Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)



2018-07-06 560 Обсуждений (0)
Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской) 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пре­сыщения. В .этом случае объективными показателями измене-лия деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения.

В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование круж­ков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сооб­щают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О" (или цифру "О"). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — "5", то надо красиво писать не менее 1 страницы.


Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ста­вят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использо­вать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если на­рисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть ровными и час­тыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Эксперимен­татор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ре­бенок продолжает работу самостоятельно.

Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина)

Данный тест является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устой­чивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склон­ность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызыва­ет нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координа­ции. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелиру­ет с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболевания­ми.

Но тревожность изначально не является негативной чер­той. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом суще­ствует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тре­воги".

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оцениваю­щих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную /дТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = ei — Е2 + 35,

где ei — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Eg — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = ei — Е2 + 35,

где е]^ — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Eg — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 —низкая тревожность;

31-45 —умеренная тревожность;

46 и более —высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требу­ют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной ком­петентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с Целью показать себя "в лучшем свете".


Шкала самооценки

Фамилия

Фамилия__________________ Дата_

Инструкция: а

"Прочитайте внимательно каждое из g ^ о.

приведенных ниже предложений и щ f" S

зачеркните соответствующую цифру ё, ^ S

справа в зависимости от того,как вы S Ц & я

себя чувствуете в данный момент. Над " s 9

вопросами долго не задумывайтесь, Я И S

поскольку правильных или w о неправильных ответов нет".

1. Я спокоен ....................... 1 2 3 4

2. Мне ничто не угрожает ............. 1 2 3 4

3. Я нахожусь в напряжении. .......... 1 2 3 4

4. Я испытываю сожаление ............ 1 2 3 4

5. Я чувствую себя свободно ........... 1 2 3 4

6. Я расстроен. ..................... 1 2 3 4

7. Меня волнуют возможные неудачи. .... 1 2 3 4

8. Я чувствую себя отдохнувшим........ 1 2 3 4

9. Я встревожен .................... 1 2 3 4

10. Я испытываю чувство внутреннего

удовлетворения ................... 1 2 3 4

11. Я уверен в себе................... 1 2 3 4

12. Я нервничаю..................... 1 2 3 4

13. Я не нахожу себе места. ............ 1 2 3 4

14. Я взвинчен ...................... 1 2 3 4

15. Я не чувствую скованности,

напряженности ................... 1 2 3 4

16. Я доволен ....................... 1 2 3 4

17. Я озабочен ...................... 1 2 3 4

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе 1234

19. Мне радостно .................... 1 2 3 4

20. Мне приятно..................... 1 2 3 4

}Дкала самооценки

фамилия

Дата_

Инструкция:

"Прочитайте внимательно каждое из 5й приведенных ниже предложений и 8 я И зачеркните соответствующую цифру справа | & 8 и в зависимости от того,как вы себя g § Я g чувствуете обычно. Над вопросами долго |? " ^ не задумывайтесь, поскольку правильных Д Д или неправильных ответов нет".

21. Я испытываю удовольствие. ......... 1 2 3 4

22. Я очень легко устаю. .............. 1 2 3 4

23. Я легко могу заплакать ............ 1 2 3 4

24. Я хотел бы быть таким же счастливым,

как и другие .................... 1 2 3 4

25. Нередко я проигрываю из-за того, что

недостаточно быстро принимаю решения. 1234

26. Обычно я чувствую себя бодрым ...... 1234

27. Я спокоен, хладнокровен и собран .... 1234

28. Ожидаемые трудности обычно очень

тревожат меня ................... 1 2 3 4

29. Я слишком переживаю из-за пустяков . 1234

30. Я вполне счастлив ................ 1 2 3 4

31. Я принимаю все близко к сердцу ..... 1234

32. Мне не хватает уверенности в себе .... 1234

33. Обычно я чувствую себя в безопасности . 1234

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций 1234

35. У меня бывает хандра ............. 1 2 3 4

36. Я доволен. ...................... 1 2 3 4

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1234

38. Я так сильно переживаю свои

разочарования, что потом долго не могу забыть о них..................... 1 2 3 4

39. Я уравновешенный человек. ......... 1234

40. Меня охватывает сильное беспокойство,

когда я думаю о своих делах и заботах. 1234


АНКЕТА

для определения школьной мотивации

Тебе нравится в школе? Да; не очень; нет
. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? пошел бы в школу; не знаю; остался бы дома
4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? не нравится; бывает по-разному; нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? не хотел бы; ц не знаю; д хотел бы Д|
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? нет; у| не знаю; '^ хотел бы J
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? часто; редко; не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы
9. У тебя в классе много друзей? много; мало; нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся; не очень; не нравятся

 

Днализ результатов.

За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный — \ балл, последний — 0 баллов.

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов — сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла — отношение к себе как к школьнику практи­чески сформировано.

15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сто­ронами.

10-14 баллов — отношение к себе как к школьнику не сфор­мировано.

Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе.

Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)*

Описание теста

Тест "Кинетический рисунок семьи" направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных си­туациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Процедура эксперимента следующая:

Для исследования необходимы лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеле­ный, желтый, коричневый), ластик.



2018-07-06 560 Обсуждений (0)
Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)