Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мем – иероглифическое письмо?



2018-07-06 416 Обсуждений (0)
Мем – иероглифическое письмо? 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

О моей теме

 

Когда надо было выбирать тему курсовой, мне хотелось поработать с неисследованной и современной темой, в которой можно попробовать междисциплинарный подход. Так появилась идея поработать с интернет-мемами. Мемы – это актуальное явление для меня и большинства людей из моего окружения. Люди действительно общаются с помощью мемов, это целая культура (причем среди интернет-пользователей разных возрастов)[1]. Но вопрос, что это за средство коммуникации.

В 2005 году было обсуждение, существуют ли мемы (как лингвистическое понятие) вообще[2]. На данный момент всякие сомнения исчезли: такие лингвисты, как Максим Кронгауз, пишут про них работы[3]. Но даже у него тема разработана в основном для ранних 2000-х (языка ЖЖ). С тех пор много изменилось: поисковики делают рейтинги мемов, существует более 20 тысяч пабликов, мемам посвящены отдельные сайты[4].

Мне кажется, что это серьезная тема для исследования, потому что интернет-мем оказывается в чем-то похож на разные текстовые формы: некоторые черты объединяют мем с фольклором, интернет-мем в чем-то напоминает иероглифический способ передачи информации. А если рассмотреть интернет-мем с точки зрения постмодернистской теории, то мем по сути – анонимное послание, построенное на иронии, и это послание бесконечно трансформируется в зависимости от контекста, что сближает его с так называемым симулякром[5]. В то же время существуют важные отличия от каждого из этих явлений.

Итак, мы имеем дело с особым способом коммуникации, в котором текст сочетается с визуальной информацией и позволяет почти бесконечно генерировать смыслы.

 

Методы работы

Для того чтобы начать изучать мемы как феномен, нужно разобраться в их генезисе и структуре. То есть надо понять, что такое мем, как он появляется и становится известным, почему некоторые мемы не приживаются, а также когда и по какой причине мем теряет свою популярность. Моя рабочая гипотеза состоит в том, что на популярность мема влияет его конструкция. Существуют определенные структурные особенности мема, которые способствуют его появлению, увеличению и уменьшению популярности, а также продолжительности использования. Чтобы выяснить факторы, определяющие «перспективность» мема, вначале я разработала эксперимент.

Я использую в основном мемы, популярные в России, так как для начала я хочу отработать методику на более локальном и понятном мне материале. Однако я предполагаю, что в любых мемах работают одни и те же принципы, поскольку мемы – это глобальное сетевое явление.

Параллельно с экспериментом я работала с теоретическим материалом – изучала текстовые формы, на которые мем казался мне похожим. В качестве теоретического аппарата я взяла исследования В. Проппа, С. Неклюдова, Вяч. Иванова, Ж. Бодрийяра. Все эти авторы создавали свои концепции до того, как явление интернет-мема вошло в нашу повседневность. Мне кажется, что это интересная операция – попытаться корректно применить их инструменты для изучения нового феномена.

 


Что такое мем?

 

Для начала необходимо определить, что собой представляет мем. Первая ассоциация с этим словом может быть ошибочной, так как многие связывают мемы с массовой культурой низкого уровня. А на самом деле это понятие научное, и у него любопытная междисциплинарная судьба: оно пришло из области биологии, метафорически переосмыслилось в культурологии, а потом спустилось в медиапространство. Возможно, прародителями мемов были комиксы, а в Рунете демотиваторы[6]. Изначально понятие мема ввел биолог Ричард Докинз, а до него – Рихард Земон[7] . По Докинзу, мем – это носитель культурной информации,элемент культурной памяти, сходный с геном[8]. Тем не менее, это еще не то понимание, которое нужно для моей работы: «<...> интернет-мемы и те самые мемы Докинза – это разные вещи. Интерет-мем ушел дальше от простой "единицы информации"»[9]. В какой-то момент понятие «мем» стало употребляться для особого сетевого жанра – чаще всего это синкретическое единство[10] визуальной информации (картинки) и словесной формулы.

Достаточно точное определение интернет-мема можно взять из книги М. Кронгауза «Словарь языка Интернета.ru»: «Мем – это короткий фрагмент информации, мгновенно и неожиданно ставший модным и активно воспроизводимым в интернете, в том числе в новых контекстах или ситуациях»[11]. В этой формулировке не хватает, пожалуй, только упоминания иронии. Причем ирония направлена и на адресата, и на актуальную внешнюю ситуацию, и на отправителя.

Вот пример иронии над внешней ситуацией (на момент создания мема актуальной):

Над отправителем и адресатом одновременно, а также над актуальной ситуацией для определенной группы людей (пишущих важные работы):

 

 

Также мемы всегда воспроизводятся в новых ситуациях или контекстах, возможно похожих, но не одинаковых, так как даже два разных человека воспринимают конкретный мем в конкретной ситуации по-разному. Мне кажется, более подходящее определение для дальнейшей работы звучит так: «Мем – это короткий фрагмент информации, содержащий и вызывающий иронию, очень быстро набравший популярность в интернете и воспроизводимый в новых контекстах и ситуациях».

Когда я искала наиболее близкое к мему лингвистическое явление, первая мысль была об иероглифе.

 

Мем – иероглифическое письмо?

 

 

Иероглиф – письменный способ передачи мысли, при котором один знак выражает понятие или сочетание понятий. Возьмем определение Вячеслава Иванова: «<...> каждый иероглифический знак может переводиться большим числом разных слов, которые могут и не быть синонимами» [12] . Разумеется, мем не иероглиф (используются картинки, фотографии, антропоморфные образы, на словесном уровне – целые фразы и даже диалоги), но коммуникативный принцип общий. Этот принцип – экономия. Например, эти мемы гораздо быстрее рассказывают ситуации «это логичный, но бесполезный совет» и «мне плохо, но я делаю вид что нет», чем словесное объяснение:

Через единичный «кадр» быстро считывается разноплановая информация: кто участник, что за обстоятельства (пространство, время), на какие жизненные ситуации можно спроецировать мем. При этом понимающему адресату не нужно анализировать длинную линейную цепочку знаков. Хочу процитировать фрагмент из работы М. Рубец: «<…> возник новый тип коммуникации и новый способ передачи информации. Он включает в себя не только вербальную составляющую, но и визуальную. Это может быть фотография, стоп-кадр из известного фильма, скрин-шот веб-страницы либо экрана компьютера, в конце концов, эмотиконы (смайлики) различных видов и т. д. Как правило, визуальная составляющая играет в сообщении основную роль, а процент вербальной составляющей минимизирован, но не сведен к нулю, поскольку зачастую изображение само по себе не имеет достаточной выразительной силы для адекватной смыслопередачи. В случае со смайликами наблюдается обратная картина: эмотиконы играют дополняющую роль в вербальном сообщении, однако без них в интернет- и смс-переписке затруднена передача эмоциональной составляющей, присутствующей в обычной повседневной коммуникации и необходимой для адекватного восприятия смысла сообщения»[13] . Мне кажется важным подчеркнуть, что простой картинки недостаточно. Речь идет не об обмене картинками, а об особом синкретическом явлении: мем предполагает, что содержание визуального послания определенным образом (через ассоциативный ряд, ожидания адресата, аллюзии, иронию) взаимодействует со словесной фразой – и общий смысл мема «иероглифически» мгновенно складывается в уникальное послание, в котором считывается и эмоциональный компонент: адресат может догадаться об эмоциях автора (отправителя).

Для интенсивного сетевого общения и среди носителей-визуалов такой «кинематографичный» способ коммуникации становится естественным благодаря своей насыщенности и скорости. Этот метод передачи информации можно назвать поликодовым (визуальное + вербальное + эмоциональное = поликодовые тексты). Поликодовые тексты незаменимы в повседневной жизни, которая движется на огромной скорости. Они позволяют экономить время для восприятия сообщения в сетевой переписке, поскольку опираются на «готовые» смысловые сочетания. Как в какой-то момент сообщил мне мой научный консультант: для него быстрее создать мем из готовых картинок и скинуть его в общий дружеский чат, чем пересказывать смысл и выводить «мораль».

Лингвисты находят, что такой способ коммуникации схож с пиктографическим и идеографическим письмом. Идеографическое письмо – письмо, знаки которого обозначают слова или значимые части слов. Идеограмма – условное изображение, соответствующее определенной идее автора[14] Как отмечает А. Пиперски, «сейчас мы снова переходим к письму, которое можно даже назвать идеографическим или пиктографическим. Нарисовать шаблонный тортик короче, чем написать "С днём рождения!"» [15].

Помимо экономии времени, можно выделить еще один аспект: смысловую гибкость мема, позволяющую создавать почти бесконечное иероглифическое множество. По словам М. Рубец, «авторы постов и комментариев зачастую пытаются вложить в свои сообщения определенный смысл вплоть до противоположного»[16]. Таким образом, можно не просто экономить время, но и наслаждаться игрой в перевертыши. Но не скучно ли это – все время опираться на шаблонные конструкции?

Если задуматься об этом, то станет понятно беспокойство, которое иногда охватывает носителей языка и даже «продвинутых» лингвистов: а что, если люди разучатся производить невизуальные, непохожие на комикс тексты?

Но, допустим, А. Пиперски, не видит тут ничего такого, что реально угрожало бы сложности языка. Хотя интересный парадокс: если посмотреть на мемы – сетевые иероглифы – с точки зрения эволюции языка, то в каком-то смысле это лингвистический шаг назад. «Что касается эмодзи, стикеров и гифок, я думаю, что устной речи бояться нечего, потому что в неё это всё равно не проникает. А вот в письменной речи действительно могут происходить интересные трансформации. Появление эмодзи — это в каком-то смысле откат к тому, с чего начиналось письмо. Если вспомнить рассказ Киплинга о том, как было написано первое письмо (это не то чтобы научный источник, но разумная история), то сперва люди начали рисовать, потом постепенно рисунки стали всё более схематичными, потом они начали обозначать не слова, а слоги, потом не слоги, а звуки»[17].

Стоит вспомнить здесь еще об одной задаче подобных поликодовых «иероглифических» сообщений. Например, Чарльз Блисс создавал визуальный язык, который позволит общаться народам всего мира, – так называемую блиссимволику[18]. По замыслу Блисса, она могла использоваться в экстремальных ситуациях и для людей с ограниченными возможностями. Конечно, у мема не столь благородные и неотложные задачи, но учитывая процесс глобализации, очень важно, что мем может дать возможность общаться людям из разных стран, людьми с разным опытом, в разных жизненных ситуациях, с разным культурным багажом и уровнем эмпатии.

 

В настоящий момент английский – это язык международного общения, и мемы на английском понятны большинству. «Сегменты англоязычных и русскоязычных мемов развивались и развиваются бок о бок, потому что сейчас в России практически все знают английский хотя бы на уровне чтения подписей к картинкам. Различаются лишь площадки, где в основном распространяют мемы: у нас это "ВКонтакте" и Telegram, в США и Европе — Instagram»[19]. В том числе, я нашла несколько мемов, существующих и в рунете, и в англоязычных соцсетях.

Например, эти два:

 

 


Мем - (пост)фольклор?

Следующее явление, с которым мне хотелось бы сопоставить мем, – это фольклор. Понятие фольклора общеизвестно, однако в последнее время также появилось понятие постфольклора[20] Сравнение, казалось бы, очевидное, оно напрашивается[21]. Но тут, как и в предыдущем разделе, есть внутреннее противоречие: похожий на иероглиф мем в сетевую эпоху – это прогресс или откат назад? Так же неоднозначен и вопрос, насколько мем может уподобиться еще одной языковой практике – фольклорному тексту. В этом разделе я также буду рассматривать «за» и «против».

С одной стороны, мемы похожи на фольклор, так как:

· Неважен, а порой и неизвестен их автор

· Они быстро распространяются.

· Они обладают большой контекстуальной гибкостью. (Один и тот же мем может использоваться в совершенно противоположных контекстах). Например, мем «кто мы, чего мы хотим» может употребляться как по отношению к школьникам, так и по отношению к учителям, как для шутки над собой, так и над другими.

 

С другой стороны, это не может быть фольклором, так как:

· Это и письменное и визуальное явление

· Мы все-таки можем установить автора.

 

«Теперь у нас на глазах рождается четвертая форма – тексты сетевых коммуникаций («интернетлор»), также обладающих многими свойствами фольклора (воспроизведение в изменяемых копиях, использование определенного набора клише, часто – анонимность и пр.).»[22] Мемы можно скорее назвать интернетлором или постфольклором, так как они сочетают визуальную и письменную подачу информации, в отличие от традиционного фольклора.

 

«Давно известно, что литература распространяется письменным путем, а фольклор — устным. Эта разница до сих пор считается разницей чисто технического порядка. Между тем разница эта затрагивает самую суть дела. Она знаменует глубоко различную жизнь этих двух видов поэтического творчества» - так формулирует главное свойство фольклора В. Пропп. Мем снимает оппозицию в данном вопросе, так как может быть и письменным, и устным. Обычно это две стадии развития, но бывают также только письменные и только устные мемы.

 

Что касается понятия «постфольклор», то С. Неклюдов включает народное переосмысление авторского творчества, в том числе киноцитаты. У киноцитаты и мема много общего, в том числе мем бывает по киноцитате. Поэтому факторы популярности киноцитаты отчасти совпадают с факторами популярности мемов. Как упоминается в сборнике С.Неклюдова «Современный Городской Фольклор» (Киноцитата в современной городской речи, А.Ю.Кожевнииков), стр. 666: «⠀какими качествами должен обладать кинофильм, чтобы реплика одного из его героев, слетев с экрана, прочно вошла в нашу повседневную речевую практику?»… «К числу наиболее значимых относятся следующие.

Прагматические установки создателей (наиболее важными представляются общая адресация и литературная подоснова)». Литературная подоснова в отношении мемов означает, что мем для популярности должен основываться на чем-то, уже известном прописанном в культуре. У разных возрастов разная культурная подоснова, поэтому знание и понимание мемов зависит от того, на какую культурную основу он опирается.

 

«Актерская индивидуальность и характер создаваемого образа».Цитатой становится фраза, произносимая не " скучным положительным" героем, он должен быть с изюминкой. В таких мемах воспринимающий ассоциирует себя с персонажем, так что образ должен быть яркий, запоминающийся и симпатичный воспринимающему(большинству) ил же, наоборот, резко неприятен, чтобы использовать мем в негативном значении.

 

«Структурно-композиционные и стилистические факторы. Здесь прежде всего имеются в виду такие закономерности, как неоднократная повторяемость фразы в фильме». Это укрепляет прописанность в культуре, и люди действительно лучше запоминают. Человеку нравится чувствовать причастность к актуальной культурной жизни. Однако не нравится идентифицировать себя со старомодной стилистикой.

 

По словам В. Аникина, «Русское народное творчество», стр. 20: «Фольклор в простейших формах запечатлевал чувства и идеи первобытного коллектива, в том числе и такие, которые несли отпечаток простейших ощущений, представлений и понятий, сопряженных с эмоциональным мировосприятием». Смысл некоторых мемов заключается в выражении эмоций, которые слишком сложно, долго или скучно выражать словами. Об этом же было сказано при анализе мема как иероглифа.

 

Как отмечает Аникин, «Синкретическое состояние – состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь». Включение в практическую жизнь раннего фольклора было несколько другим, но про мем так все равно можно сказать. Словесная часть мема может с легкостью перенесена в обычное общение. Упоминание в разговоре словесной части мема будет неизбежно отсылать к визуальной, так эти части находятся как раз в синкретическом состоянии (однако иногда мем с течением времени почти лишается своей визуальной части, так как мало кто может ее вспомнить).

 

Необходимо осознать диапазон вариативности фольклора и соотнести с мемом. Воспользуемся методологией ученых-фольклористов.

 

Аникин, «Теория фольклора»: «Итак, традиционный тип произведения — это единство конкретных компонентов, единство, возникающее на базе прямо: преемственной связи вариантов. Личные акты в фольклоре, ведущие к возникновению вариантов, объединяют не схемы, а единство в конкретностях содержания и формы» . У каждого мема есть свой шаблон, отклонения от которого и есть варианты. «В. Е. Гусев был прав в утверждении: «Жизнь фолькло­ра — непрерывный процесс, в котором воспроизведение традиций есть уже „измененное действие"». Каждый раз, когда мем воспроизводится немного по-другому (как минимум в новом контексте).

«Фольклорная традиция предполагает наряду с признанием динамики в фольклоре признание и статики (как замечено, отно­сительной). Традиционные компоненты вариантов повторяются.» Однако, если слишком сильно изменить мем, он перестанет быть самим собой и, скорее всего, потеряет свой юмор. Однако пределы вариативности определяются опытным путем для каждого мема. «И каждая новация, влекущая за собой возникновение варианта, является результатом существования и преобразования традиции». Неклюдов, «Современный городской фольклор», стр. 669: «Самоцелью является не шутка, заключенная в воспроизводимой цитате,<…>,а скорее желание апеллировать к тому времени, когда цитируемая фраза, реплика и т.д. были услышаны и повторены впервые».Мем может ассоциативно отсылать ко всем ранее виденным контекстам, в которых он использовался. Собственно это сочетание контекстов обычно и ощущается как знание мема. Пропп, стр. 24: «Каждую такую запись мы называем вариантом». В фольклоре вариант – каждая запись текста с изменениями, которые внес рассказчик. Возникает вопрос, можно ли говорить о вариантах в меме, и что является вариантом для мема. Изменение в визуальной или словесной составляющей точно является вариантом, так как это изменение конкретно передаваемой информации, а вот изменение контекста? Для фольклора каждое новое воспроизведение – вариант, а новые воспроизведения в меме обычно происходят именно с изменением контекста.

Также, разговаривая о фольклоре и меме, невозможно не вспомнить тему канона. «Фольклорная традиция предполагает наряду с признанием динамики в фольклоре признание и статики (как замечено, отно­сительной). Традиционные компоненты вариантов повторяются.»(Аникин, «Теория фольклора»). Традиционные компоненты и есть канон. Мем с одной с одной стороны вписывается в канон, так ,как было при разборе Неклюдова, мем основывается на том, что уже прописано в культуре (как в мемах из фильмов, см.приложение), а с другой – чем неожиданней эффект, тем более популярным становится мем (как ждун и чевапчичи, см.приложение).

Необходимо проанализировать проблему авторства и исполнительства в фольклоре и меме. Аникин, «Теория фольклора»: «народ действует как совокупный автор», «Традиции фольклора непосредственно запечатлены народным, в пря­мом смысле этого слова, массовым творчеством. Таков характер фольклорной традиции, и в этом состоит ее отличие от традиции, которая присуща литературному, авторскому творчеству». Даже если мы можем точно установить, кто, когда и где впервые употребил какой-то мем, активная фаза жизни и рост популярности мема начинается после того, как его кто-то еще преобразует и использует. Поэтому каждый использующий мем становится одним из его соавторов. Однако нельзя говорить о том, что мем ассоциируется с каждым из соавторов. Из этих безызвестных людей складывается один совокупный автор. Аникин, «Русское устное народное творчество»: «Творчество в слове появлялось тогда, когда имело место стремление говорящего влиять на воображение говорящего посредством образа». Смысловая часть мема заключается в некоторой идее, возникающей у воспроизводящего и воспринимающего. Тут появляется перекличка с идеограммой (идеограмма – это вид письма, в котором каждый знак обозначает определенную идею) и симулякром(симулякр – образ отсутствующей действительности). «Но на протяжении долгого времени в фольклоре не было профессионализма, хотя, конечно, кто-то мог образно мыслить лучше остальных. И особо одаренные люди, и все остальные являлись и создателями, и потребителями находящегося в общем обиходе художественного творчества». Профессионалом в мемах можно было бы назвать человека, который может придумать шутку, которая потом становится мемом (но только в случае с локальными мемами, так как в масштабе страны, всего интернета или достаточно большого интернет-сообщества автор забывается и не имеет большого значения). Или же человека, который знает и помнит много мемов и всегда может подобрать их к конкретной ситуации. Однако довольно бессмысленно определять уровень профессионализма в этой области, ведь главное – чтобы собеседники оба понимали мем и могли оценить. в интернет-общении. «Так в фольклоре имело место сотворчество многих людей, то на первый план выдвигаются варьирующиеся отдельные произведения, которые являют собой совокупный труд многих».Снова подтверждение совокупного автора. Неклюдов: «фольклор создается самим коллективом для собственного потребления»[23] . Мемы, возникшие в закрытом сообществе, понятны только его участникам и, следовательно, используются ими. «Автор киноцитаты - совокупный субъект( сценарист/автор, режиссёр, актёр, создаваемый им образ).» В меме также совокупный автор. В литературных и кино- мемах совокупный автор – это те же, только еще человек, впервые опубликовавший мем и все, кто его распространяли. Для киноцитаты это тоже верно, однако Кожевников их не рассматривал, так как в то время была другая научная парадигма, не делающая акцент на субъект.

«Одно из важнейших отличий состоит в том, что литера­турные произведения всегда и непременно имеют автора, фольклорные произведения же могут не иметь автора, и в этом — одна из специфических особенностей фольклора» - пишет Пропп. Мем имеет конкретного автора почти всегда (если мем не был отправлен анонимно), однако никто не помнит автора, так как его личность абсолютно не важна для понимания мема. Стр. 21-22 «Нам все кажется, что кто-то <…> должен был сочинить или сло­жить первый. <…> генетически фольклор должен быть сближаем не с ли­тературой, а с языком, который также никем не выдуман и не имеет ни автора, ни авторов. Он возникает и изменяется со­вершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов созда­лись соответствующие условия.» Мем возникает и изменяется по воле людей, однако в соответствующих условиях. То есть мем не совсем похож на язык, однако похож на способ общения. Стр. 21: «Или мы признаем наличие народного т в о р ч е с т в а как такового, как явления общественной и культурной исторической жизни народов, или мы его не признаем, утверждаем, что оно есть поэтическая или научная фикция и что существует только творчество отдельных индивидов или групп.» Мем со множеством вариантом – плод творчества многих людей. Стр. 23: «Это —специфическая для фольклора фигура, полная глубочайшего для нас интереса и требующая самого пристального исторического изучения» Здесь говорится о человеке, передающем фольклор, слегка изменяющем его. Им становится любой человек, употребляющий мем в новом контексте и тем более меняющий его при этом. Стр. 23: «всякий слушатель фольклора есть потенциальный будущий исполнитель, который в свою очередь — сознательно или бессознательно внесет в произведение новые изменения» Это же верно для человека, увидевшего мем. Стр. 23: « исполнитель и слушатель, непосредственно противопоставленные друг другу.» В случае с мемом оппозиция опять исчезает, так как фигуры отправляющего и получателя часто меняются ролями. А также часто получатель, или они обе не обозначаюся. Например, когда мем публикуется в сообществе, нет ни конкретного получателя, ни отправителя. Это можно соотнести с постмодернистской идеей Барта о смерти автора. Он говорил, что текст без автора говорит как бы сам за себя.[24] Посмодернистская теория оперирует понятием «симулякр».

 


Мем – симулякр?

Как писал Бодрийяр в своей работе «Симулякр и Симуляция», симулякр – это «образ отсутствующей действительности»[25], означающее без означаемого, «пустая форма», знак реального, не имеющий отношения к реальности. Любой мем, сочетание визуальной и словесной части, существует только в интернете или разговорах. Для него в реальности есть только подходящая ситуация, а не существующее понятие.

Симулякр по Б проходит 4 стадии :

«он является отражением базовой реальности;

он маскирует и искажает базовую реальность;

он маскирует отсутствие базовой реальности;

он не имеет никакого отношения к какой-либо либо реальности:

он является своим собственным чистым симулякром» Мем на первой стадии – просто картинка и фраза в сети. Потом он приобретает дополнительный смысл, постепенно утрачивая первоначальный.

Канашина в своей статье «Мем как симулякр» рассматривает мем как один из вариантов знаков: индекс, икона или символ[26]. Мем можно отнести к любой категории. Мем может быть иконой, если это изображение, индексом, если он уже приобрел более условное значение, позволяющее связать воспринимаемые вещи по принципу смежности, и символом, когда начинает употребляться в разных ситуациях. Это, на самом деле, жизненные стадии мема: сначала просто информация становится популярной, потом она утрачивает свое первоначальное значение, то есть становится означающим без означаемого. Мем проходит сложный семиотический путь от тождественности означаемого и означающего до их условной связи, пишет Канашина в той же статье.

Ильин, «Постмодернизм. Словарь терминов» :«В результате образуется особый мир, мир моделей и симулякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальнее, чем сама реальность, — этот мир, который основывается лишь только на самом себе, Бодрийар и называет гиперреальностью». Про интернет и виртуальную реальность часто говорят, что они становятся заменой реальной жизни. Мир мемов тоже вполне успешно мог бы заменить реальность, но мемы должны на чем-то основываться(в т.ч. на культурной подоснове), и соответственно, они не могут быть несоотносимы с реальностью до конца.

Ильин, стр. 283: «Общая концепция смерти автора восходит, в своем первоначальном варианте, к структуралистской теории текстуальности, согласно которой сознание человека полностью и безоговорочно растворено в тех текстах, или текстуальных практиках, вне которых он не способен существовать» Можно сказать, что сознание современного человека определяется мемами. Например, мемы рунета иногда с трудом соотносимы с мемами в других странах. Мемы определяют, кто кого поймет. Но часто мемы бывают универсальны.

«Всем этим процессом правит симуляция, которая выдает отсутствие за присутствие и смешивает всякое различие между реальным и воображаемым. «Современность для Бодрийара — это эра тотальной симуляции, и он всюду обнаруживает симуляционный характер всех современных социальных и культурных феноменов: власть лишь симулирует власть, при этом столь же симулятивно и сопротивление ей; что же касается информации, то она не производит никакого смысла, а лишь «разыгрывает» его, поскольку подменяет коммуникацию симуляцией общения, что и порождает специфику мироощущения современного массмедиированного состояния общества и общественного сознания. В результате, по мнению Бодрийара, люди имеют дело не с реальностью, а с гиперреальностью, воспринимаемой гораздо реальнее, чем сама реальность.»

Далее я буду разбирать, собственно, саму работу Бодрийяра «Симулякр и симуляция». Важно помнить, что он пишет это до появления интернета, и тем более мемов (в 1981 году). Стр. 55: «Такова последующая, наша стадия общественных отношений, это больше не стадия убежденности (классическая эра пропаганды, идеологии, рекламы и т.д.), это стадия разубеждения: «Вы есть информация, вы есть социальное, это вы являетесь событием, это вас касается, у вас есть слово, и т.д.». Возврат, из-за которого становится невозможно локализовать инстанцию модели, власти, взгляда, самого медиума, потому что вы всегда уже по другую сторону. Больше никакого субъекта, никакой фокусной точки, ни центра, ни периферии: чистый изгиб или круговое отклонение.» В отношении мема, это - идея о том, что получатель также важен, его возможность ассоциировать себя с персонажем мема. Однако будучи во всем остается на самом деле ни в чем конкретном. Он ассоциирует себя со всеми и ни с кем. Отправитель и получатель – неясные, не конкретизированные фигуры (как и в фольклоре ).Автор умер, как писал Барт, и «медиум стал собственным сообщением». (123) Стр. 92: «Наша единственная культура в сущности это культура углеводородов, культура рафинирования, крекинга, дробления культурных молекул и их повторного комбинирования в продукты синтеза», «сама идеология «культурного производства» является антитезой для любой культуры».

Бодрийяр имел в виду поп-арт как конец культуры. На самом деле это начало новой(например, коллажная техника). Мем – это опрерирование осколками информации, превращение их в новую информацию, то есть культурное производство. Оно происходит механически, без конкретного автора, эксплуатируя определенные приемы. Бодрийяр возмущался обществом потребления, нереальностью рекламных приемов. Сейчас мем часто используется в рекламе, создать ассоциацию с массовой культурой , то есть реклама стала еще более нереальной, симулякром в симулякре. Бодрийяра пугало бесконтрольное умножение информации, он создает модель информационной антиутопии. Если бы он видел бесконтрольное распространение мемов, его возмущению и страху не было бы предела, так как это описанный им ужас, только сильно умноженный.

Стр. 101: «Бобур совершенно не может сгореть. Все предусмотрено. Пожар, взрыв, разрушение не являются больше воображаемой альтернативой подобного рода здания. Именно имплозия есть форма уничтожения «четвертичного», кибернетического и комбинаторного мира.» Бобур[27] (внешне) похож на фабрику и торговый центр, центр по производству новой информации, новой культуры, символом чего он и является. : Имплозия – это взрыв внутрь. Изначально физическое понятие(в основном про ядерное оружие), потом перешло в лингвистику. Человечество так наладило производство культуры, что теперь производство стирает саму культуру. Современная культура не может быть уничтожена извне. Это может относиться к культуре мемов, в том смысле, что она сама себя изживет, когда всем надоест, что и происходит с каждым мемом.

Стр. 110: «Мы находимся в пространстве, в котором информации все больше и больше, а смысла все меньше и меньше.» Мем дает большое количество бессмысленной информации, если зло смотреть на его культурную ценность. За это часто ругают и мемы, и весь интернет. Однако в противоположность этому можно поставить то, что мем – новый способ общения, передающий сложный эмоциональный и образный смысл , заключенный в небольшом количестве информации (подробнее позже)

Стр. 121: «Это не только потому, что люди больше не верят в нее или восприняли ее как рутину. Дело в том, что если раньше она поражала этой мощью упрощения всех языков, то сегодня она лишена этой мощи из-за другого типа языка, еще более упрощенного и, стало быть, более операционального: информационных языков. Модель кадра, звуковой ленты и серии картинок, которые нам предлагает реклама, наравне с другими крупными средствами массовой информации, модель комбинаторного выравнивания всех предлагаемых дискурсов, этот еще риторический континуум звуков, знаков, сигналов, слоганов, которые она воздвигает как тотальное окружение» Бодрийяр говорит не про мемы, а про новую рекламу его времени. Раньше язык рекламы был более сложным (словесный спосо подачи информации), а сейчас это кадр или серия картинок, более простой способ выражения, несущий тот же смысл. Информационный язык, более упрощенный, чем упрощенный язык, является по сути мемом. Он сочетает в себе знаки, сигналы и слоганы, будучи достаточно прост, чтобы быть понятным любому.

Стр. 123 : «социальное потеряло как раз эту мощь иллюзии, оно упало на уровень предложения и спроса, как и работа отошла от антагонистической силы капитала к простому статусу занятости, то есть блага (вероятно, редкого) и услуги как и все другие. Станет возможно, таким образом, делать рекламу работы, радость найти работу, точно так же как станет возможно делать рекламу социального.» У мема нет функции информации. Мем пытается покрыть схему смысла, становится способом осмысления. Способ высказывания о жизненных ценностях и жизненных ситуациях(например, ненависть к понедельнику), но это высказывание ни кому не принадлежит. Однако мем как реклама радости работы не используется, только как насмешка над ней и другими «традиционными» ценностями.

Стр. 124 : «социальное может раствориться в панической реакции, бесконтрольной цепной реакции.» Успешный мем распространяется со скоростью и мощностью ядерного взрыва, переходя по бесконечной цепочке передающий(изменяющий мем в данный момент)-воспринимающий.

Стр. 125 : «Реклама, таким образом, как информация: деструктор интенсивностей, акселератор инерции[28]. Посмотрите, с какой скукой там повторяются все приемы смысла и бессмысленности, все процедуры, все приспособления языка коммуникации (функция контакта: вы меня слышите? Вы на меня смотрите? Оно будет говорить! – референциальная функция, поэтическая даже функция, аллюзия, ирония, игра слов, бессознательное)» То же используется и в меме. Культурное производство эксплуатирует речевые приемы культуры. Варианты мема собираются в шаблон, который можно менять для новых вариантов. Все шаблоны мема собираются в недостижимый Шаблон Любого Мема, Инвариант, идеальный и подходящий для всех ситуаций, и варианты его – это уже существующие мемы.

 

 



2018-07-06 416 Обсуждений (0)
Мем – иероглифическое письмо? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мем – иероглифическое письмо?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)