Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона



2018-07-06 770 Обсуждений (0)
диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 0.00 из 5.00 0 оценок




Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Текст опросника

 

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку        
2. Мне не с кем поговорить.        
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.        
4. Мне не хватает общения.        
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя.        
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.        
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.        
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.        
9. Те. Кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.        
10. Я чувствую себя покинутым.        
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.        
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.        
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.        
14. Я умираю по компании.        
15. В действительности никто как следует не знает меня.        
16. Я чувствую себя изолированным от других.        
17. Я несчастен, будучи таким отверженным        
18. Мне трудно заводить друзей.        
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.        
20. Люди вокруг меня, но не со мной.        

 

Самооценка эмоциональных состояний

с помощью методики «Градусник»

 

Методика разработана Н.П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному (рис. 1).

 

Низкая Невысокая Высокая Очень высокая

 

        Восторженное Радостное Светлое приятное Спокойное Безразличное Скучное Дремотное Неудовлетворенное Раздраженное Пресыщенное
       
       
       
       
       
       
       
       
       

36 37 38 39

 

Рис. 1

 

Интерпретация данных.

Расположение знака

до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния,

от 36 до 37 градусов – средней выраженности состояния,

от 37 до 38 градусов – высокой выраженности, а

от 38 до 39 градусов – очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

 

 

Определение привлекательности для ребенка группы сверстников

Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.

Инструкция

«Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение».

I. Как Вы оцениваете свою принадлежность классу?

1. Считаю себя активным полноправным членом коллектива. (5)

2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)

3. Участвуют примерно в половине дел класса. (3)

4. Не чувствую привязанности к классу и в делах класса участвую редко. (2)

5. Делами класса не интересуюсь, и участвовать в них не желаю. (1)

II. Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Очень хотел бы. (1)

2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)

3. Не вижу никакой разницы. (3)

4. Скорее всего остался бы в своем классе. (4)

5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)

III. Взаимоотношения учащихся в Вашем классе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в большинстве других классов. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

IV. Взаимоотношения школьников Вашего класса с учителями.

1. Лучше, чем в большинстве других классов. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

V. Отношение школьников Вашего класса в учебе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такое же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

В скобках даны балльные оценки ответов.

О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

1. Подсчитывается сумма баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5- самая неблагоприятная – до 18 баллов – самая высокая оценка привлекаемости коллектива.

2. Анализируются дети с крайними оценками.

3. Рассматривается распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить проблемы. Являющиеся источниками напряженности в коллективе работ.

Микроисследование

«Как организуется деятельность в коллективе?»

Это можно установить, предложив ребятам выполнить письменное задание – ответить на вопрос «Как я участвовал в делах своего коллектива?».

Подготовка. Для проведения опроса необходимо заранее приготовить листы бумаги одинакового формата (лучше в клетку). Можно попросить нескольких ребят расчертить их в виде таблицы (см. таблицу «Образец бланка опроса»). Сверху нужно оставить место для заголовка, который впишут сами опрашиваемые. Количество бланков должно соответствовать числу участников опроса плюс несколько запасных, на всякий случай.

Образец бланка опроса

(Фамилия, имя, отряд)

Как я участвовал в делах своего коллектива

 

№ п/п Дела Был организато-ром Выпол нял задания при подготовке Был рядовым участником Был зрителем слушателем Не участво вал
1. Лекция     +    
2. Поход   +      
3. Вечер +        
4. Игра для малышей         +
  Всего          

 

Из плана работы коллектива, в котором проводится опрос, надо выписать себе на отдельный листок и пронумеровать все дела, которые состоялись за интересующий вас период – четверть, полугодие и т.п. Договориться о времени проведения опроса (при четкой организации на него должно уйти не более 20 минут).

Проведение опроса. Сначала объясните ребятам, что и как будет происходить. Это можно сделать примерно следующим образом: «Заканчивается полугодие (четверть). Много разных дел и событий было у вас за это время. Давайте вспомним, как каждый из вас участвовал в них». Затем помощники раздают всем заготовленные бланки. Прежде всего, попросите ребят сверху написать заголовок и подписать бланк. Затем продиктуйте перечень дел, который каждый вписывает в свою табличку в графу под названием «Дела», проставляя в первой графе их порядковые номера. Диктовать нужно четко, не торопясь, чтобы ребята успели все записать в нужном порядке.

Затем предложите ребятам в строчках напротив каждого дела в одной из пяти граф поставить знак «+», тем самым, ответив на вопрос заголовка. Объясните, как это делать: приведите пример, покажите на образце (см. «Образец бланка опроса»).

Пока ребята отвечают, следите за правильностью заполнения опросных бланков. Если, скажем, было 15 дел, то у каждого в таблице должно быть 15 плюсов в различных графах. После того как они закончат эту работу, попросите их подсчитать, сколько получилось «плюсов» в каждой графе, и записать результат внизу. Затем соберите опросные листы.

Обработка и анализ результатов. Просматривая опросные листы, перенесите из них все ответы («плюсы») в свободную таблицу (она выглядит так же, как и

опросный лист). Подсчитайте количество ответов в каждой графе по каждому делу и переведите в проценты (100% - число участников опроса). Подсчитайте суммы ответов по каждой графе (по вертикали), переведите в проценты (100% - количество дел, умноженное на число участников опроса). Сравните соотношение полученных результатов.

Проанализируйте характер участия в различных делах. Что преобладает: активное (сумма ответов «Был организатором» и «Выполнял задания при подготовке») или пассивное (сумма ответов «Был рядовым участником» и «Был зрителем, слушателем») участие? Какое количество человек и сколько раз отметили свое участие в делах в графах «Был организатором» и «Выполнял задания при подготовке» (отдельно)? Проанализируйте, что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах принимали они активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников и, наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие? Сколько вообще в коллективе было дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера? Сделайте соответствующие выводы.

При желании можно вывести количественный показатель участия в делах коллектива. Для этого нужно присвоить ответам соответствующий условный балл: «Не участвовал» – 0; «Был зрителем, слушателем» – 1; «Был рядовым участником» – 2; «Выполнял задания при подготовке» – 3; «Был организатором» – 4. Тогда сводная таблица результатов может выглядеть следующим образом: в левой части - фамилии участников опроса, затем несколько граф (в соответствии с количеством дел) и свободное поле для расчетов. Напротив фамилий под каждым делом нужно будет проставлять количественный балл ответа. Затем подсчитать, какую сумму набрал каждый участник опроса. Проанализировать данные.

 

ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК

(Исследование личности ребенка младшего и среднего возраста)

 

автор: Царева Н.П. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ЛГПИ им. А.И. Нерцена.

Данная методика направлена на изучение личности подростка, его нравственных ориентиров.

 

Ход работы.

Коллектив отряда, кружка и так далее вместе читает или вспоминает сказку-рассказ «Цветик-семицветик» В. Катаева (до сцены с больным мальчиком – последнего желания девочки).

Ведущий предлагает заполнить ребятам небольшую анкету с одним вопросом: о чем бы вы попросили цветик-семицветик:

- в первую очередь

- во вторую очередь,

- 7-е желание,

(7 лепестков – 7 желаний)

 

Обработка результатов.

Заполняется свободная таблица по результатам обработки анкет:

Фамилия, имя Для всех людей Для Отря да Для звена Для близких Для себя
Естественное Эгоистичное
               
Итого:              

 

Каждая цифра в свободной таблице – номер желания. Для уточнения необходимо отдельно записать ответы, например: про бабушку – где живет, почему есть желание, чтобы переехать жить вместе с внуком (уточнить можно в беседе).

Это дает мотивацию желания, ответ записывается в матрице.

 

Модификация методики.

1. «Золотая рыбка» – три желания.

2. «Борода старика Хоттабыча» – чем больше желаний, тем эгоистичнее ребенок.

3. Для старших ребят: планета под кодовым названием Z-520, планета на 100% отличается от Земли. Вопрос: Какие желания, несбыточные для землян, ты хотел осуществить, хотел бы их исполнения?

- В первую очередь,

- Во вторую очередь? и т.д.

 

 

Анкета

«Взрослые в твоем ребячьем объединении»

Анкета печатается по материалам Доклада Костромского отделения Ассоциации исследователей детского движения на конференции: «Социальная роль и позиция взрослых в детском движении».

 

Как заполнить анкету: Читайте внимательно вопрос за вопросом. Прежде, чем ответить подумайте. На вопрос отвечайте «да» или «нет». Итак, приглашаем Вас к разговору.

Только условимся: беседовать будем О Т К Р О В Е Н Н О!

Ты 1 – мальчик 2 – девочка

1. Он всегда в центре внимания.

2. Тому, что он говорит, всегда веришь.

3. Он готов сделать все сам, за всех.

4. Он говорит так, будто повелевает.

5. Ему можно доверить свои планы.

6. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией.

7. С его мнением всегда хочется согласиться.

8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя.

9. Ему нравиться всех учить.

10. С ним как-то спокойно.

11. То, что он предлагает, всегда хочется сделать.

12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку.

13. Он всегда предлагает готовый план занятий или действий.

14. Ему не нравится когда, ему возражают.

15. Он всегда придет на помощь.

16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься.

17. Неприятно, если его в чем-то подведешь.

18. Его предложения редко чем можно дополнить.

19. Он всегда уверен в своей правоте.

20. Он способен разделить с ребятами радости и горести.

21. Когда он с ребятами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить.

22. Хочется знать, как бы он поступил на твоем месте.

23. Он всегда заботлив и внимателен.

24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.

25. От него всегда ожидаешь дружеской поддержки.

26. Если ребята ссорятся, он всегда примирит.

К Л Ю Ч К А Н К Е Т Е.

«ДРУГ»

5. Ему можно доверить свои секреты.

10. С ним как-то спокойнее.

15. Он всегда придет на помощь.

20. Он способен разделить с ребятами радости и горести.

«ЛИДЕР»

1. Он всегда в центре внимания.

6. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией.

11. То, что он предлагает, всегда хочется делать.

16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься?

21.Когда он с ребятами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить.

«РЕФЕРЕНТНОЕ ЛИЦО»

2. Тому, что он говорит, всегда веришь.

7. С его мнением всегда хочется согласиться.

12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку.

17. Неприятно, когда его в чем-то подведешь.

22. Хочется знать, а как бы он поступил на твоем месте. На него хочется быть похожим.

«ПЕДАГОГ-МАНИПУЛЯТОР»

4. Он говорит так, как будто повелевает.

9. Ему нравиться всех учить всему.

14. Ему не нравится, когда ему возражают.

19. Он всегда уверен в своей правоте.

24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.

«НЯНЬКА»

3. Он всегда готов сделать все за всех.

8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя, защитив детей.

13. Он всегда предлагает уже готовый план занятий или действий.

18. Его предложения редко чем можно дополнить.



2018-07-06 770 Обсуждений (0)
диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)