Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом



2018-07-06 1413 Обсуждений (0)
I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




БОРИСЕНКОВА АНГЕЛИНА

АЛЕКСАНДРОВНА_________

(подпись)

 

обучающаяся группы 1-08и

очной формы

обучения

 

Научный руководитель:

БЕЛЯЕВА И.Г.,

 

канд. пед. наук, доцент

___________________

 

Защищена с оценкой____________

«__»____________20_г.

 

 

Смоленск 2018 г.

 

 

Содержание

Введение

I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом

1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития музееведения

1.2 Формирование понятийного, методологического аппарата музеологии как научной дисциплины

II. Особенности становления и развития музеологии

2.1 Протомузейный период развития музеологии как научной дисциплины

2.2 Появление первых музейных форм в России и Европе

2.3 Формирование и развитие музеологии как науки в конце XIX – начале XXI века

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Цель работы – рассмотреть развитие музеологии как науки в России и за рубежом, выявив основные этапы её становления

Задачи:

1.Проанализировать исторические предпосылки возникновения и развития музеологии;

2.Изучить процесс формирования понятийного, методологического аппарата музеологии как научной дисциплины;

3.Выявить особенности развития музеологиив протомузейный период;

4. Рассмотреть процесс появление первых музейных форм в России и Европе;

5. Изучить специфику формирования и развитие музеологии как науки в конце XIX – начале XXI века.

 

I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом

1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития музееведения

Представления о музейной деятельности как специфической области человеческой культуры начали складываться в эпоху Ренес­санса. Первой попыткой сформулировать некую "музейную теорию" исследователи считают книгу Й.Д. Майора "Ничего не предрешаю­щие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях", которая увидела свет в Киле в 1674 г. В 1727 г. К. Найкель в вышедшей в Мюнхене работе "Музеография, или руковод­ство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или раритет-камеры" ввел в обращение термин "музеография".

С 1870-х появляются периодические музееведческие издания. В 1883 г. в Дрездене выходит статья доктора Й.Г. Грассе под знаменательным заглавием "Музеология как наука" (напомним читателю, что в русскоязычной литературе употребляются как равнозначные терми­ны "музееведение" и "музеология", в настоящем издании авторы ис­пользуют более привычное слово "музееведение", употребляя термин "музеология" в случаях цитирования иностранных текстов), в кото­рой был обозначен исследовательский потенциал этой области зна­ния и сделана попытка утвердить её как новую научную дисциплину. Однако это утверждение состоится почти что через сто лет.

В России на протяжении XIX - начала XX вв. появляется ряд публикаций, содержащих размышления о музее, его сущности и на­значении; характерной особенностью развития русской музееведчес­кой мысли уже на этом этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музей­ных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, появляются в первой половине XIX в., их авторами были Ф.П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П.П. Свиньин.

В конце XIX века складывается учение философа-утописта, рус­ского космиста Н.Ф. Федорова. Федоров - единственный философ, в учении которого столь значительное место уделено концепции му­зея. К этому понятию Н.Ф. Федоров постоянно обращается в разных местах своего основного труда "Философия общего дела", специ­ально проблеме музея посвящена статья

"Музей, его смысл и назна­чение". Ряд статей, в том числе "Выставка 1889 года...", содержат проекты "Музея третьего сословия" и нескольких музеев-храмов.

Центральная идея философско-утопического учения Н.Ф.Федо­рова - идея "патрификации" - то есть сначала мысленного, а затем, на основе преодоления человечеством "небратского состояния" и овладения регуляцией всех космических сил, -реального воскреше­ния всех отживших поколений, "отцов". Поэтому и в осмыслении философом феномена музея можно выделить два уровня, которые он сам обозначил: "музей как факт" и "музей как проект". "Музей как проект" есть "высшая инстанция, которая должна и может воз­вращать жизнь". Музей занимается собиранием под видом старых вещей "душ отошедших". Это - не собрание вещей, но "собор лиц", институт, который, храня память об ушедших "отцах", тем самым когда-то должен сделать возможным их реальное воскрешение.

Исходя из этой будущей высшей цели, оценивает Н.Ф. Федоров и реальный музей. Работы мыслителя содержат анализ происхожде­ния музея, который он считает современным самому пробуждению сознания человека. Федоров называет тягу к хранению всеобщим свойством природы, поэтому появление музея приобретает в его уче­нии характер всеобщей, неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе - вот главнейшее назначение этого института по Федорову. В соответствии с учением утописта, "идеальный" музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом и обсерваторией.

Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея. Это было замечено современниками и оказа­лось очень созвучным нашим сегодняшним размышлениям о смыс­ле музея, этим объясняется все возрастающий в последние годы ин­терес музееведов к учению философа.

Значительные достижения в развитии теории были сделаны со­ветскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф.И. Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулиро­вавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., пред­ложившего оригинальную классификацию музеев и принципы по­строения музейной сети. Ряд исследователей разрабатывают в это время положения музееведения, относящиеся к определенным типам и профилям музеев (Н.И. Романов - "местных" музеев, И.Э. Гра­барь - художественных музеев, А.У. Зеленко - детских музеев, Б.М. Завадовский - естественно-исторических музеев). При всем мно­гообразии музееведческая мысль этого времени представляет опре­деленную цельность. Характерно, что музееведческая мысль пер­вой трети XX века оказалась исключительно созвучна нашему вре­мени, чем объясняется пристальное внимание к работам этого пери­ода современных музееведов.

Состояние советского музейного дела после I Всероссийского музейного съезда не способствовало развитию музееведческой тео­рии, к тому же ряд крупнейших её представителей был незаконно репрессирован или отстранен отдел (Ф.И. Шмит, Н.И. Романов).

Новый этап развития музееведческой мысли в СССР был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем - НИИ культуры, ныне- Российский инсти­тут культурологии). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 г. книга "Основы советского музееведения" впервые представила музе­еведение в качестве цельной системы знаний. Несмотря на то, что глав­ное внимание уделялось методике, а содержащаяся в этом издании информация в основном устарела и имеет лишь историческое значе­ние, нельзя не признавать заслуги советских ученых, уже в середине XX века сумевших создать столь серьезный обобщающий труд.

1950-80-е гг. ознаменовались международными дискуссиями по вопросу о правомочности признания музееведения в качестве само­стоятельной научной дисциплины. Особенно важными были дискус­сии 1964 г. в ГДР и 1965 г. - в ЧССР. Результатом дискуссии в ГДР 1964 г. становятся "Тезисы", в которых обосновывается необходи­мость выделения музееведения в рамках документальных дисцип­лин. Эта позиция находит дальнейшую разработку в работе И. Ян "Музееведение как научная и учебная дисциплина". ЧССР стала пер­вой страной, где впервые музееведение было внесено в государствен­ный реестр научных дисциплин. Однако в 1971 г. на симпозиуме ИКОМ в Германии исследователи не пришли к единой точке зрения по проблемам понимания музееведения.

Среди зарубежных музееведов, участвовавших в разработке представлений о музееведении как научной дисциплине, необходимо на­звать имена И. Бенеша, И. Неуступного, А. Грегоровой (ЧССР), В. Хербста, И. Аве, К. Шрайнера (ГДР), В.Глузинского, 3. Жигульского (Польша) и др. Особо следует отметить вклад в теоретическое музе­еведение Странского (ЧССР), отстаивавшего самостоятельность музееведения как науки и впервые разработавшего развернутое оп­ределение музееведения и ставшие ныне базовыми музееведческие понятия "музейной потребности", "музеальности", "музейной цен­ности". Основная заслуга в утверждении в СССР музееведения как научной и учебной дисциплины, в разработке основных положений науки, создании учебного пособия и основании кафедры музейного дела в системе Института (ныне Академии) переподготовки работ­ников искусства, культуры и туризма принадлежит A.M. Разгону.

В 1977 г. Генеральная конференция ИКОМ, проходившая в на­шей стране, создает "Международный комитет по музеологии", осуществляющий координацию теоретических исследований. На протяжении 1980-х годов конференции проходят практически каж­дый год. Основной задачей на этом этапе была инвентаризация и первичная унификация понятийного аппарата музееведения, призван­ная обеспечить взаимопонимание между исследователями разных стран, без которого неосуществима никакая координация работы, и объединение усилий. Основные дискуссии развернулись вокруг клю­чевых представлений о предмете, методе, структуре музееведения, его месте в системе наук и профессиональном языке. С 1976 по 1986 гг. шла напряженная работа над музеологическим словарем, результа­том которой стал 20-язычный глоссариум. Сейчас эта работа про­должается. Своеобразным подведением итогов работы музеологов Восточной Европы становится в 1988 г. учебник "Музееведение. Музеи исторического профиля" - совместная работа ученых СССР и ГДР.

В странах Западной Европы преобладает эмпирический подход к музееведению. Многие музееведы Запада (а в восточной Европе -И. Неуступны) не склонны признавать музеологию наукой. Характерно ироничное название вышедшей в США статьи В. Вошберна "Бабушковедение и музееведение". Но, хотя на Западе преобладают разработки по методике конкретных направлений музейной деятель­ности, в отдельных странах разрабатываются и теоретические на­правления. Всемирную известность получили исследования К. Хадсона, Лейстерская школа и исследования Дж. Льюиса в Англии, раз­работки теории музейной коммуникации канадца Д. Камерона, пуб­ликации французского музееведа Ж.-А.Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и по теоретическому обоснованию экомузеологии. В 1983 г. на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне офор­мляется в качестве самостоятельного движения "Новая музеология", основные лозунги которой - интеграция музея в окружающую сре­ду, социализация музея. Именно на Западе все настойчивее в после­дние годы звучат требования к музею не просто регистрировать про­шлое, но использовать его, чтобы влиять на сегодняшний и завтраш­ний день конкретного сообщества (концепции "музея-форума" Д. Ка­мерона, "музея без границ", музейной коммуникации).

Существует целый ряд определений понятия "музееведение". При­ведем лишь одно из последних, с нашей точки зрения, наиболее полно отражающее современные представления о сути этой дисциплины:

"Музееведение (музеология) - научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действи­тельности и порожденный им феномен музея, исследующая про­цессы сохранения и передачи социальной информации посред­ством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности"

1.2 Формирование понятийного, методологического аппарата музеологии как научной дисциплины

За последние несколько столетий язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме формы научного произведения. Форма научного произведения не зависит от его вида. Это значит, что реферат, курсовая, дипломная, и даже диссертационная работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.
Понятийный аппарат научного исследования образуют: актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для дипломной работы достаточно в пределах одной, для курсовой работы – половины страницы машинописного текста показать главное.
Можно предложить два основных направления ее характеристики.
Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.


Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела - методологический и процедурный.
Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы.
Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Любая научная работа начинается с введения. Введение в квалификационное исследование, к числу которых причисляются также студенческие курсовые и дипломные работы, характеризуется более жёсткой структурой. Введение начинается с обоснования актуальности, а далее здесь перечисляются следующие основные моменты такие, как противоречие, проблема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования. Обычно работа над окончательным оформлением введения осуществляется на заключительном этапе работы, на этапе литературного оформления полученных результатов, так как все требуемые составляющие введения невозможно корректно составить не имея на руках научных результатов.
Опытные исследователи рекомендуют начинающим такой прием работы с научным аппаратом. Необходимо сделать готовый текст каждого раздела аппарат в форме столбца и сопоставить формулировки каждого столбца со всеми остальными. Отдельным столбцом необходимо сделать названия глав и параграфов, отдельно сделать столбец с выводами исследования. Например, столбец «Гипотеза исследования» проверяется на соответствие теме, сформулированному противоречию, проблеме, объекту, предмету, цели, задачам и так вплоть до выводов, при этом необходимо проследить, чтобы содержание гипотезы обязательно было бы отражено как в выводах, так и в других разделах аппарата.

 

 



2018-07-06 1413 Обсуждений (0)
I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Развитие музеологии как науки в России и за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)