I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом
БОРИСЕНКОВА АНГЕЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА_________ (подпись)
обучающаяся группы 1-08и очной формы обучения
Научный руководитель: БЕЛЯЕВА И.Г.,
канд. пед. наук, доцент ___________________
Защищена с оценкой____________ «__»____________20_г.
Смоленск 2018 г.
Содержание Введение I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом 1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития музееведения 1.2 Формирование понятийного, методологического аппарата музеологии как научной дисциплины II. Особенности становления и развития музеологии 2.1 Протомузейный период развития музеологии как научной дисциплины 2.2 Появление первых музейных форм в России и Европе 2.3 Формирование и развитие музеологии как науки в конце XIX – начале XXI века Заключение Список литературы Приложения
Введение Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации. Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры. Цель работы – рассмотреть развитие музеологии как науки в России и за рубежом, выявив основные этапы её становления Задачи: 1.Проанализировать исторические предпосылки возникновения и развития музеологии; 2.Изучить процесс формирования понятийного, методологического аппарата музеологии как научной дисциплины; 3.Выявить особенности развития музеологиив протомузейный период; 4. Рассмотреть процесс появление первых музейных форм в России и Европе; 5. Изучить специфику формирования и развитие музеологии как науки в конце XIX – начале XXI века.
I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом 1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития музееведения Представления о музейной деятельности как специфической области человеческой культуры начали складываться в эпоху Ренессанса. Первой попыткой сформулировать некую "музейную теорию" исследователи считают книгу Й.Д. Майора "Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях", которая увидела свет в Киле в 1674 г. В 1727 г. К. Найкель в вышедшей в Мюнхене работе "Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или раритет-камеры" ввел в обращение термин "музеография". С 1870-х появляются периодические музееведческие издания. В 1883 г. в Дрездене выходит статья доктора Й.Г. Грассе под знаменательным заглавием "Музеология как наука" (напомним читателю, что в русскоязычной литературе употребляются как равнозначные термины "музееведение" и "музеология", в настоящем издании авторы используют более привычное слово "музееведение", употребляя термин "музеология" в случаях цитирования иностранных текстов), в которой был обозначен исследовательский потенциал этой области знания и сделана попытка утвердить её как новую научную дисциплину. Однако это утверждение состоится почти что через сто лет. В России на протяжении XIX - начала XX вв. появляется ряд публикаций, содержащих размышления о музее, его сущности и назначении; характерной особенностью развития русской музееведческой мысли уже на этом этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, появляются в первой половине XIX в., их авторами были Ф.П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П.П. Свиньин. В конце XIX века складывается учение философа-утописта, русского космиста Н.Ф. Федорова. Федоров - единственный философ, в учении которого столь значительное место уделено концепции музея. К этому понятию Н.Ф. Федоров постоянно обращается в разных местах своего основного труда "Философия общего дела", специально проблеме музея посвящена статья "Музей, его смысл и назначение". Ряд статей, в том числе "Выставка 1889 года...", содержат проекты "Музея третьего сословия" и нескольких музеев-храмов. Центральная идея философско-утопического учения Н.Ф.Федорова - идея "патрификации" - то есть сначала мысленного, а затем, на основе преодоления человечеством "небратского состояния" и овладения регуляцией всех космических сил, -реального воскрешения всех отживших поколений, "отцов". Поэтому и в осмыслении философом феномена музея можно выделить два уровня, которые он сам обозначил: "музей как факт" и "музей как проект". "Музей как проект" есть "высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь". Музей занимается собиранием под видом старых вещей "душ отошедших". Это - не собрание вещей, но "собор лиц", институт, который, храня память об ушедших "отцах", тем самым когда-то должен сделать возможным их реальное воскрешение. Исходя из этой будущей высшей цели, оценивает Н.Ф. Федоров и реальный музей. Работы мыслителя содержат анализ происхождения музея, который он считает современным самому пробуждению сознания человека. Федоров называет тягу к хранению всеобщим свойством природы, поэтому появление музея приобретает в его учении характер всеобщей, неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе - вот главнейшее назначение этого института по Федорову. В соответствии с учением утописта, "идеальный" музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом и обсерваторией. Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея. Это было замечено современниками и оказалось очень созвучным нашим сегодняшним размышлениям о смысле музея, этим объясняется все возрастающий в последние годы интерес музееведов к учению философа. Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф.И. Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулировавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., предложившего оригинальную классификацию музеев и принципы построения музейной сети. Ряд исследователей разрабатывают в это время положения музееведения, относящиеся к определенным типам и профилям музеев (Н.И. Романов - "местных" музеев, И.Э. Грабарь - художественных музеев, А.У. Зеленко - детских музеев, Б.М. Завадовский - естественно-исторических музеев). При всем многообразии музееведческая мысль этого времени представляет определенную цельность. Характерно, что музееведческая мысль первой трети XX века оказалась исключительно созвучна нашему времени, чем объясняется пристальное внимание к работам этого периода современных музееведов. Состояние советского музейного дела после I Всероссийского музейного съезда не способствовало развитию музееведческой теории, к тому же ряд крупнейших её представителей был незаконно репрессирован или отстранен отдел (Ф.И. Шмит, Н.И. Романов). Новый этап развития музееведческой мысли в СССР был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем - НИИ культуры, ныне- Российский институт культурологии). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 г. книга "Основы советского музееведения" впервые представила музееведение в качестве цельной системы знаний. Несмотря на то, что главное внимание уделялось методике, а содержащаяся в этом издании информация в основном устарела и имеет лишь историческое значение, нельзя не признавать заслуги советских ученых, уже в середине XX века сумевших создать столь серьезный обобщающий труд. 1950-80-е гг. ознаменовались международными дискуссиями по вопросу о правомочности признания музееведения в качестве самостоятельной научной дисциплины. Особенно важными были дискуссии 1964 г. в ГДР и 1965 г. - в ЧССР. Результатом дискуссии в ГДР 1964 г. становятся "Тезисы", в которых обосновывается необходимость выделения музееведения в рамках документальных дисциплин. Эта позиция находит дальнейшую разработку в работе И. Ян "Музееведение как научная и учебная дисциплина". ЧССР стала первой страной, где впервые музееведение было внесено в государственный реестр научных дисциплин. Однако в 1971 г. на симпозиуме ИКОМ в Германии исследователи не пришли к единой точке зрения по проблемам понимания музееведения. Среди зарубежных музееведов, участвовавших в разработке представлений о музееведении как научной дисциплине, необходимо назвать имена И. Бенеша, И. Неуступного, А. Грегоровой (ЧССР), В. Хербста, И. Аве, К. Шрайнера (ГДР), В.Глузинского, 3. Жигульского (Польша) и др. Особо следует отметить вклад в теоретическое музееведение Странского (ЧССР), отстаивавшего самостоятельность музееведения как науки и впервые разработавшего развернутое определение музееведения и ставшие ныне базовыми музееведческие понятия "музейной потребности", "музеальности", "музейной ценности". Основная заслуга в утверждении в СССР музееведения как научной и учебной дисциплины, в разработке основных положений науки, создании учебного пособия и основании кафедры музейного дела в системе Института (ныне Академии) переподготовки работников искусства, культуры и туризма принадлежит A.M. Разгону. В 1977 г. Генеральная конференция ИКОМ, проходившая в нашей стране, создает "Международный комитет по музеологии", осуществляющий координацию теоретических исследований. На протяжении 1980-х годов конференции проходят практически каждый год. Основной задачей на этом этапе была инвентаризация и первичная унификация понятийного аппарата музееведения, призванная обеспечить взаимопонимание между исследователями разных стран, без которого неосуществима никакая координация работы, и объединение усилий. Основные дискуссии развернулись вокруг ключевых представлений о предмете, методе, структуре музееведения, его месте в системе наук и профессиональном языке. С 1976 по 1986 гг. шла напряженная работа над музеологическим словарем, результатом которой стал 20-язычный глоссариум. Сейчас эта работа продолжается. Своеобразным подведением итогов работы музеологов Восточной Европы становится в 1988 г. учебник "Музееведение. Музеи исторического профиля" - совместная работа ученых СССР и ГДР. В странах Западной Европы преобладает эмпирический подход к музееведению. Многие музееведы Запада (а в восточной Европе -И. Неуступны) не склонны признавать музеологию наукой. Характерно ироничное название вышедшей в США статьи В. Вошберна "Бабушковедение и музееведение". Но, хотя на Западе преобладают разработки по методике конкретных направлений музейной деятельности, в отдельных странах разрабатываются и теоретические направления. Всемирную известность получили исследования К. Хадсона, Лейстерская школа и исследования Дж. Льюиса в Англии, разработки теории музейной коммуникации канадца Д. Камерона, публикации французского музееведа Ж.-А.Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и по теоретическому обоснованию экомузеологии. В 1983 г. на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне оформляется в качестве самостоятельного движения "Новая музеология", основные лозунги которой - интеграция музея в окружающую среду, социализация музея. Именно на Западе все настойчивее в последние годы звучат требования к музею не просто регистрировать прошлое, но использовать его, чтобы влиять на сегодняшний и завтрашний день конкретного сообщества (концепции "музея-форума" Д. Камерона, "музея без границ", музейной коммуникации). Существует целый ряд определений понятия "музееведение". Приведем лишь одно из последних, с нашей точки зрения, наиболее полно отражающее современные представления о сути этой дисциплины: "Музееведение (музеология) - научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности" 1.2 Формирование понятийного, методологического аппарата музеологии как научной дисциплины За последние несколько столетий язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме формы научного произведения. Форма научного произведения не зависит от его вида. Это значит, что реферат, курсовая, дипломная, и даже диссертационная работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.
Программа исследования, как правило, имеет два раздела - методологический и процедурный.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |