Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
ЗАДАНИЕ 6. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА Формулировка задания: в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙ быстрее Правильный ответ: компьютеры
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи: ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных; РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных; СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных; ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных; СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных; числительных ОБА, ОБЕ; ЛИЧНЫХ местоимений; ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКОНЕНИЯ некоторых глаголов; ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов; ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ; форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-; ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ. Нормативное образование ИМЕНИТЕЛЬНОГО и РОДИТЕЛЬНОГО падежа Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо строго определённых правил для запоминания окончаний имён существительных в И.п. и Р.п. множественного числа. Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1. Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
2. Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Примечание: 1) Необходимо запомнить следующие формы: КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА(здания) ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические) МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях) ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ(у пилы) ПРОПУСКИ(пробелы) - ПРОПУСКА (документы) ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА(награды) ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА(иконы) ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета) ХЛЕБЫ(пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки) ДНО – ДОНЬЯ КУРИЦА– КУРЫ ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ РЕБЕНОК-ДЕТИ СУДНО - СУДА 2) Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже. 3) Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных: Знает наша детвора: Провели переговоры - В вузе есть профессор А! Заключили договоры. 1.2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторыхИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
НО:
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в
НО:
Примечание: Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём – приём облегчённого запоминания: 1) НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ; 2) ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК. Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК. Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье: Я оставил ей в залог 3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
НО:
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
НО в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ЕВ:
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
НО:
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
НО:
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
НО:
8. Имена существительные, обозначающие название диниц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:
НО:
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
Примечание: 1) Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных: КОММЕНТАРИИ - без КОММЕНТАРИЕВ СУМЕРКИ - после СУМЕРЕК СОСИСКИ - килограмм СОСИСОК 2) Следует обратить внимание на группу имён существительных, оканчивающихся на - НЯ: - если перед -НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мягкой (после этой согласной на письме будет стоять Ь): БОГИНЯ - много БОГИНЬ; - если перед -НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь): БАСНЯ - много БАСЕН БАШНЯ - много БАШЕН ВИШНЯ - много ВИШЕН КОНЮШНЯ - много КОНЮШЕН КОФЕЙНЯ - много КОФЕЕН ЧЕРЕШНЯ - много ЧЕРЕШЕН. 3. Нормативное определение РОДА некоторых склоняемых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Следует правильно определять род следующих склоняемых имен существительных:
4. Нормативное употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных В задании ЕГЭ по русскому языку, проверяющем владение грамматическими нормами, регулярно приводятся примеры ошибок, связанных со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (например, «более моложе», «самый кратчайший»), поэтому рассмотрим способы образования этих форм. Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
Примечание: Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных: нельзя смешивать простую и составную Формы степеней сравнения. Ошибочными являются следующие образования: А) Она более умнее, чем он. Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм. Правильные варианты построения этого предложения: Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО). Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ). Б) Это самая высочайшая в городе башня. Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «превосходства», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм. Правильные варианты построения этого предложения: Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО). Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1446)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |