Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ.



2018-07-06 303 Обсуждений (0)
С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Прекращение исполнения полномочий Президента РФ в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья.При решении вопроса о судьбе полномочий Президента РФ в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

В первой ситуации Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента РФ в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула части 2 статьи 92: Президент РФ «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку – лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация предполагает, что состояние здоровья Президента РФ такого, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

Процедура отрешения Президента РФ от должности регламентируется статьей 93 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ (в той мере, в которой Конституционный Суд РФ и Совет Федерации РФ участвуют в этой процедуре), а так же регламентами палат Федерального Собрания РФ. Причем регламенты палат устанавливают лишь процедуры принятия решений палатами и не могут изменять конституционную процедуру отрешения Президента РФ от должности.

Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно статье 93 Конституции РФ, может быть отрешен от должности Советом Федерации РФ только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.Государственная измена «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны, либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителямв проведении

враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации», в нашем случае Президентом РФ [2].

Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления нам раскрывает части 4 и 5 статьи 15 Уголовного Кодекса РФ: «Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы», «Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание» [2].

Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, что бы Президентом РФ был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния.

Кроме того, формулировка статьи 93 Конституции РФ в определенном смысле вызывает удивление – получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление, не попадающее под категорию тяжкого и особо тяжкого преступления, но является уголовным преступлением, не может быть отрешено отдолжности.

Впрочем, жизненные ситуации могут быть настолько разнообразны, что подсказать и предусмотреть все невозможно. Ясно лишь одно: разрешение таких ситуаций должно протекать в русле основных конституционных начал организации государственной власти.

Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности

Отрешение Президента РФ от должности – высшая форма ответственности Президента РФ.

Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента РФ, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.

Особенности конституционного статуса Президента РФ предполагают сложную процедуру отрешения от должности. Однако, по мнению многих специалистов, указанная процедура чрезмерно осложнена и выглядит нереальной. Конституция РФ предусматривает участие четырех властных структур в процессе отрешения Президента РФ от должности: Государственной Думы РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Совета Федерации РФ.

Следуя этому, данный порядок отрешения Президента РФ от власти практически не реализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ (пункт «е» статьи 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам.

Стадии отрешения Президента РФ от должности:

Первая стадия. Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов (то есть не менее 150 депутатов) Государственной Думы РФ, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой РФ. Основная задача специальной комиссии – дата заключения по этому вопросу на основе полного и всестороннего исследования материалов дела. По итогам обсуждения данного заключения на пленарном заседании Государственной Думы РФ выдвигается обвинение против Президента РФ. За короткую историю Конституции РФ институт отрешения Президента РФ успел быть опробован: в 1999 году Государственной Думой РФ была предпринята попытка отрешить от должности Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Но уже на первом этапе данная попытка потерпела неудачу: за выдвижение обвинения Борису Николаевичу Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов[14].

Вторая стадия. Это получение заключения Верховного Суда РФ относительно юридической квалификации представленных фактов с точки зрения уголовно-правовых норм. Иными словами, Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков тяжкого преступления. Следует заметить, что данное заключение имеет юридическую значимость исключительно в рамках процесса отрешения Президента РФ: юридическую силу приговора оно не имеет.

Кроме того, чтобы Верховный Суд РФ мог дать заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, соответствующая процедура должна быть предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Однако в уголовно-процессуальном кодексе такая правовая регламентация отсутствует. Следовательно, Верховный Суд РФ, получив соответствующие материалы, не сможет их рассмотреть и дать заключение, пока в Уголовно-процессуальном кодексе не будут внесены нормы, регулирующие порядок дачи Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Законопроекты по вопросу о даче Верховным Судом РФ такого заключения неоднократно вносились в Государственную Думу РФ, но она их не принимала. Без заключения Верховного Суда РФ не может быть ни обращения в Конституционный Суд РФ, ни соответственно заключения Конституционного Суда РФ [3].

Третья стадия. Это получение заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Объектом юридической квалификации и оценка Конституционного Суда является процессуальная сторона деятельности инициативной группы, специальной комиссии и Государственной Думы РФ.Положения главы XV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»по большей части формальны, их реализация представляется маловероятной. Существует объективная потребность в видоизменении конструкции данного полномочия Конституционного Суда РФи соответственно собственно механизма привлечения ПрезидентаРФ к конституционной ответственности.

По большому счету о конституционной ответственности Президента РФ при нынешнем правовом регулировании можно говорить с большой долей условности. Это нельзя назвать конституционной ответственностью в ее чистом виде, поскольку основанием для отрешения Президента РФ от должности является не нарушение Конституции РФ, как это имеет место в большинстве зарубежных государств (Германия, Австрия, Италия, Болгария, Венгрия, Монголия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Таджикистан, Украина и др.), а совершение тяжкого преступления, что делает эту ответственность сродни уголовной, она представляет собой, в сущности, снятие неприкосновенности для привлечения к уголовной ответственности[5].Необходимо вводить конституционную ответственность Президента РФ в ее классическом варианте. Нарушение Президентом РФ Конституции РФ должно являться основанием процедуры отрешения его от должности. Абстрактного конституционного контроля в отношении актов Правительства РФ явно недостаточно. Более того, за все время существования Конституционного Суда РФ второй модели ни один акт Президента РФ не был признан некоституционным. «Над всеми ветвями власти возвысился Президент РФ, который даже как бы не власть, а единственный гарант. Подсчитано, что в руках Президента РФ сосредоточено примерно 80% властных полномочий на федеральном уровне. Остальные 20% неравномерно делятся между традиционными ветвями власти. При данном соотношении нельзя всерьез говорить об эффективном функционировании системы сдержек и противовесов» [8]. Четвертая стадия. Это принятие Советом Федерации РФ решение об отрешении Президента РФ от должности. Такое решение принимается большинством в две трети от общего числа членов Совета Федерации РФ и оформляется специальным постановлением. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок с момента выдвижения Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации РФ не будет принято, то обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Следует так же отметить, что в течение указанного срока Президент РФ лишается права роспуска Государственной Думы РФ [4].

В целях обеспечения непрерывности и постоянности осуществления функций главы государства Конституция РФ предусматривает институт временного исполнения полномочий Президента РФ. Согласно части 3 статьи 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Следует подчеркнуть, что исполняющий обязанности Президента РФ Председатель Правительства РФ не приобретает правового статуса Президента РФ, а всего лишь временно замещает этот пост. Весьма важно, что исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу РФ, назначать референдум, а так же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ [9].

С точки зрения дальнейшей судьбы поста Президента РФ, не зависимо от правовых оснований. В этом случае с момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ не позднее трех месяцев должны состояться выборы Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ завершает свою миссию с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1) Президент избирается непосредственно народом – гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий президента – 4 года; при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. К своим обязанностям он приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с этого момента [6].

2) Досрочное прекращение полномочий возможно в случае:

- отставки;

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;

- отрешения от должности.

Не позднее трех месяцев с момента прекращения президентских полномочий должны состояться выборы нового президента. Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ, но не в полном объеме (он не имеет права распускать Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках к Конституции [12].

3) Порядок отрешения Президента от должности усложнен и осуществляется в несколько стадий:

- заключение специальной комиссии, образованной Думой (инициатива ее создания и выдвижения обвинения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов);

- на основе заключения комиссии Дума выдвигает обвинение квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов);

- обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления;

- заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

- принятие Советом Федерации решения об отстранении Президента от должности не менее чем 2/3 голосов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Думой обвинения. Если решение не принимается в установленный срок, то обвинение считается отклоненным [7].

 

Заключение

 

Таким образом, Президент РФ – это влиятельная, активная политическая сила, которая оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннею и внешнею политику страны.

Отрешение от должности Президента РФ – это особая процедура реализации конституционной ответственности, предусмотренная статьей 93 Конституции РФ. Конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в утрате им своей должности[1].

Процедура отрешения от должности включает два основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности. Право выдвинуть обвинение против Президента РФ принадлежит Государственной Думе, а право принять решение об отрешении от должности – Совету Федерации РФ[11].

Отрешение Президента РФ от должности нельзя считать противовесом его прерогативе досрочного роспуска Государственной Думы. Последняя предполагает политические мотивы, а первое – юридические.

При преодолении вето палаты Федерального Собрания РФ тоже могут исходить из чисто политических соображений, в то время как отклонение Президентом РФ определенного закона могло иметь очевидную юридическую подоплеку. Но и отрешение Президента РФ имеет не только юридический, но и политический аспект. Отрешение Президента РФ от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления.

Таким образом, процедуру импичмента Президента РФ в том виде, в котором она закреплена в Конституции РФ, не следует рассматривать как действенный элемент системы сдержек и противовесов. Напротив, она тоже подчеркивает несбалансированности полномочий законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в России. Столь сложный процесс отрешения Президента РФ от должности гарантирует максимальную защиту президентских полномочий и власти конкретного Президента РФ, в то время как сам по себе институт импичмента Президента РФ предназначен для максимального введения президентской власти в правовые рамки.

Такое конституционное регулирование импичмента Президента РФ оказалось возможным в силу того, что Конституция РФ 1993 года была создана под фигуру конкретного Президента, установившего в одностороннем порядке новые конституционные правила политической игры: если в нижней палате законодательного собрания большинство будет у сторонников или союзников Президента РФ, то возникнет своего рода «партийная власть» и все будут сообща делать общее дело; если же большинство будет у политических противников, то на этот случай у Президента РФ будет достаточно конституционных возможностей для того, что бы сдерживать их влияние на политический процесс, в то время как у них возможности будут минимальные[10].

В соответствии с текстом Конституции решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным[13].

Президент может также прекратить исполнение своих полномочий досрочно в случае своей отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Ни Конституция, ни действующее законодательство подробно не регламентируют процедуру реализации добровольной отставки президента или ухода его со своего поста по состоянию здоровья.

По Конституции Председатель Правительства РФ в этот период времени не имеет права распускать Государственную думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре действующей Конституции. Необходимо отметить, что, видимо, желательно законодательным путем оформить механизм временной передачи полномочий Президента. Не урегулирован ни законодательно, ни на конституционном уровне механизм определения физического состояния здоровья президента, его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Отсутствует законодательно установленный порядок преемственности президентской власти в случае невозможности председателем Правительства РФ временно исполнять обязанности Президента РФ. С точки зрения стабильности конституционного строя Российской Федерации, такие вопросы требуют своего четко зафиксированного законодательного решения.

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ – дата обращения 18.05.2018 г.

2 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №64-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.03.2018 г.

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.02.2018 г.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1, 2, 3, 4 от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/- дата обращения 22.02.2018 г.

5 Федеральный закон от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена совета федерации и статусе депутата государственной думы федерального собрания российской федерации, Федеральный закон»// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ – дата обращения 18.04.2018 г.

6 Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ – дата обращения 18.04.2018г.

7 Указ Президента РФ от 10.06.1994 №1185 «Об обеспечении взаиможействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ – дата обращения 18.04.2018г.

 

Литература

8Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. // Проспект. – 2013 г. – С. 49–63.

9Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. // Юрист. – 2013 г. – С. 261–285.

10 Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. // ООО «Новая правовая культура». – 2013 г. – С. 169–203.

11 Тихомиров М.И. Закон о нормативно-правовых актах – актуальная повестка дня. // Открытая наука. – 2014 г. – №3. – С. 35–44.

12 Зинина У.В. Защита нормативно правовых актов. // Журнал «Право и безопасность». – 2015 г. – № 3 – С. 16–18.

 

Интернет-ресурсы

13 Румянцев О.Г. «Отрешение Президента России от должности: конституционно-правовые проблемы», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://www.rumiantsev.ru] – 11.05.2018 г.

14 Нормативно правовые акты в конституционном праве – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URLhttps://www.kadrovik.ru /modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=79/ – дата обращения 25.05.2018 г.

15 Официальный сайт СПС «Гарант» – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/ – дата обращения 25.05.2018 г.

16 Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.ksrf.ru/ – дата обращения 25.05.2018 г.

17 Официальный сайт СПС КонсультантПлюс – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ – дата обращения 25.05.2018 г.

 

 



2018-07-06 303 Обсуждений (0)
С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)