Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение психологизма в психологии и литературе



2018-07-06 1572 Обсуждений (0)
Определение психологизма в психологии и литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГИЗМ" В ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ .............................
1.1. Определение психологизма в психологии и литературе ..................
1.2. Психологизм в русской литературе .......................................................
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ЛИХАНОВА ..............................................................................................
2.1 Психологизм в произведениях А. Лиханова "Девочка, которой все равно" и "Мальчик, которому не больно" ....................................................  
2.2 Психологизм в произведении А. Лиханова "Никто" .............................
2.3 Психологизм в произведении А. Лиханова "Сломанная кукла" ..........
2.4 Психологизм в произведении А. Лиханова "Обман" ............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена особенностям психологизма в творчестве А. Лиханова. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку в современном литературном процессе творчество А. Лиханова занимает особое и весьма заметное место. Нельзя не сказать об актуальности, художественности, выразительности всех произведений Лиханова. А. Лиханов отличается тем, что не боится новаторских литературных приемов, разрабатывает новые темы, обращается к самым острым, животрепещущим проблемам. Что касается психологизма, то он играет важнейшую роль в творчестве А. Лиханова. Через психологизм, как метод, Лиханов раскрывает характеры своих героев – всегда яркие, уникальные, но вместе с тем, являющиеся отображением эпохи. А. Лиханов – это поистине своевременный писатель, который чутко реагирует на чаяния и проблемы Человека своего времени.

Среди трудов, посвященных исследованию творчества Лиханова, стоит выделить наиболее значимые. В частности, это статья Т.Г. Прохоровой «Притчевое начало в идейно-художественной структуре повести А. Лиханова «Голгофа» (сборник «Закономерности взаимодействия национальных языков и литератур».Казань, 1988). Данная статья отличается глубиной анализа и пониманием художественных особенностей творческой манеры А. Лиханова, которая достаточно самобытна, уникальна. Статья Т.И. Дмитрук «Мотив бегства в произведениях А. Лиханова», которая посвящена оригинальности воплощения А. Лихановым достаточно традиционного мотива и жанра детской литературы. О наличии циклообразующих признаков в повестях Лиханова говорит З.Г. Кривоусова в своей статье «Повести А. Лиханова о военном детстве. Б.А. Ахундова полагает, что Лиханов показал удивительное авторское видение проблемы отношений «отцов» и «детей» в повестях «Обман», «Голгофа», «Благие намерения» и «Высшая мера», исследовательница подчеркивает, что писатель оригинально художественно решает эту проблему, а также и ярко проявляет свои педагогические воззрения. Е.В. Посашкова обратилась к такому вопросу, как жанрово-стилевая структура повестей Лиханова, она утверждает, что у Лиханова взаимодействуют друг с другом дидактическая и лирико-исповедальная традиция. Л.Н. Колесова полагает, что А. Лиханов является подлинным мастером художественной детали, что особенно ярко проявилось в повестях цикла «Русские мальчики». А вот нравственная и психологическая проблематика повестей «Магазин ненаглядных пособий», «Последние холода», «Детская библиотека» раскрывается Е.В. Островской в статье «Жизненны ли благие намерения героев А. Лиханова?». Не остался без внимания также вопрос речевой организации художественного текста в произведениях А. Лиханова. Ему посвящены десять статей сборника «Литературно-педагогические Лихановские чтения». Кроме того, в этих статьях говорится о методике развития интереса к чтению на примере произведений Лиханова, то есть, рассказывается о педагогическом, воспитательном значении произведений писателя. Биобиблиографический словарь «Русские писатели XX века» (М., 1997) и биографический словарь «Писатели нашего детства» (М., 2000. Часть 3) содержит небольшие статьи Т.Л. Скоробогач и И.Я. Линковой, посвященные А. Лиханову. Отдельная глава в учебном пособии «Русская литература для детей» под редакцией Т.Д. Полозовой (М., 1997) посвящена творчеству А. Лиханова. Здесь также указано, что Лиханова является как писателем, так и педагогом, общественным деятелем. Творческий путь А. Лиханова пока не исследован полностью. Почти все исследования, статьи охватывают какой-то один аспект или период творчества писателя. Например, такие исследователи, как А. Андрианов, В. Свинников, И. Стрелкова, Вл. Бахревский, рассказывают только об отдельных особенностях художественной специфики прозы Лиханова. Наконец, следует выделить диссертационное исследование Е.В. Федотовой «Герой и время в повестях А. Лиханова». Здесь достаточно подробно рассказывается о творческом пути Лиханова, раскрываются многие важнейшие художественные особенности его творчества, проблематика.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучить психологические аспекты художественного творчества А. Лиханова как значимого явления русской литературы XX - XXI веков.

Главная цель исследования – провести анализ и выявить особенности психологизма в творчества А. Лиханова.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить понятие психологизма в психологии и литературе.

2. Выявить специфику и характерные черты психологизма в русской литературе.

3. Исследовать особенности психологизма в советской литературе в традиционном и новаторском аспектах.

4. Исследовать особенности психологизма в произведениях А. Лиханова "Девочка, которой все равно" , "Мальчик, которому не больно", “Обман”, "Сломанная кукла", "Никто".

5. Сделать выводы по исследованию.

В качестве объекта исследования выступает психологизм как литературное явление. Предмет исследования – психологизм в произведениях А. Лиханова (на примере произведений "Девочка, которой все равно" , "Мальчик, которому не больно", “Обман”, "Сломанная кукла", "Никто").

Хронологический период исследования охватывает период с 19 века и до настоящего времени, поскольку проводится анализ психологизма в русской литературе, и именно в 19 столетии стали формироваться традиции психологизма. Гипотеза исследования: психологизм в творчестве А. Лиханова является одним из значительных средств художественной выразительности, за счет психологизма Лиханов добивается удивительно точного раскрытия образа каждого героя и проблематики произведений, их главной идеи.

В ходе исследования были использованы следующие методы: социально-биографический, аналитический; историографический,проблемно-тематический, структурно-гносеологический.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологизм является важнейшей отличительной чертой русской реалистической литературы.

2. В советской литературе произошли определенные трансформации психологизма как художественного метода литературы, связанные с влиянием соцреализма, его тенденций.

3. Творчество А. Лиханова является отражением лучших, высоких традиций психологизма в русской и советской литературе.

4. Психологизм А. Лиханова как художественный метод сочетает в себе черты психологизма русской литературы 19 столетия и советской соцреалистической литературы, но вместе с тем, Лиханов, как самобытный писатель, придает психологизму как художественному методу совершенно уникальные черты.

5. Через психологизм А. Лиханов добивается раскрытия образов героев произведений, а также и главной идеи, проблематики, которая у Лиханова всегда носит острый, актуальный характер.

Научная значимость исследования состоит в необходимости исследования психологизма как художественного метода в произведениях Лиханова.

Практическая значимость исследования состоит в том, чтополученные результаты, текст исследования могут быть использованы при изучении творчества Лиханова, его художественных особенностей. Структура исследования обусловлена целью и задачами.

Исследование включает в себя введение, две главы, заключение ибиблиографический список, а также методическое приложение. Во введении дается общая характеристика исследования, формулируются его цель, задачи, актуальность и т.д. Первая глава исследования посвящена анализу подходов к определению понятия "психологизм" в гуманитарной науке. Особое внимание здесь уделено психологизму в литературе. Во второй главе проводится анализ особенностей психологизма в произведениях А. Лиханова "Девочка, которой все равно", "Мальчик, которому не больно", “Обман”, "Сломанная кукла", "Никто". В заключении представлены главные выводы по исследованию.

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГИЗМ" В ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ

Определение психологизма в психологии и литературе

Психология, сравнительно молодая (ее статус как таковой относят к середине XIX века), но популярная наука, развивающаяся и влиятельная, оказала неоценимое воздействие на художественное сознание русских писателей. Они заимствовали и трансформировали научные идеи и концепции, представляющие психологическую науку, что сказалось на новых художественных формах воплощения этого знания и его непосредственной причастности к психологизму художественного произведения.

Целевая направленность литературных произведений претерпевала изменения: полагаясь на впечатления от органов чувств, автор пытается дать в своей работе представление о психике или душе. Понятию души в современном гуманитарном дискурсе фактически соответствует понятие психики, что в свою очередь также подчеркивает факт трансформации литературного дискурса путем изживания религиозно-мистического и адаптации научного лексикона.

Одна из главных притягательных черт художественной литературы - ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. "В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом"[1].

Психологизм - это стилевая характеристика литературных произведений, в которой подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажей, т. е. их ощущения, мысли, чувства и , возможно, дается тонкий и убедительный психологический анализ душевных явлений и поведения[2].

Согласно А. Б. Есину, психологизм - «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы»[3].

О. Н. Осмоловский отмечал, что что русской литературе «в целом был свойственен онтологический психологизм <.> конечное объяснение человека в русской литературе и философии не психологическое, а онтологическое - с учетом божественной первоосновы бытия». Он предлагает дополнить и систематизацию форм психологического анализа и терминологию, предложенную Л. Я. Гинзбург и А. Б. Есиным, которую обычно используют современные исследователи психологического искусства: введение понятий этического, драматического и лирического психологизма представляется логическим и оправданным.

Психологизм в литературе всегда вызывал интерес у исследователей. С момента появления в художественных текстах этой тенденции – описания психологических причин поступков героя – и до наших дней психология личности остается до конца не изученной, в психике человека содержится множество тайн, сокрытых от науки.

К категории авторов, для которых психология - одна из составляющих картины мира можно отнести С.А. Есенина «Черный человек», Л.Н. Толстого «Война и мир», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», А.П. Чехова «Дама с собачкой» и др., которые обратили особое внимание на динамику чувств и мыслей своих героев, на «диалектику души». В их произведениях конкретно и полно воспроизведены процессы формирования мыслей, чувств, переживаний героев, их сплетение и влияние друг на друга.При описании динамики чувств героев используется большое количество художественных средств. Характерны внутренние монологи персонажей, рефлексия, описание сновидений и видений. Особое внимание отныне уделяется не только сознанию, но и подсознанию, которое часто движет человеком, изменяет его поведение и ход мыслей.

Воссоздавая тот или иной характер, стержнем которого является прежде всего некая социальная определенность, писатель воплощает его в персонаже, создает как бы новую индивидуальность, личность, обладающую неповторимыми особенностями. Совокупность устойчивых черт личности – реальной или вымышленной – называется в научной психологии и обыденной речи характером. Характер – это, безусловно, явление психологическое. Видимо, благодаря этому слова психология и характер сблизились и стали синонимами или почти синонимами.

В таком значении слово психология проникло и в литературоведческий обиход: так, часто говорят, что Лесков изобразил психологию русского человека и т.п., хотя терминологически гораздо точнее говорить здесь о характере – как воплощении главных, устойчивых черт явления в их индивидуальной конкретности. В других гуманитарных науках такое употребление слова психология не вызывает недоразумений и путаницы, а в литературоведении оно ведет к неразличению общих и специфических свойств литературы; ведь если писатель всегда изображает в своих произведениях «психологию» героев, т.е. создает характеры, типы, то это вроде бы и есть художественный психологизм, и, таким образом, все искусство, вся литература психологичны.

А между тем за термином психологизм в литературоведении прочно закрепилось другое, более узкое значение, согласно которому психологизм является свойством, характерным не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части. При этом подчеркивается, что «писатели-психологи» изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении.

Для художественного изображения в любом случае характерно определенное искажение психических процессов по сравнению с тем, как они протекают в реальной действительности: «Душевная жизнь подводится здесь уже под некоторые общие представления о формах ее проявления, подчиняется некоторому замыслу, часто связанному с традиционными формами, и тем самым неизбежно принимает вид условный, не совпадающий с ее действительным, внесловесным, непосредственным содержанием. Фиксируются только некоторые ее стороны, выделенные и осознанные в процессе самонаблюдения, в результате чего душевная жизнь неизбежно подвергается некоторому искажению или стилизации».

Решающими для возникновения психологизма оказываются не объективные свойства характеров (тематика), а их авторское осмысление, вопросы, ради постановки и разрешения которых писатель создает своих героев.

Объективная действительность отражается в произведении не прямо, а пройдя через призму писательской субъективности. В процессе творческой типизации писатель выделяет определенные, интересующие его грани действительной жизни, так или иначе осмысляет жизненные явления и процессы. Осмысление писателем жизненных характеров и их отношений, его интерес к тем или иным вопросам, преимущественное внимание к тем или иным свойствам человеческой жизни в литературоведении принято называть проблематикой. Именно в особенностях проблематики, которая является наиболее активной, решающей стороной художественного содержания, своеобразие писательского миросозерцания, его подхода к явлениям действительности проявляется наиболее четко. И именно проблематика оказывает прямое и непосредственное влияние на особенности образной, художественной формы произведения и, в частности, на наличие или отсутствие в нем психологизма.

Необходимо отметить тот первый импульс со стороны психологии на литературу, который связан с деятельностью Уильяма Джеймса, известного американского психолога, который в своем эссе 1890 г. фактически обосновал ставший позже литературным прием «потока сознания», подхваченный и широко использованный не только Э. Дюжарденом, Д. Ричардсон, М. Прустом, Дж. Джойсом, В. Вулф, У. Фолкнером и другими писателями-модернистами, но практикующийся и в настоящее время в литературе постмодернизма и не только.

Понятие «потока сознания» (а также, по выражению Джеймса, «потока мысли») было инновационным даже для психологической науки того времени, потому что это понятие включало в систему образов психологического восприятия окружающего мира не только осязаемые, статичные, «реальные» предметы и явления, но и переходные, «транзитные», «летучие», и потому не поддающиеся фиксации образы, которые, тем не менее, отражаются в сознании. «Должно быть признано, что конкретные образы традиционной психологии формируют лишь самую малую часть нашего сознания...», - пишет У. Джеймс. Впоследствии данный термин закрепляется именно в литературе, не имея при этом той же важности в психологии.

Связи между модернизмом и психоанализом исследовались множеством ученых на протяжении всего XX века. Общепризнан и вряд ли требует подробного рассмотрения тот факт, что эти связи определили дальнейшее развитие художественной литературы и одновременно продвинули психоаналитическую практику еще в одном направлении - прикладной психоанализ, в частности, психоанализ культуры, искусства, политики и общества, а также формирование психоаналитической литературной критики.

Таковыми можно считать сознание кризиса культуры в начале XX века; реакцию на хаос, разрушение всего цивилизованного и разумного, или «массовый психоз» Первой мировой войны; изменившиеся представления о мире и человеке под влиянием К. Маркса, З. Фрейда и Ч. Дарвина. Высказывание, приписываемое У.Г. Одену «WeareallFreudiansnow» («Мы все сейчас фрейдисты») также подтверждает важность психоанализа для культуры межвоенного периода. Глубинная психология З. Фрейда тем временем настойчиво внедрялась в мир литературы, при этом многие писатели, художники, музыканты так или иначе сталкивались с непосредственно клиническим опытом.

В своем интересе к современной психологии модернистская литература, как отмечает Р. Фельски, отличается «приближенностью модернистского текста к фрагментированной и бессвязной работе подсознания. И здесь увлеченность писателей-модернистов глубинным функционированием психики совпадает с возобновленным влиянием психоанализа на современную литературную теорию». Понятие «психоаналитический роман» утверждается в литературоведении и критике только ближе к концу XX века. Однако первые образцы такой жанровой разновидности появились в 20-е годы ХХ века.

Одним из таких произведений является роман Итало Звево (ЭттореШмиц) (1861-1928) «Самопознание Дзено» (1923). Роман во многом автобиографичен, но его жанровой доминантой явилось усиленное внимание его создателя не ко внешнему событийному сюжету, а к сюжету «внутреннему», который развивается в психике персонажа, имеет свою завязку, кульминацию и развязку, свой конфликт и свой внутренний то-пос. И. Звево описывается биографами и исследователями его творчества как склонный к рефлексии. Отсюда творческая цель романа - самопознание через психоанализ и изощренную игру с ним. Вероятно, что многие тенденции такого романного жанра, освоенного впервые И. Звево, формировались не без воздействия мощного внешнего фактора: Первая мировая война. Автору с сильными пацифистскими убеждениями пришлось, безусловно, в прямом смысле слова выживать в своем психическом здоровье. Примечательно, что именно Дж. Джойс стал одним из постоянных и приверженных ценителей как этого психоаналитического романа, так и двух предшествующих - «Жизнь» (1892) и «Старость» (1898), хотя еще и не вобравших в себя новизну психологического эксперимента И. Звево.

Психологизм романа И. Звево «Самопознание Дзено» имеет следующие инновационные черты: осознанная ориентация на классический психоанализ путем внедрения психоаналитика, доктора С., психоаналитического дискурса, проявившегося как на лексическом, так и на идейно-тематическом уровне, отдельный психологический сюжет, имеющий свою внутреннюю структуру, глубина и пристальность анализа психики героя, изображение внешнего мира через воспоминания, смещение временных планов, т. е. «психологическое» время романа, а также идейные постулаты, имеющие отношение к психике, а не к моральным ценностям.

Распространение идей психоанализа сказалось, безусловно, в гораздо большей степени в культуре и литературе Западной Европы. Однако и в русской культуре новые психологические теории не могли не оказать влияния.

Процесс осмысления термина «психологизм» применительно к литературе в российской науке начинается с рассуждений Н.Г. Чернышевского. Высказывая свое мнение о предмете и формах психологизма, русский критик писал: «Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают все более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей...»[4]. Оценка им психологического анализа как «едва ли не самого существенного из качеств, дающих силу творческому таланту», сохраняет и сегодня свою актуальность.

Данное понятие в XIX веке рассматривалось также представителями психологического направления в русском литературоведении А.А. Потебней[5] и Д.Н. Овсянико-Куликовским[6]. Главным предметом их исследования стали психологическая сторона творчества и духовная биография автора - его впечатления от внешнего мира и внутренние, душевные движения. Художественные образы искусства воспринимались ими как сублимация переживаний художника, а само произведение - как модель души его создателя. Внимание к субъективной стороне произведения побудило интерес А.А. Потебни к внутренней форме произведения. «Заслуга художника, - писал он, - не в том, что minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание»[7].

Новым шагом в разработке вопросов эмоционально-образного содержания произведений, соотношения литературы и общественной психологии, психологии творчества и восприятия, поднятых представителями русской психологической школы, стали работы Л.С. Выготского. В своей работе «Психология искусства» он исследовал механизм перехода эмоций в образы, дал ценные замечания общего характера, например, о том, что «каждая эпоха имеет свою психологическую гамму, которую перебирает искусство»[8].

В 1920-1960 годах проблема психологизма становится предметом многочисленных дискуссий советских литературоведов, рассматривавших психологизм, прежде всего, в ракурсе художественного метода и литературной преемственности. А в 1968 году в статье «Внутренний мир художественного произведения» Д.С. Лихачев попытался провозгласить психологизм как художественную систему: «В произведениях может быть и свой психологический мир: не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие «психологическую среду», в которой развертывается сюжет»[9].

В 1970-1980-е гг. наметился переход к теоретическому и историческому осмыслению проблемы. Теория психологического анализа стала самостоятельным разделом литературоведения, который обогатился новыми достижениями. Она была представлена работами таких исследователей, как Г.Н. Поспелов, М.Б. Храпченко, В.В. Компанеец, И.В. Страхов, Л.Я. Гинзбург, А.Б. Есин и др.

Существеннейшим вкладом в изучение проблемы художественного психологизма явилась книга Л.Я. Гинзбург «О психологической прозе». Работа ученого представляет собой фундаментальное исследование историко-литературного и теоретического плана, выявляющее психологическую составляющую характера, функциональную значимость психологического анализа, формальные и индивидуальные способы его воплощения, своеобразие и типологические особенности. Л.Я. Гинзбург определяет психологизм как «исследование душевной жизни в ее противоречиях и глубинах»[10]; под душевной же жизнью персонажа она имеет в виду «динамическое сосуществование разных уровней, разных планов обусловленности, поведения героя»[11].

В. Хализев понятие “психологизм” рассматривает в составе мира литературного произведения, соотносит его с категорией персонажа, подчеркивая, что термином “психологизм“ принято обозначать “индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости”[12].

М. Кодак, указывает, что “художественно-психологический компонент в системе поэтики - стержневой, ибо психологизм – это декларированная автором или “движущейся эстетикой” его интерпретаторов или научно реставрированная в художественной практике художника (школы, течения, направления) совокупность поэтических идей, социально-психологических взглядов на человека и исторически продуктивные формы ее художественного изображения – выражения”[13].

А.Н. Андреев понимает под психологизмом «исследование душевной жизни героев в ее глубинных противоречиях»[14].

Современное литературоведение выделяет три основные формы проявления психологизма в литературе. Две из этих форм были обозначены И. Страховым, который утверждал, что основные формы психологического анализа можно разделить на изображение характеров “изнутри”, т.е. путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, которое выражается при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения, а также на психологический анализ “извне”, выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимических и других средств проявления психики[15].

А.Есин предлагает назвать первую форму психологического изображения “прямой”, а вторую “косвенной”, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния[16]. Ученый выделяет еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа с помощью названия, предельно краткого обобщения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Он называет этот способ психологизма “суммарно-обобщающим”. Каждая из форм психологического изображения обладает разными познавательными, изобразительными и выразительными возможностями[17]. Ведущую роль в системе психологизма играет прямая форма, т.е. непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека.

Задаче глубокого освоения и воспроизведения внутреннего мира, помимо форм подчиняются приемы и способы изображения человека, все художественные средства, находящиеся в распоряжении писателя.

Все ученые, исследующие проблемы психологизма, в той или иной мере затрагивали вопросы использования приемов, способов, художественных средств раскрытия внутреннего мира персонажей, но рассматривали эти вопросы на эмпирическом, а не системном общетеоретическом уровне.

О сложности систематизации приемов и способов психологизма в литературе свидетельствует попытка исследования этой проблемы в работах А.Есина. Среди средств художественного психологизма самое важное место в раскрытии внутреннего мира в литературных произведениях занимают внутренние монологи. Д.Урнов рассматривает монолог как обращенное к самому себе высказывание героя, непосредственно отражающее внутренний психологический процесс. А.Есин отмечает такие особенности внутреннего монолога, как подчинение интуиции, иррациональным ассоциациям, его способность воспроизводить речевую манеру персонажа, манеру его мышления.

Т.Мотылева отмечает, что внутренний монолог у многих писателей становился способом выявлять существенное в человеке, то существенное, что порой не высказывается громко и прячется от людского взора.

Близким к внутреннему монологу является такой прием психологизма как “поток сознания”, это внутренний монолог доведенный до своего логического предела. “Поток сознания” представляет собой предельную степень, крайнюю форму внутреннего монолога. Этот прием создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и чувств. Одним из первых его использовал в своем творчестве Л. Толстой, основным же он стал в творчестве ряда писателей XX века, образовавших целое литературное течение.

Одним из приемов психологизма является художественная деталь. Своеобразие этого приема проявляется в том, что внешние детали (портрет, пейзаж то, психологического состояния, отдельные штрихи в этом портрете, как правило, окружены воспроизведением мыслей, переживаний персонажа и имеющими психологический смысл деталями мимики и поведения. Как вид художественной детали выделяется психологический рисунок. Лев Толстой учился искусству психологического анализа у Стерна, который прослеживал разные проявления страсти и их взаимодействие, и Стендаля, который был блестящим мастером психологического рисунка.

В литературоведении для характеристики процесса психологического развития личности используется понятие психологические повороты. В структуре психологического анализа определенных произведений психологические повороты – это не только движение личности, приобретение ею новых свойств, но и открытие новых качеств самой действительности. Духовный рост человека неотделим от пересмотра сложившихся представлений о мире.

Духовный подъем, испытываемый личностью, позволяет глубже, яснее видеть жизнь людей. События действительности, само содержание жизни раскрываются тогда перед человеком в новом свете.

Среди форм проявления психологизма в литературе особое место занимает “диалектика души”. Впервые этот термин к раннему творчеству Л. Толстого применил Н. Чернышевский, который усмотрел сущность этого принципа в умении писателя показать, как одни чувства и мысли развиваются из других; “...как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе впечатлений, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять, и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексией о настоящем”. Под “диалектикой души” понимается изображение самого процесса душевной жизни.

При изучении вопросов психологизма в школьном курсе литературы наиболее подходящим является понимание психологизма, предложенное А. Есиным: под психологизмом следует понимать не особенности построения характера в том или ином произведении и не наличие в нем психологической достоверности, а художественное изображение внутреннего мира персонажей, т.е. их мыслей, переживаний, желаний. Вопросы психологизма в школьном курсе литературы целесообразно рассматривать на примере тех произведений, в которых психологическое изображение становится основным способом познания изображаемого характера, когда оно несет значительную содержательную нагрузку, раскрывая особенности тематики, проблематики, пафоса произведения[18]. Психологизм представляет собой, по его мнению, стилевую доминанту, стилевое единство и одновременно - систему самих средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев.

В таком же духе формулирует свое рабочее определение О.Б. Золотухина: «художественный психологизм - художественно-образная, изобразительно-выразительная реконструкция и актуализация внутренней жизни человека, обусловленные ценностной ориентацией автора, его представлениями о личности и коммуникативной стратегией. Под психологическим изображением будем понимать художественное исследование физиологической сферы (чувств, переживаний, состояний) персонажа и его личностного опыта, выходящего в область душевно-духовного»[19].

В.В. Компанеец рассматривает психологизм не как прием, а как «свойство художественной литературы, включающее отражение психологии автора»[20].

Более объемное и широкое понимание художественного психологизма представлено в работах С.Н. Юрьевой. По мнению этого ученого, психологизм «подразумевает систему понятий и явлений, включающих в себя художественные методы и приемы, элементы поэтики и стиля, а также мировоззренческую позицию самого автора, специфику его восприятия мира и понимания субстанциональных проблем бытия, которые направлены на исследование человеческой личности, ее духовного мира и нравственного содержания»[21].

А. Иезуитов останавливается на трех основных значениях психологизма в литературе. Психологизм рассматривается им как родовой признак искусства слова, органичное свойство его художественности. Кроме того, психологизм выступает как результат творчества, как выражение психологии автора, персонажей, социальной психологии. И в этом качестве психологизм присущ литературе разных периодов и направлений, это также критерий истинной художественности. Наконец, в третьем значении “психологизм - это сознательный и определяющий эстетический принцип, органическое единство психологизма как предмета и как результата искусства. Главным и прямым объектом отражения и воспроизведения является именно психология человека, выступающая как некая самоценность”. Психологизм в третьем значении предполагает целенаправленную разработку способов и форм раскрытия личности, т.е. психологический анализ. Каждая из рассмотренных точек зрения имеет право на существование в научном литературоведении прежде всего потому, что внутренний мир героев может быть воссоздан в литературе по-разному; не только в “прямой”, но и “косвенной”, а также “суммарно-обобщающей форме”, по существу ни одно произведение не может обойтись без какой бы то ни было, пусть самой краткой, информации о внутреннем мире[22].

Приведенные суждения не исчерпывают всего многообразия трактовок, однако служат доказательством неоднозначности подходов к проблеме психологизма в литературоведении, наличия широкого и узкого значений этого термина.

Синонимом термина «психологизм» иногда неправомерно выступает понятие «психологический анализ». Так, С.Г. Бочаров, отождествляя эти понятия, отмечает: «Психологический анализ предполагает объект, на который он должен быть направлен». Объектом психологического анализа, считает ученый, может быть «внутренний мир как нечто, само по себе занимающее художника, способное привлечь его самостоятельный и специальный интерес»[23].

О.Н. Осмоловский в своей книге «Достоевский и русский психологический роман» (1981) отмечает, что в литературоведении до настоящего времени отсутствует терминологическое определение психологического анализа и его типологической классификации, что это понятие, главным образом, употребляется в чрезмерно расширительном значении (как метод воспроизведения внутренней жизни и психики и теоретическое представление о них). Он предлагает следующую дифференциацию терминов, связанных с художественным изображением внутренней жизни человека: «психологический анализ - художественно-логическое расчленение и объяснение психологии; психологич<



2018-07-06 1572 Обсуждений (0)
Определение психологизма в психологии и литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение психологизма в психологии и литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)