Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий
1. От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда НЕ образуются. Поэтому следующие формы являются грамматически неправильными: сделающий, напишущий, поинтересующийся.
2. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом -В-. Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: сложа в стопку (правильный вариант: «сложив в стопку»); посмотря в мою сторону (правильный вариант: «посмотрев в мою сторону»); не пророняя слов (правильный вариант: «не проронив слов»)
3. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только образуются деепричастия с суффиксами -А-, -Я-. Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотрев вперёд (правильный вариант: «смотря вперёд»); читав книгу (правильный вариант: «читая книгу»). Алгоритм выполнения задания: 1. Определите, к какой части речиотносится данное слово. 2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования · форм именительного падежа множественного числа; · форм родительного падежа множественного числа. 3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения: · нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. 4. Если это имя числительное, помните о том, что · у сложных количественных имён числительных склоняются обе части: · при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: · числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах - полутора; · числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах - полутораста; · числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода; · числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существительными женского рода; · собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования · форм повелительного наклонения; · форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-; · личных форм некоторых глаголов; · возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-. 7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного видадействительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-никогда не образуются.
8. Если этодеепричастие, вспомните о том, что · от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом –В- · от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами –А-, -Я-. 9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Задание № 1. известные ПРОФЕССОРА / нет новых ДЖИНСОВ / более ПЯТИСТА фотографий скучает по НАС/ ЛЯГТЕ на спину Ответ: ______________________ Задание № 2. опытные ПОВАРА/ пара НОСКОВ/ слегка ПРОМОКНУЛ / написал ПОЛУТОРАСТА друзьям/ ШЕСТЬЮСТАМИ рублями Ответ: ______________________ Задание № 3. важные ДОГОВОРЫ/ салат из ПОМИДОРОВ/ ЕХАЙ в Подмосковье/ скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ/ Ответ: ______________________ Задание № 4. строгие ТРЕНЕРЫ / несколько БЛЮДЕЦ / детских ЯСЛЕЙ / ДОСТИГНУЛИ цели / свыше СТА километров Ответ: ______________________ Задание № 5. ИЗОБРЕТШИЙ микроскоп / ЖЁСТЧЕ дерева / НЕДРЫ земли/ ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко/ потерять левую ТАПКУ Ответ: ______________________ Задание № 6. СТОГА сена / не ПРОРОНЯЯ ни слова / около СЕМИСОТ участников / не МАШИ рукой / прилежнее ЕЁ Ответ: ______________________ Задание № 7. много ЧЕРЕШЕН / здешние СТОРОЖА / нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ / сшить из ТЮЛЯ/ Ответ: ______________________ Задание № 8. ОБЕИМИ руками / в СТА километрах / ВОРОХА писем / с ДВЕСТИ пассажирами / левая КРОССОВКА Ответ: ______________________ Задание № 9. к ОБЕИМ соседкам / после СУМЕРОК / опытные ИНСТРУКТОРЫ / не более ПОЛУТОРАСТА / пять КИЛОГРАММОВ Ответ: ______________________ Задание № 10. ПОЛОЖИ на полку / старше НЕГО/ СТРИЖЁТ волосы/ летние МЕСЯЦЫ/ к ШЕСТИСТАМ болельщикам Ответ: ______________________
Ответы ЗАДАНИЕ 6
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8879)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |