Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательные процессы. Восприятие.



2018-07-06 494 Обсуждений (0)
Познавательные процессы. Восприятие. 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

1. Зрительно-предметного восприятия:

· Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.

· Узнавание «зашумленных» предметных картинок.

· Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.

· Узнавание цвета.

· Узнавание пальцев рук.

2. Акустического восприятия:

· Оценка ритмов.

· Воспроизведение ритмов.

· Узнавание шумов.

3. Кожно-кинестетического восприятия:

· Узнавание предмета на ощупь.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы.Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).

Модульная программа по развитию ВПФ на основе программного материала по учебным предметам (для 5 класса)

Цель – развитие высших психических функций (ВПФ), как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и счет.

Программа включает в себя 6 модулей, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предмету и соответствуют элементам программного материала.

Модуль №1. Диагностика развития ВПФ (4 часа). На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.

Модуль №2. Развитие графических навыков. Коррекция почерка (11 часов). Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.

Модуль №3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (12 часов). В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.

Модуль №4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (18 часов). Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Модуль №5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (20 часов). Посвящен развитию математических знаний и умений в объеме программы 5 класса. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.

Модуль № 6. Мониторинг развития ВПФ (3 часа). Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.

Структура занятия.

1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.

3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.

4. Итог. Рефлексия.

Учебный план

№ п/п Наименование разделов программы Колич часов
Диагностика развития ВПФ
Развитие графических навыков. Коррекция почерка
Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике
Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению
Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике
Мониторинг
  Итого часов:

По итогам модульной программы учащиеся должны:

Знать Уметь ВПФ
Модули Стороны «право, лево, верх, низ, центр». Алфавит. Ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими предметами. Правильно писать буквы и цифры Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания.
Алфавит. Гласные и согласные. Виды предложений. Определять границы предложения. Определять вид предложения. Проводить звуко-буквенный анализ. Составлять предложения. Соотносить картинку с названием. Писать предложения и короткие стихотворения по памяти. Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.
Чистоговорки и скороговорки. Виды предложений. Соблюдать интонацию и выразительность. Составлять устный рассказ по картине и по увиденному. Формулировать вопросы. Выделять главное и соблюдать причинно-следственные связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать по существенным признакам. Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения выделять главное и сравнивать.
Разряды чисел. Таблицу умножения и деления. Порядок действия. Геометрические фигуры. Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по таблице. Решать примеры с одним неизвестным. Решать примеры в 2 и 3 действия. Строить геометрические фигуры, распределять их на плоскости листа. Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа; воображения и зрительного восприятия.

 

Перспективы:

1. Развитие ВПФ учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие общеучебных умений и навыков по предметам.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие творческих способностей учащихся.

Календарно-тематический план занятий для 5 класса (68 часов. 2 часа в неделю)

Тема Тематическое содержание Кол час Коррекционные цели
Модуль №1. Диагностика развития ВПФ (4 часа)
Методика «Тулуз Пьерона» Знакомство с учащимися. Создание благоприятного психологического климата. Выполнение тестов. Свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость, работоспособность)
Методика «Векслера» Диагностика интеллекта (визуальный, языковой, математический)
Методика «Рисунок человека» Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности
Методика «Типы памяти», «Эталоны» Преобладающий тип памяти Уровень развития восприятия
Модуль №2. Развитие графических навыков. Коррекция почерка (11 часов)
Ориентирование на листе бумаги и в пространстве Упражнение «Солнышко» , упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр»,«Круг в круге» Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Манипуляции с мелкими предметами Пальчиковая гимнастика Работа с пинцетом и крупами. Лепка. Мозаика. Работа с глиной. Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).
Рисование узоров, элементов букв и цифр «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.
Коррекция почерка Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях Рисование фигур. букв и цифр в воздухе. Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).
Работа в прописях Прописи. Работа с пластилином. Работа с песком, спичками. Формирование каллиграфического навыка. Развитие долговременной памяти посредством воспроизведения ряда знаков, рисунков
Модуль №3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (12 часов)
Дифференциация букв и звуков речи Алфавит. «Буква и звук». Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут). Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке
Дифференциация гласных и согласных Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант. Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука
Составление словосочетаний и предложений «Дополни предложение совами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Текст. Отличие текста от набора предложений.
Письмо стихотворений и предложений по памяти «Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались» Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.
Составление предложений по сюжетной картинке. Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко. Подбор подписей к сюжетным рисункам. Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов
  Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе русского языка) «Составь пункты плана по порядку» «Вставь слово в текст по смыслу» Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью
Модуль №4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (18 часов)
  Разучивание чистоговорок и сороговорок Интонационные упражнения «послушай и воспроизведи по памяти» Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса.
  Виды предложений Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака. Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения.
  Наблюдения за природой родного края Экскурсия. Наблюдения за природой. Составление рассказа по увиденному. Сюжетные картины Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.
  Восприятие текста на слух Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста. Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.
  Устное сочинение по картине Составление вопросов по картине, «назови краски картины» «передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.
Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении
Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) «Закончи стихотворение» «Закончи загадку» (добавить последнее слово) Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом
Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) Рисование по сюжету. Чтение коротких текстов. «Придумай окончание рассказа» Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и его иллюстрирования
Составление связного рассказа по теме. Подбор синонимов к словам. Сюжетно-ролевая игра «главный герой» Сравнение героев. Подбор пословиц по теме. Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке.
Модуль №5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (20 часов)
Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по уч. Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа
  Умножение и деление чисел Работа с таблицей умножения. ИКТ (работа по диску) Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение «Мелькающих» примеров на умножение и деление.
Решение примеров на умножение и деление Устный счет. «Соотнеси число с картинкой» «Шифровка» Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры
Решение примеров в два действия Решение примеров. «Найди закономерность» Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два и в три действия.
Решение примеров в три действия «Найди дату» «математическая цепочка» Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике.
Решение задач на сложение и вычитание Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.
Решение задач с одним неизвестным «Обратная задача» Решение задач по таблице Составление схемы по смыслу задачи. Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя
Геометрические фигуры Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры» Графический диктант Логический квадрат Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов
Занимательная математика Занимательные задачи Задачи-шутки Математический квадрат Математическая викторина Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).
Модуль № 6. Мониторинг развития ВПФ (3 часа)
  Методика «Тулуз Пьерона»   Свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость, работоспособность)
  Методика «Векслера» Методика «Рисунок человека»   Диагностика интеллекта (визуальный, языковой, математический). Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности
  Методика «Типы памяти», «Эталоны»   Преобладающий тип памяти Уровень развития восприятия
Итого 68 часов

 

При составлении программы использовались:

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год, 231 с.

2. Программа «Каролина» для детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. М. Джонсон-Мартин, М. Аттермиер.

3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н. Перова.- 4-е издание – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.- 408 с.

4. Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 511 с.

5. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксенов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999ю – 320 с.

6. Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – 384 с.

7. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

8. Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.

9. Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.

 

 



2018-07-06 494 Обсуждений (0)
Познавательные процессы. Восприятие. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательные процессы. Восприятие.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)