Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструкция испытуемому



2018-07-06 336 Обсуждений (0)
Инструкция испытуемому 0.00 из 5.00 0 оценок




"Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М., Издательство Московского Университета, 1987.


этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спра. шивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повто. рить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большин­стве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 сек;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым со­держанием.

После выполнения задания надо стремиться получить макси­мум информации вербальным путем. Обычно задаются следую­щие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастли -вый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое об­суждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает фор­мально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисо­вал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зве­рушки). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуциро­вать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказы­ваются проективные вопросы, например: "Если вместо птич­ки был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т.п.

118

Далее ребенку предлагается решить6 ситуационных задач:

-рИ из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в иИрк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, цо один из вас заболел и должен остаться дома. Я/тго он?

3. Ты. строишь из конструктора дом (вырезаешь Оумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты, позовешь на помощь?

4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто ос -танется дома?

5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком боль -те, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста Рисунок семьи"

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:

1) анализ структуры "Рисунок семьи";

2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;

3) анализ процесса рисования.


1. Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное бда. гополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает при. стального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмо. циональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых;

а) вообще не изображены люди;

б) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости;

в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действитель­ностью и погружении в мир собственных переживаний);

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают составсемьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекатель­ны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях си­туациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символи­ческой ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек,птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоци­онального общения.

В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутст-

аде в рисунке "я" более характерно для детей, чувствующих дтвержение, неприятие.

Презентация в рисунке только "я" может указывать на раз­личное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.

Если в образе "я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это ука-зувают на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.

Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схе­матичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то яожно предполагать присутствие чувства отверженности, по­кинутости, иногда — аутических тенденций.

Информативным может быть иувеличение состава семьи,включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потреб­ностями единственных детей в семье, желание замять охраняе­мую, родительскую, руководящую позицию по отношению к .фугим детям (такую же информацию могут дать и дополни­тельно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).

Дополнительно к родителям (или вместо них)нарисованные,несвязанные с семьей взрослые указывают на восприятие не-гативности семьи, на поиск человека, способного удовлетво­рить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.



2018-07-06 336 Обсуждений (0)
Инструкция испытуемому 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инструкция испытуемому

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)