СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы полагаем, что суть психотерапевтического процесса, вызывающего в ходе воздействий и интеракций определенные положительные изменения у пациента, состоит в научении. В психотерапевтическом процессе можно выделить две фазы, цели, функции, характер научения, механизмы воздействия которых противоположны. В первой фазе цель психотерапии заключается в удовлетворении потребностей и ожиданий пациента, улучшение его самочувствия — главная функция происходящих явлений. Пациент получает информацию, ему оказывают поддержку, в результате чего происходят изменения его психофизиологического состояния, т. е. проявляется плацебо-эффект. Механизмом, обусловливающим достижение этого результата, является процесс пассивного научения. Во второй фазе участники стремятся достигнуть цели, поставленные перед ними психотерапевтами. Изменение личности является конечной целью пациентов, страдающих невротическими расстройствами; изменение установок — цель пациентов, имеющих другие расстройства. Функция этой фазы — достижение у индивида более обширных изменений, они происходят в результате проблемного научения, которое благоприятно отражается на процессе активного переучивания пациента [Leder S. et al., 1966; Leder S., 1971]. Переучивание является социальным процессом, оно может проходить в терапевтической ситуации с участием двух человек или группы. Данные.по психологии малых групп свидетельствуют, что группа является более эффективным инструментом, контекстом для научения и действия, чем ситуация и отношения в рамках диады. Присутствие других участников повышает уровень мотивации индивида при выполнении заданий и вовлечении в определенную активность; суждения и оценки группы точнее, чем у индивида, группа предоставляет большее число правильных решений, ее научение проходит быстрее, в ней больше возникает оригинальных замыслов, она с большей степенью риска принимает решения [Shaw M., 1974]. Результаты не вытекают автоматически из групповой активности, они связаны и зависят от определенных характеристик членов группы (в том числе руководителя группы) и происходящих в ней процессов и явлений. Различные теоретические модели, например R. Vinter и G. O'Connor, помогают понять закономерности, свойственные малым группам, и могут быть полезны для выяснения характера лечебных факторов, действующих в данных группах. Это связано с тем, что концептуальной основой этих моделей являются, с одной стороны, теоретические принципы функционирования индивида и происходящих в нем изменений (в том числе улучшения процесса научения), с другой,— концепции социальной психологии с ее богатым теоретическим и эмпирическим запасом знаний о ма- лых социальных группах и их отношениях с обществом, Независимо от принятой психотерапевтической модели очень важно по теоретическим и практическим соображениям попытаться определить, какие выводы вытекают из закономерностей функционирования малых групп для процесса научения, организованных для терапевтической деятельности и достижения лечебных результатов. Мы исходим из убеждений, что общие особенности малых групп, проявляющиеся в них закономерности имеют настолько универсальный характер, что применимы и в психотерапевтических группах, могут служить основой для выдвижения исследовательских гипотез и руководством в деятельности психотерапевтов. Психотерапевты и лечебные учреждения организуют психотерапевтические группы, чтобы вызвать у пациентов благотворные и лечебные изменения, с этой целью они применяют психотерапевтические методы, используя в качестве инструмента групповой контекст и происходящие в группе явления и процессы. Терапевтическая идеология определяет, какие изменения признаются важными, передается пациентам в форме определенной системы ценностей, вытекающих из нее целей активности группы, принципов и форм их достижения. Используя терминологию социальной психологии, можно сказать, что речь идет об общих целях, нормах, структуре и решении задач. Мы покажем значение этих и других характеристик и групповых явлений для протекания психотерапевтического процесса в группе, выделим структуральные и процессуальные аспекты. Групповые цели Организаторы психотерапевтических групп чаще всего не ставят участников в известность о целях группы. Акцептация их членами группы создает основу для терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей. Достижение отдаленных целей облегчается в результате сознательного выбора промежуточных, этапных (преимущественно инструментальных) целей, i относящихся к групповым явлениям и структуре груп- пы, описания желаемой активности при работе над заданиями и их содержанием. Иногда общие цели психотерапевтических групп рассматриваются в качестве дополнения или развития процесса социализации индивида при одновременном достижении им полной интеграции и тождественности. Чаще всего говорится об изменениях и коррекции поведения пациентов для более творческого, счастливого, умелого и здорового функционирования. Психотерапевты в своей деятельности стремятся вызвать изменения в личностном и межличностном функционировании, причем это может касаться изменения функционирования в познавательной, эффективной или поведенческой сфере. В сфере внутриличностной могут быть достигнуты изменения познавательного характера — в определенной (ценностной) установке, аффективного характера — принятие самого себя и поведенческого характера — усвоение действий, приносящих удовлетворение. В межличностной сфере целью может стать на познавательном уровне — изменение социальной перцепции, на аффективном — достижение чувства удовлетворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне — приобретение социальных навыков. Реализация этих целей происходит в рамках общей групповой активности. В процессе восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая интеракции с членами группы, пациенты проявляют межличностную активность. Участвуя в решении задач и проблем, они проявляют заданную активность. Когда пациенты стремятся удовлетворить свои индивидуальные потребности, лежащие в социально-эмоциональной сфере, большинство из них руководствуется желанием уменьшить свои страдания, улучшить самочувствие, избавиться от трудностей в отношениях с окружающими и в социальном функционировании. Осознание и согласование этих и многих других, специфических для отдельных участников целей может способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы. Подобная ситуация чаще всего благотворно воздействует на процесс лечения в результате появления взаимопонимания, положительных эмоций, поддержки, солидарности и взаи-
модействия. Они возникают в группе как результат научения и становятся условием, облегчающим дальнейшее протекание терапевтического процесса в форме активного переучивания. Групповые нормы Для достижения этапных целей, к. которым относятся взаимодействие и понимание, члены группы должны создать или акцептировать привнесенные извне нормы. Совокупность таких принципов (норм), регулирующих способы функционирования группы и поведения отдельных участников, является средством, обеспечивающим правила действий, специфические для данной группы. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых проблемных ситуаций, но без их согласований не может быть организованной активности. Введение норм и их признание может протекать постепенно, быть процессом более или менее «артикулированным», мерой же интернализации членами группы становится усилие, прилагаемое группой для их сохранения или защиты, в оказании давления на индивидов, не подчиняющихся этим нормам. Целесообразность установления норм легче обосновать, если в группе происходит свободный обмен мнениями и аргументами, если группа должна защищать свои нормы от давления извне. Полная интер-нализация норм членами группы происходит, если группа осуществляет руководящие и контролирующие функции по отношению к отдельным членам, если их поведение приводится в соответствии с принятыми установками. В процессе усвоения норм используются наказания и поощрения в виде неодобрения или акцептации, а также подражания и познавательного научения. Структура группы На возникновение подобных явлений и ход процесса научения благотворное влияние оказывает группа с небольшим численным составом — при численности свыше десяти человек уменьшается возможность непосредственного контакта «лицом к лицу», снижается активность участников; сокращается время, посвящаемое группой отдельным членам; уменьшается число выражаемых мнений и дискуссий. Возрастает чувство скованности и неуверенности, увеличивается вероятность возникновения подгрупп. При небольшом числе членов группы все могут расположиться по кругу, что облегчает создание оптимальной коммуникативной сети, когда каждый участник может обратиться к любому другому члену группы («common-all-channel»). Подобная сеть обеспечивает оптимальные условия для общения, приносит участникам удовлетворение, способствует согласованию и реализации заданной активности, налаживанию эмоциональных связей, появлению чувства групповой принадлежности. Достижение намеченных целей и усвоение системы ценностей и групповых норм происходит одновременно с процессом формирования и трансформации отношений между участниками. Первоначально существует определенная формальная структура, в рамках которой каждый индивид — психотерапевт и пациент — играет определенную роль, удовлетворяя ожидания участников и реализуя свои стремления и потребности. При такой структуре каждый участник, кроме психотерапевта, является пациентом, вступившим в группу по той же причине, что и остальные, и питающим одни и те же надежды на облегчение страдания и получение помощи в решении трудных проблем. Формальная роль члена группы делает похожими цели всех участников, предоставляет им равные возможности и права, накладывает на них одинаковые обязанности как на предоставление, так и на получение помощи. Каждый член становится равноправным участником; он чувствует, воспринимает, оценивает, выполняет задания и решает проблемы, удовлетворяет свои и чужие потребности, осуществляя тем самым две функции группы — инструментальную и социально-эмоциональную. Выполнение подобных задач-функций связано с существованием в группе другой структуры — неформальной. Она складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором, в такой структуре индивид занимает отведенную ему позицию в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, для него характерна определенная степень умения осуществлять контроль и воздействовать на участников, он может исполнять разнообразные функции и роли (например, лидера,' спутника, эксперта, стимулятора, медиатора, обыкно-
венного человека, «козла отпущения», девианта, монополиста, «звезды», ребенка и т. п.). В процессе формирования формальной и неформальной структуры и их интерференции могут возни-, кать конфликты. Конфликт, превращающийся в проблему, группа пытается разрешить в ходе дискуссии и кларификации причин возникшей ситуации. Часто это означает борьбу между частью группы и ее неформальным лидером и психотерапевтом, результат подобной конфронтации имеет существенное значение для дальнейшей судьбы функционирования группы. В таких случаях дискуссия часто ведется для выяснения и понимания такого явления, как соперничество. Она способствует выяснению вопроса, насколько существующая структура облегчает реализацию целей, стоящих перед группой. В такой ситуации обсуждаются также члены группы, занимающие самое высокое и самое низкое положение в неформальной структуре, что при использовании таких техник, как, например, behind-the-back, психодрама, может представить участникам много дополнительной, информации о таких явлениях, как существование подгрупп, соперничество, использование, манипулирование и т. п. В ходе изменения структуры участники осознают свою роль и то, что они ее исполняют. У них есть возможность для разрешения конфликтов, возникающих между лицами, исполняющими в группе полярные роли (например, лицом, побуждающим к активности, и тормозящим ее, когда индивид играет роль психотерапевта и равноправного участника). Участники имеют возможность выбора роли и манеры ее исполнения. Развитию этого процесса способствует показ участникам способов их восприятия другими членами, предоставление обратной связи, конфронтация различных способов восприятия и оценки, выдвижение способов решений, поиски путей соглашения. Используемые техники и психотерапевтические процедуры, такие как психодрама, ролевая игра, поведенческий тренинг, интенсифицируют названные групповые процессы, помогают пациентам изменить свое поведение, переживания, тип мышления, внести свой вклад в решение общей задачи, ролевую коррекцию и расширение репертуара ролей. Атмосфера в группе Царящий в группе климат и эмоциональная атмосфера формируются и меняются в зависимости от нормативного давления группы, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворения определенных потребностей и сдерживания устремлений отдельных участников. Возникающее в результате этих явлений напряжение может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Когда ведется борьба (за лидерство, между подгруппами или против психотерапевта) или царит неприязнь, разочарование, наблюдается отказ от используемой формы психотерапии, проявляются другие отрицательные эмоции (например, в связи с неизбежной акцептацией норм, предполагающих рассказ об интимных отношениях, биографии, «обнажение»), холодная, враждебная атмосфера может дезорганизовать работу группы и привести к ее распаду. И, наоборот, оптимальный уровень напряжения может способствовать более эффективной работе над проблемами, успешному протеканию научения, переходу к следующей фазе развития. Когда в группе происходит сопоставление существующих точек зрения и их конфронтация, появляется возможность для выражения и проявления эмоций, проведения самоанализа, своевременного разрешения конфликтов, когда групповые нормы благоприятствуют открытому общению и коммуникабельности, по мере усиления сплоченности группы растет вероятность -положительных изменений у ее участников. Процессы, вызывающие в группе действие центробежных и центростремительных сил, доминирующая в ней атмосфера, происходящие изменения характера интеракций и отношений между участниками, успехи в выполнении заданий и решений социальных и эмоциональных проблем определяют способность группы вызывать у ее членов эмоции и аффективные переживания. Появляется возможность почувствовать и проанализировать влияние эмоций на поведение и отношения с окружающими, на самочувствие и симптомы, испытать различные способы регуляции недостаточного или чрезмерного переживания эмоций, тормозящих или дезорганизующих процессы мышления и деятельности. Среди этих вариантов к наиболее эффективным относятся отреагирование и так называемый «коррективный эмоциональный опыт», анализ причин и следствий проявленных чувств и связанных с ними типов поведения. Эти процессы в числе многих других могут способствовать научению более сознательному управлению своими эмоциями, что способствует оптимальному взаимодействию эмоций с интеллектуальными процессами. Состав группы Группа состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам (возраст, образование, профессия и т. д.), диагнозу, индивидуальным характеристикам. Две последние категории имеют важное значение для функционирования группы. Каждый пациент приходит в группу со своим опытом, ценностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, характером расстройств, стилем интеракций, с присущими ему видами психологических адаптационных механизмов, противоположными социальными и интеллектуальными навыками. Исходя из имеющегося у него опыта, часто на основе фрагментарного или поверхностного восприятия сходства со значимыми лицами индивид приписывает отдельным участникам определенные особенности, соответствующим образом относится к ним и соответственно на них реагирует. Отличаясь уровнем активности в интеракциях и акцептации иерархической структуры, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к действию стресса и фрустации, стремлением к лидерству или зависимости, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся постоянным изменениям. Это означает, что состав группы влияет на поведение отдельных членов и психотерапевта и ее функционирование, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-разному протекающий у участников. У одних отмечается главным образом пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации, у третьих научение происходит в результате исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы (главным образом в рамках познавательного научения). Существующие сходства и различия между участниками в свою очередь могут вызвать противоположные последствия, в зависимости от цели группы и стоящих перед нею задач. Так, например, небольшую гетерогенную группу можно упрощенно рассматривать как социальную микроячейку, в которой отражаются отношения и проблемы, существующие во внетерапев-тических социальных группах. В такой группе легче добиться изменения установок у ее членов путем индивидуального научения, в ней чаще используется анализ поведения в конфликтных ситуациях, психотерапия в известной степени носит более глубокий характер, способствует изменению типов поведения, усвоению новых знаний и социальных навыков, решению проблем, особенно в сфере межличностных отношений. В гомогенных группах научение облегчается имитацией и активным моделированием, соответствующим дозированием наказаний и поощрений. В зависимости от состава и характера групп научение происходит путем участия в работе, нацеленной на решение проблем отдельных пациентов (например, в закрытых и семейных группах), или в результате проблемной активности, касающейся функционирования группы (например, в социотерапевтических группах или в большой группе). В таких группах проще выделить и показать участникам существование фаз проблемной активности: ориентация, оценка и контроль. Система руководства Функции и роль руководителя группы связаны с ее целями и потребностями, социальным и культурным контекстом, в котором действуют участники, поэтому роль и характеристики формального лидера не во всех группах одинаковы. Подготовка и выполнение заданий в малых психотерапевтических группах связаны, однако, с личностью психотерапевта и осуществляемой им системой руководства. При автократическом типе руководства деятельность психотерапевта сконцентрирована на индивиде, он использует по существу индивидуальную психотерапию в группе. В таких случаях психотерапевт чаще всего не замечает и не понимает механизмов функционирования группы, в целом он не использует их сознательно в лечебных целях, иногда даже противодействует их влиянию. Коммуникативная сеть в таких группах имеет ограниченный характер, самым важным элементом являются интеракции между пси- хотерапевтом и пациентом. Поэтому очень часто происходит снижение инициативности, активности и вовлеченности участников, что отражается на результатах научения. Однако подобный тип руководства может успешно применяться для достижения ограниченных целей в определенных группах, например психотических пациентов. При использовании демократического метода ведения группы психотерапевт сосредоточивает усилия на группе. Он относится к пациентам как индивидам, способным к развитию и принятию самостоятельных решений. Руководитель высоко ценит активность участников, их многочисленные взаимодействия. Такой тип руководства более эффективен при ведении групп, состоящих из пациентов с меньшим количеством симптомов и ограниченным характером расстройств. Промежуточная ориентация исходит из положения, что в психотерапевтической ситуации функционирует два тесно связанных между собой элемента (подсистемы) — личность и группа, взаимозависимые и взаимодействующие друг на друга. Это означает, что, учитывая такие переменные, как состав, численность, цели, индивидуальные потребности, атмосфера и т. п., психотерапевт структурирует ход занятий и делает упор на инструментальные или индивидуальные задания, предоставляет информацию и способствует ее обращению с использованием взаимных интеракций • всех участников. В зависимости от этапа развития группы психотерапевт старается изменять и модифицировать характер существующей системы руководства. Если на начальном этапе создания группы не уточнены цели и формы работы,, не акцептированы нормы ее деятельности, то полнейшая пассивность психотерапевта, отсутствие лидера и структурирования ситуации вызывают фрустацию ожиданий и потребностей пациентов, что может привести к чрезвычайному росту напряжения в группе. В начальной фазе психотерапевт является авторитетом и экспертом, источником опеки и помощи, поэтому он обязан хотя бы частично удовлетворять надежды и чаяния участников, проявлять понимание, симпатию, доверие, акцептацию, вселять в них уверенность в том, что вместе с остальными членами группы он желает и сумеет им помочь. Наряду с разъяснениями психотерапевт оказывает поддержку, защищает от чрезмерной критики, помогает в трудных ситуациях, координирует дискуссию и подводит ее итоги. Таким образом, он создает в группе атмосферу безопасности, играет роль опекуна и поверенного. На последующем этапе психотерапевт побуждает участников к анализу происходящего в группе, клари-фикации внутригрупповых отношений, способствует достижению единства, побуждает к выполнению общих заданий, одобряет взаимодействие и проявление солидарности в решении проблем. Он выполняет, таким образом, роль технического эксперта и дидактика. На третьем этапе психотерапевт участвует в активных действиях группы, стимулирует и облегчает ее деятельность, все менее проявляет активность и руководящую роль, побуждает участников к самостоятельной исследовательской работе и достижению правильных решений, Он играет роль вдохновителя. И на последнем этапе психотерапевт может стать равноправным участником группы, исполняющим определенные функции и вносящим, таким образом, вклад в достижение намеченных целей. Чтобы оптимально решить поставленные задачи и соответствовать своей роли в группе, психотерапевту необходимо проявлять гибкость в поведении, для него должны быть характерны: варьирование степени директивное™, разнообразие типов психотерапевтического воздействия и форм научения, умение создавать условия и обстановку, благоприятствующие проявлению лечебных факторов. Процедуры Для формирования и активизации групповых процессов, которые в соответствии с нормами признаются психотерапевтическими, используются определенные процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций; использование гештальт-тех-ник и т. п.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального пере- живания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения. Фазы развития группы Ход научения в группе тесно связан с динамикой его активности и временным развитием. Интеракции и действия участников представляют собой цепь эпизодов, событий, составляющих групповой процесс. В этом процессе можно выделить определенные фазы, имеющие различный характер и выполняющие различные функции. В первой фазе (ориентация и зависимость) пациенты стремятся высказаться о симптомах своих заболеваний и своем самочувствии, они требуют предоставления информации, ждут от психотерапевта указаний, руководства и активных действий, проявляют недоверие и растерянность, занимаются поисками смысла занятий и форм активности, ведут дискуссии по второстепенным проблемам. В сфере проблемной активности эта фаза характеризуется поисками ответа на вопрос: «что это такое?», «в чем суть?». Во второй фазе происходит борьба за положение лидера, за место в структуре группы, обостряются внутригрупповые конфликты, четко выявляется распределение ролей, идет процесс внедрения норм и акцептации общей цели активности, растет сопротивление использованию некоторых техник и процедур. Несмотря на напряжение, борьбу, большое количество отрицательных эмоций, в группе зарождается сплоченность, появляется взаимная акцептация, происходит знакомство участников, они вовлекаются в происходящие события. Главная тема — обсуждение актуальной ситуации в группе, проявление эмоций, конфронтация взглядов и позиций отдельного участника с оценками других членов группы. В третьей фазе наблюдается усиление групповой сплоченности, снижается напряженность, уменьшается количество и интенсивность конфликтов, происходит консолидация норм и общих ценностей. Отходит на задний план и теряет значение проблема авторитета и руководства, усиливается ответственность и активность участников, главной темой становится обсуждение себя и других, углубленное представление индивидуальных личных проблем, раздумья о сути и характере процессов и изменений, происходящих у отдельных участников и группы в целом. В сфере проблемной активности в этой фазе преимущественно происходит процесс оценки. В четвертой фазе группа становится рабочим коллективом, участники исполняют функциональные роли, оптимальные для выполнения отдельных заданий. Это облегчает поиск решений, способствует достижению понимания и изменению поведения, модификации установок с их познавательными, аффективными и поведенческими составляющими, при этом группа выносит каждому участнику поощрение за успехи или порицание за нерадивость. В последних двух фазах группа предоставляет пациентам наибольший объем эмпирического материала, связанного с функционированием социальной микроячейки, познанием закономерностей, определяющих ее деятельность, исполнением различных ролей, особенно ролей «оказывающий помощь», «получающий помощь», а также «ответственный партнер». Для этой фазы характерно принятие решений, использование приобретенных знаний и навыков во внетера-иевтических ситуациях.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |