Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь движения и развития речи



2018-07-06 340 Обсуждений (0)
Связь движения и развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Вспомните, как когда-то ваш грудничок вслушивался в ваш голос, замирал на мгновение, а потом начинал «отвечать». И не только губками да язычком. Взмахивал ручками, дрыгался ножками, он – весь движение, он к вам тянулся, словно всем телом впитывал ваши слова. И всё тело помогало ему «разговаривать»!

Да-да, это именно так: двигаются руки-ножки – и приходят в движение (активизируются!) определённые области мозга (физическое движение вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга», – скажут психологи).

У маленьких детей движение и речь связаны напрямую: свобода движений/действия малыша – это и свобода речевого развития.

Совет: Может, кому-то покажется это странным, но это действительно так: от того, что малыш кушает, тоже зависит его речевое развитие. Когда ребёнок пережёвывает пищу, у него задействованы те же мышцы, что и при артикуляции. Так что – следите, чтобы в меню ребёнка была не только протёртая пища, но и такая, которую надо жевать.

Итак,

Для нормального развития речи ребёнку необходима свобода движения и передвижения. И вот почему.

Из внешнего мира малыш старательно вылавливает информацию. Её поставляют мозгу анализаторы – органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.).

Информация – это питание для нашей психики, без неё человеческое сознание голодает, и голод этот переносится ничуть не легче, чем натуральный, физический, а может, куда сильней.

Ограничивать ребенка в свободе движений – это перекрыть поток информации, из широкой реки превратив её в тоненький ручеёк. Такое «перекрытие» сказывается не сразу – обычно хватаемся мы за голову в тот момент, когда человек отправляется в школу.

И вот тут-то нехватка ощущений и впечатлений проявится, повлияв на темпы развития мышления, памяти, воображения и, конечно же, речи (и письменной в том числе).

Это первое.

Второе.

Более прочно в памяти у малышей закрепляются непосредственные ощущения и впечатления, а это становится прочной базой для развития речи (нашей второй сигнальной системы). Даже в год десять месяцев карапуз с трудом связывает предмет и слово, если только лишь видит его. Слово (название предмета) западёт в его память гораздо быстрее и удержится крепче, если малыш этим самым предметом сможет поманипулировать/поиграть. Почему? Потому что Мышление маленького ребёнка – наглядно – действенное [2] .

Это значит, что всё новенькое (а для него всё – новенькое!) малыш воспринимает через ощущения и восприятие: ему надо потрогать, пощупать, (работает осязание), понюхать (задействовать обоняние), узнать, какова «эта штучка» на вкус, посмотреть и послушать … И только тогда (на своём, детском, уровне) он разберётся, что к чему.

Детские «разборки» совсем не похожи на наши. Мы с вами ориентируемся на зрение и слух в основном, а ребёнок на все свои анализаторы (органы чувств). Обращали внимание, как ребёнок-малыш смотри на что-то, его заинтересовавшее? он шевелит пальчиками рук и даже ног – он как бы «ощупывает» предмет своим взглядом.И если мы не учитываем этих особенностей, темпы развития малыша замедляется, в том числе и развитие речи, увы.

На свободу!

 

 

Чтобы хорошо развивался интеллект, младенец должен, как говорят психологи, «выстроить схемы собственных действий», таких, как сосание, хватание, «ударяние» – именно так он устанавливает поначалу контакт с окружающим миром. Но и потом, в раннем возрасте, такое знакомство с миром – через свои ощущения, чувства и действия —, остаётся наиважнейшим.

Вот вам пример.

К году (или чуть раньше) у малышей начинается звукоподражательный этап. Можно сказать, что это канун – очень скоро появятся настоящие слова. Так вот, звукоподражание у малышей, которые много сидели в манеже (куда не двинься – везде барьер!), а на улице больше возили в коляске (не давая возможности подвигаться самостоятельно) обычно начинается позже, чем у малышей, имеющих свободу передвижения!

Мозг ребенка так умно устроен, что умеет извлекать огромную пользу из любого приобретённого опыта.

Наша с вами задача – предоставить ему возможность добывать этот опыт. Желательно – чтобы самостоятельно. То есть – не ограничивая инициативы любопытного малыша (а бережно направляя её в нужное русло).

 

...

 

Ограничивая передвижения ребенка, мы лишаем его самостоятельности.

Кто-кто, а уж родители испытали это на собственной шкурке: сколько раз вылавливали удирающего малыша, сколько раз тормозили, когда рвался что-то делать, по-своему делать! Вот висит штора, мама её задёрнула; малыш тоже – дёрг. Дёрнул, та заколыхалась, полюбовался – дёрнул сильней, теперь заколыхались и тюль и шторы, карапуз начинает с силой непрерывно тянуть, он наслаждается, он в восторге от результата….

Эксперименты, подобные этому, наталкивают ребёнка на замечательное открытие: «могу действовать сам, действовать самому интересно!». Конечно, это всего лишь первые росточки самостоятельности, и в чём-то они для нас неудобны, и за малышом нужен глаз да глаз… Но как это так важно: не ограничивая детской инициативы (а направляя её в нужное русло), само стремление к самостоятельности – поддержать.

Мама жалуется, что дочка без маминой «погонялки» даже уроки не делает… А что же тут удивляться? Вот была детка маленькая, мы за неё отвечали (контролировали, наставляли и т. д. и т. п.) а пошла в первый класс: «доченька, ты теперь должна отвечать за себя» – так не бывает. Ответственность растёт потихоньку… И начинается-то она с того, что мы помогаем маленькому человеку, поддерживая его стремление к самостоятельности. А не гасим.

Погасить-то совсем не трудно

Как? вероятно, вот так – отнимая у маленького человека «кусочки» самостоятельности:

старательно выполнять за ребёнка всё то, что он способен, сумеет выполнить сам; предугадывать его просьбы/желанья (а тем не дать потрудиться, заявляя о них самому). Этакими незамысловато-полезными (с нашей точки зрения) действиями мы лишаем ребёнка возможности думать – действовать самому.

Ведь в чём состоит самостоятельность малыша ?

Уж верно не в том, чтобы тихо сидеть и копаться в игрушках. А в том, что он познавал, активно и деятельно, окружающий мир, учится нужным действиям с предметами, знакомиться с ними, узнавать их «имена», действовать самому, накапливать собственный опыт…

Не потому ли так часто дочки – сыночки капризничают и бунтуют, не потому-то возникают проблемы, в том числе и с умением заговорить в сроки, предначертанные природой?

Капризы детей очень часто связаны как раз с тем, что они пытаются (так вот, шумом и визгом) нам объяснить: взрослые, дороге, вы ошибаетесь! Способ этот для нас некомфортный, но что делать, если иначе пока сообщить не умеют и – если никак не доходит до нас?!

А теперь складываем первое и второе. И делам вывод: чем больше движения и разумной свободы – тем лучше развивается речь.

Предоставьте ребёнку!

Свободу движения и передвижения.

Как часто во время прогулок видишь печальное зрелище: катят и катят ребёнка в коляске. Он старается вылезти – выбраться, а ему: «Ты куда, сиди». Взрослым так удобно: на не испачкается, не упадёт… А малышу? Лишая своих подопечных свободы передвижения, мы заодно (не желая того) лишаем их более важного – весёлого ритма развития, который заложен в них.

Не держите ребёнка в манеже, вытащите из коляски – и пустите свободно исследовать мир. Набираться знаний и опыта и ошибаться, и учиться исправлять ошибки свои. Просто будьте рядом и называйте правильно то, на что внимательно смотрит, к чему тянется и к чему прикасается, к чему он прислушивается, что заинтересовало его. * Сноска. * Сноска. Как дать малышу свободу и в то же время уберечь его от опасностей мы рассказываем в книге «Безопасность ребёнка от памперса до паспорта. Как правильно обучать»



2018-07-06 340 Обсуждений (0)
Связь движения и развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь движения и развития речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)