Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта.



2018-07-06 614 Обсуждений (0)
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий

Для обучающихся 5 класса

на 2014-2015 уч. год

Разработала: методист Зотова И.Н

Ларьяк 2014 год

Статус документа

Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Настоящая рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования в регионе.

Рабочая модульная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий разработана на основе результатов нейропсихологического обследования детей.

Пояснительная записка

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

Задачи:

1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.

Новизна программы: программа разработана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Является комплексной для реализации на трех уровнях (диагностика, развитие и мониторинг)

Пути реализации программы:

1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.

2. Подбор необходимого диагностического инструментария.

3. Планирование, организация и координация работы.

4. Мониторинг результатов работы.

5. Регуляция и корректировка работы.

Методы и формы реализации программы:

1. Индивидуальные и групповые занятия.

2. Наглядные и практические.

3. Арт-методы.

4. Игротерапия.

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 68 занятий за 1 год обучения (2 часа в неделю). Каждая встреча рассчитана на 20 минут (по каждому модулю).

Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта.

3. Диагностический модуль.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

5. Календарно-тематический план.

6. Литература.

У учащихся коррекционной школы VIII вида существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.

Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта.

Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.

Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.

При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.

Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается инактивность восприятия, узость объема и трудности восприятия пространства и времени.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.

У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.

Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.

Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Чувства, эмоции детей незрелы, недостаточно дифференцированы. Эмоции детей данной категории часто бывают неадекватными. С опозданием и трудом формируются высшие духовные чувства – совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности. Такие чувства могут быть воспитаны.

Волю данных детей характеризуют слабостью собственных намерений и побуждений. Для них характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям.

Вывод: все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки восприятия могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.



2018-07-06 614 Обсуждений (0)
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)