1.1. Зарождение и развитие методов макроэкономического анализа
1.2. Система показателей национальных счетов – основного объекта макроэкономического анализа
1.3. Основные концепции и методы макроэкономики
Парадигма доходов и расходов (4 ч)
2.1. Модель доходов и расходов и равновесие на рынке товаров
2.2. Фискальная политика и девальвация
2.3. Потребление
2.4. Инвестиции
Парадигма IS-LM (6 ч)
3.1. Финансовые активы, равновесие на рынке активов и монетарная политика правительства
3.2. Использование модели IS-LM для краткосрочного анализа последствий экономической политики правительства
3.3. Бюджетное ограничение для государственного бюджета. Финансовое обеспечение фискальной политики
3.4. Спрос на деньги
Парадигма AD-AS (4 ч)
4.1. Агрегированный спрос. Модель агрегированного спроса и агрегированного предложения (AD-AS)
4.2. Модель агрегированного предложения и классическая модель рынка труда
4.3. Модель агрегированного предложения и кейнсианская модель рынка труда. Шоки предложения
4.4. Неокейнсианский подход: жесткие цены (Sticky Wages) и безработица
Макроэкономическая динамика (2 ч)
5.1. Экономический рост и технический прогресс
5.2. Циклы деловой активности (Business Cycles)
5.3. Инфляция
5.4. Динамическая теория макроэкономической политики
Форма 9
Рейтинг-план
По дисциплине «Макроэкономика»
Самостоятельная работа:
домашняя 14 час.
индивидуальная 52 час.
плановая 6 час.
Срок контроля
Зачет - более 50 баллов
Для студентов направления 080100 «Экономика»
Лекции 36 час.
Лаб. работы 0 час.
Незачет - менее 50 баллов
На 2 весенний семестр 20__/20__ г.
Практ.занятия 36 час.
Семинар ________ час.
Лектор Кракашова О.А.
ИТОГО: 144 час.
Название модуля
Лекции
Тема (балл)
лабораторные работы №___
балл
практические занятия
(балл)
самостоят. работа
(балл)
Рубежный контроль
Максимальный балл модуля
Модуль 1
Т. 1-2
Т. 1-2
Т. 1-2
Введение в макроэкономический анализ. Парадигма доходов и расходов
3 балла
-
3 балла
9 баллов
Контрольная работа -5 баллов
P1max=20
До 15 марта
Модуль 2
Т. 3
Т. 3
Т. 3
Парадигма IS-LM
3 балла
-
3 балла
9 баллов
Контрольная работа -5 баллов
P2max=20
До 25 апреля
Модуль 3
Т. 4-5
Т. 4-5
Т. 4-5
Парадигма AD-AS. Макроэкономическая динамика
3 балла
-
3 балла
9 баллов
Контрольная работа -5 баллов
P2max=20
До 31 мая
зачет
Pзачmax=40
Всего по дисциплине РS
PSmax=100
Приложение 1.5.
Карта компетенций дисциплины «Макроэкономика» .
(наименование дисциплины)
1. Наименование компетенций дисциплины
Индекс компетенции
Формулировка
ОК-1
ОК-3
ОК-4
ПК-2
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
- проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ.
2. Компонентный состав дисциплины
Перечень
Технологии формирования
Средства и технологии оценки
kв
Объем в ЗЕТ
(в кредитах)
Модуль дисциплины
Состав компоненты
1-й
модуль
ОК-1
ОК-3
ОК-4
Знает: основные показатели системы национальных счетов и связи между ними; способы подсчета ВВП; проблемы, связанные с подсчетом ВВП; концепцию равновесия в модели кейнсианского креста; как происходит приспособление к равновесию (различие между планируемыми и фактическими инвестициями); что профицит государственного бюджета изменяется не только в результате проводимой экономической политики, но и в соответствии с экономическим циклом; что понимают под инвестициями в макроэкономике; теорему о разделении решения о потреблении и решения о производстве (инвестициях) и демонстрировать этот результат на основе многопериодной модели; модели простого и гибкого акселератора; теорию инвестиций q Тобина.
Лекции, самостоятельная работа
Тестирование
0,67
Умеет: проводить различие между вопросами, изучаемыми в курсах микроэкономики и в курсе макроэкономики; выделять основные этапы эволюции макроэкономической теории; проводить различие между номинальными и реальными показателями; оперировать основными макроэкономическими тождествами; проводить различие между тождествами национальных счетов и условиями равновесия; объяснять механизм эффекта мультипликатора; анализировать влияние фискальной политики на равновесие в модели; проводить различие между чистыми и валовыми инвестициями; различать инвестиции в основной капитал, инвестиции в запасы и инвестиции в жилищное строительство.
Семинар, практические занятия, самостоятельная работа
Тестирование
Владеет: методом графического представления равновесие в модели; способностью выводить функцию спроса на инвестиции Йоргенсона на основе максимизации стоимости фирмы; навыками использования при дискретном выборе инвестиционного проекта метод приведенной стоимости; опытом применения метода приведенной стоимости в условиях неопределенности.
Практические занятия, самостоятельное решение задач
Тестирование
2-й
модуль ОК-4
ПК-2
Знает:связь между рынком денег и рынком активов приносящих процент (облигаций); графическое и аналитическое представление одновременного равновесия на товарном и денежном рынках; структуру платежного баланса, проводить различие между счетом текущих операций и счетом движения финансового капитала; как функционируют различные механизмы обменного курса; терминологию: обесценение/удорожание, девальвация/ревальвация; объяснения причин неэффективности кредитно-денежной политики при фиксированном и гибком обменных курсах; структуру платежного баланса, проводить различие между счетом текущих операций и счетом движения финансового капитала; как функционируют различные механизмы обменного курса; терминологию: обесценение/удорожание, девальвация/ревальвация; основные функции денег; различия между денежными агрегатами М0, М1, М2 и М3; факторы, определяющие спрос на деньги согласно теории трансакционного спроса Баумаля-Тобина; факторы, определяющие спрос на деньги из предосторожности; факторы, определяющие спрос на деньги согласно портфельным теориям спроса; почему ожидаемая инфляция влияет на спрос на деньги; основное уравнение количественной теории денег, связь между спросом на деньги и скоростью обращения денег.
Лекции, самостоятельная работа
Тестирование
0,67
Умеет:выводить условие равновесия на товарном рынке (кривую IS), в том числе для открытой экономики, аналитически и графически; выводить условие равновесия на денежном рынке (кривую LM) аналитически и графически; анализировать переход к равновесию из любой первоначальной точки при различных предположениях о скорости приспособления рынков; анализировать предпосылки, при которых построена модель, и делать выводы о границах применения результатов анализа, полученных на основе данной модели; объяснять разницу в величинах мультипликатора автономных расходов (в модели кейнсианского креста) и мультипликатора фискальной политики (в модели IS-LM); выделять и анализировать факторы, влияющие на величину эффекта вытеснения; выделять параметры, влияющие на чистый экспорт и специфицировать направление изменения чистого экспорта для каждого параметра; выводить условие равновесие на товарном рынке (кривую IS) для открытой экономики; анализировать последствия девальвации национальной валюты, как для самой страны, так и для ее торговых партнеров; выделять параметры, влияющие на чистый экспорт и специфицировать направление изменения чистого экспорта для каждого параметра; анализировать приспособление открытой экономики при фиксированном обменном курсе в условиях абсолютной мобильности финансового капитала; объяснять причину неэффективности кредитно-денежной политики при фиксированном обменном курсе; анализировать приспособление открытой экономики при гибком обменном курсе в условиях абсолютной мобильности финансового капитал; объяснять причину неэффективности фискальной политики при гибком курсе и абсолютной мобильности; анализировать последствия девальвации национальной валюты, как для самой страны, так и для ее торговых партнеров; сопоставлять последствия экономической политики и экзогенных шоков при различной мобильности финансового капитала (абсолютной мобильности, несовершенной мобильности и отсутствии мобильности); проводить формальный анализ модели IS-LM в открытой экономике.
Семинар, практические занятия, самостоятельная работа
Тестирование
Владеет:навыками анализа приспособления экономики при монетарных и фискальных шоках; приемами анализа параметров, влияющих на положение/наклон кривых IS и LM; навыком определять размеры мультипликатора фискальной и кредитно-денежной политик; анализом предпосылок, при которых построена модель и, соответственно, делать выводы о границах применения результатов анализа, полученных на основе данной модели; методами графического представления условия равновесия платежного баланса и анализа сдвигов кривой платежного баланса при изменении экзогенных параметров; навыками анализа приспособления открытой экономики при фиксированном и гибком обменных курсах в условиях абсолютной мобильности финансового капитала; методами графического представления условия равновесия платежного баланса и анализа сдвигов кривой платежного баланса при изменении экзогенных параметров; знаниями об инструментах, с помощью которых Центральный Банк осуществляет кредитно-денежную политику; способностью объяснять влияние способа финансирования бюджетного дефицита на предложение денег.
Практические занятия, самостоятельное решение примеров и задач
Тестирование
3-й
модуль
ОК-3
ОК-4
ПК-2
Знает:объяснения отрицательного наклона кривой совокупного спроса (эффект Кейнса, эффект торгового баланса и эффект реального богатства); различные объяснения положительной зависимости в краткосрочном периоде между уровнем цен и выпуском: теория негибкой заработной платы (в силу трудовых контрактов), теория негибкого уровня цен (в силу издержек меню), теория неверных представлений рабочих (модель Фридманка-Фелпса) и теория несовершенной информации (модель Лукаса); различие между адаптивными и рациональными ожиданиями, обоснования зависимости положения кривой предложения Лукаса от инфляционных ожиданий; что при рациональных ожиданиях только непредвиденные изменения в экономической политике могут повлиять на реальные переменные (имеет место утверждение о неэффективности); составляющие естественного уровня безработицы (структурная, фрикционная и классическая безработица); причины структурной и фрикционной безработицы; что негибкость реальной заработной платы является причиной классической безработицы, объяснения негибкости заработной платы; возможные объяснения эффекта гистерезиса уровня безработицы; причиной инфляции могут выступать лишь последовательные (а не разовые) положительные шоки совокупного спроса или негативные шоки совокупного предложения; соотношение потерь и альтернативные политики борьбы с инфляцией (постепенная политика и шоковая терапия); издержки ожидаемой и непредвиденной инфляции; эмпирические факты экономического роста; источники экономического роста; предпосылки модели Солоу; недостатки экзогенных моделей экономического роста; идеи, заложенные в эндогенных моделях экономического роста; роль экономической политики в стимулировании экономического роста.
Лекции, самостоятельная работа
Тестирование
0,66
Умеет:вывести кривую совокупного спроса из модели IS-LM аналитически и графически; анализировать какие параметры, и каким образом воздействуют на положение/ наклон кривой совокупного спроса; на основе анализа рынка труда и производственной функции получать различные кривые совокупного предложения (классическую, кейнсианскую и кривую предложения с положительным наклоном); анализировать эффект от ожидавшейся и непредвиденной экономической политики при рациональных ожиданиях; объяснять концепцию естественного уровня безработицы; анализировать параметры, влияющие на заработную плату и занятость в модели эффективной заработной платы Шапиро-Стиглица, причины циклической безработицы; выводить кривую Филлипса с инфляционными ожиданиями; выводить на основе кривой Филлипса динамическую кривую совокупного предложения, связывающую темп инфляции и выпуск; выводить динамическую версию кривой совокупного спроса; выводить уравнение накопления капитала в модели Солоу, концепцию стационарного состояния; анализировать влияние экзогенных параметров (нормы сбережения, нормы амортизации, темпа роста на селения и темпа технического прогресса) на уровень и темп роста выпуска (и выпуска на одну эффективную единицу труда); выводить условие максимизации подушевого потребления (золотое правило накопления капитала).
Семинар, практические занятия, самостоятельная работа
Тестирование
Владеет:подходами к анализу равновесия на рынке труда при разных предпосылках относительно гибкости цен и заработной платы и симметричности информации; навыками анализа краткосрочных и долгосрочных последствий кредитно-денежной и фискальной политики, а также шоков совокупного предложения в рамках модели AD-AS; методами анализа экономической политики, приводящей к инфляции, в рамках динамической модели совокупного спроса - совокупного предложения при наличии статических ожиданий; методами анализа экономической политики, приводящей к инфляции, в рамках динамической модели совокупного спроса - совокупного предложения при наличии рациональных ожиданий.
Практические занятия, самостоятельное решение примеров и задач