В отличие от интеллектуального капитала, человеческий может рассматриваться только для человека, а не для организации. Организационный капитал– это закрепленные за организацией процессы и знания, которые хранятся в базах данных, учредительных документах, регламентах, руководствах и т.д. Организационный капитал часто называют структурным. Клиентский капитал –это или социальный капитал, состоит из знаний, приобретенных через сети взаимоотношений вне организации. Подходы к структуре интеллектуального капитала. (Свейби, Брукинг, классическая) В конце 1980-х гг. К. Свейби разработал развернутую структуру интеллектуального капитала, отождествляя его с нематериальными активами. Он различает три основных компонента интеллектуального капитала: 1) индивидуальную компетентность — способность людей действовать в различных ситуациях, включающую умения, образование, опыт; 2) внутреннюю структуру предприятия — то, что создано работниками- предприятия и является его собственностью: технологии, управленческую и информационную системы, а также организационную культуру; 3) внешнюю структуру предприятия, которая состоит из связей с заказчиками, поставщиками и конкурентами, включая торговые марки и имидж предприятия. Британский исследователь интеллектуального капитала Э. Брукинг выделяет в ИК четыре составные части: 1) рыночные активы — это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями (марки товаров, корпоративное имя и т.д.); 2) интеллектуальную собственность как актив — узаконенный инструмент для защиты различных корпоративных активов (патенты, авторские права, производственные секреты и т.п.); 3) человеческие активы — совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, управленческих и руководящих качеств, поведения в различных ситуациях; 4) инфраструктурные активы — технологии, методы и процессы, делающие возможной работу предприятия (корпоративная культура, методы оценки риска, базы данных и пр.) Детальная структура интеллектуального капитала, определение человеческого, клиентского и организационного капиталов. Составляющие элементы каждого. ЧК – это уник. набор, сост. из: врожденные черты характера, опыт, воспитание, интересы, знания, навыки, умения и возможности, ЧК явл. уникальным для каждого индивида. В отличие от Интел.Кап., ЧК может рассматриваться только для человека, а не для организации. ЧК: тренинги, квал-ия и упр-е талантами, оценка ноу-хау и инов-й, команд.работа, развитие, политика удержания талантов. ОК(структурный) – это закрепленные за организацией процессы и знания, кот. хранятся в базах данных, учр-ых док-х, регламентах, руководствах и т.д. ОК:регистр.организац-х знаний, сертификация+соц и эколог политика, сист.премирования, партнерство, система управления жалобами. КК– это или социальный капитал, состоит из знаний, приобр. через сети взаимоотношений вне организации.
Подходы к определению интеллектуального капитала (экономико-теоретический, балансовый, ресурсный. Экономико-теоретический подход.Сущность. Под ИК понимается совокупность знаний в виде теорий и умений, навыков и компетенций сотрудников. Достоинства – первый шаг к менее абстрактному и более прикладному осмыслению знаний и приданию ему экономической стоимости. Недостатки– все понятия и постулаты объясняются в виде открытых определений, на примерах, а не с помощью математической логики. Балансовый подход.Сущность. ИК – это превышение рыночной стоимости компании над балансовой стоимостью ее активов. Достоинства – позволяет быстро рассчитать стоимость нематериальных активов. Недостатки – величина рыночной капитализации часто подвержена влиянию спекулятивных факторов. Ресурсный подход.Сущность. ИК рассматривается в качестве ключевого ресурса в развитии компании. Достоинства– интеллектуальные активы выделены в качестве экономических ресурсов предприятия. Установлены причинно-следственные связи между управлением интеллектуальным капиталом и получением исключительных преимуществ на рынке. Недостатки – ошибки в определении структуры ИК. Произвольность показателей оценки составляющих ИК. Проблемы совместимости и сравнимости данных оценки ИК различных предприятий. Использование значительного количества качественных переменных, что снижает общую надежность данных.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |