Личность как развивающаяся целостность
Теперь мы можем еще раз вернуться к вопросу о том, что составляет психологическое содержание целеполагания, свободы, целостности, развития – как атрибутивных характеристик личности человека. Целеполагание.Основу целеполагания составляет процесс познания человеком спонтанно складывающихся в ходе его действия образов возможного будущего. «Образ возможного» как бы заряжен движением и в определенных условиях переходит в действие; в момент этого превращения «образ возможного» выступает как цель – совершается акт целепо‑лагания. В субъективном плане «образ возможного» дан человеку в переживании «Я могу»; именно это переживание непосредственно переходит в действие в случае, если отсутствует сопоставимое по силе противодействие со стороны «нельзя», «должен», «боюсь» и т. п. Свобода.Таков совершенно особый акт целеполагания, когда целью человека становится полагание себя как причины изменений, привносимых в мир. Целеполагание здесь выступает как самополагание человека. Существуют такие формы активности, в которых момент свободы выступает явственно, – это проявления активной неадаптивности человека: предпочтение действий с непредрешенным исходом, мотивационную основу которых образует сама непредрешенность (например, в актах неадаптивного риска человек остро переживает свою причинность по отношению к возможному действию; «острые ощущения» – это острота самопереживания человека в момент выбора и самого действия). Активно выходя в область непредрешенного, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность в качестве субъекта действия (свое авторство); соотнося задуманное и осуществленное, человек устанавливает состоятельность своего бытия как субъекта; в актах подобного соотнесения рождается его рефлексивное Я». («Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого»). Целостность.Она – в переживании самотождественности человека, когда он выходит за границы предустановленного. Единство между различными гранями бытия человека достигается тем, что в актах самотрансцендентности он свободен от диктата особенных потребностей своих, которые могут противостоять друг другу; выходя за границы изведанного и предрешенного, он как бы оказывается на «ничьей земле», которая со временем становится достоянием всех. Развитие.Становится яснее ответ на шокирующий вопрос: «Развивается ли личность?» (Г. П. Щедровицкий). (Развитие есть самодвижение; если мысленно отбросить активные действия другого, то феномен развития человека становится необъясним; следовательно, должна быть признана активность «другого» как органически включенная в процесс развития первого; но в этом случае сомнительной представляется идея самодвижения развивающейся личности и, следовательно, самой возможности ее развития.) Ответ состоит в том, что человек имеет свое бытие в другом человеке – «инобытийствует» в нем – и через свою идеальную представленность и продолженность в другом человеке развивается как личность. Развитие, таким образом, совершается «во внутреннем пространстве личности», но это – пространство его связей с другими людьми (интер‑индивидное, а не интра‑индивидное «пространство жизни»). Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, отраженное его Я не совпадает с Я‑действующим. В то время как активно‑неадаптивные действия (Я‑действующее строятся без прототипа и открыты пока неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самопознания – новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и – вновь – порождении совершается развитие личности – самодвижение человека как субъекта активности.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г.О проблемах современного человекознания, 1977. Ананьев Б. Г.Человек как предмет познания. Л., 1968. Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Андреева Г. М.Психология социального познания. М., 1997. Асмолов А. Г.Психология личности. М.: Изд‑во Моск. ун‑та., 1990. Бердяев Н. А.О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М., Московский психолого‑социальный институт: Флинта,1990. Бехтерев В. М.Объективная психология. М., 1991. Бехтерев В. М.Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997. Бодалев А. А., Рыбалко Е. Ф.Б. Г. Ананьев – первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии / Психологический журнал. Т. 18. № 6. 1997. Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Братусь Б. С.Аномалии личности. М., 1988. Брушлинский А. В.С. Л. Рубинштейн – родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / Психологический журнал. 1989. № 3. Брушлинский А. В.Проблема субъекта в психологической науке / Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10. Выготский Л. С.Педагогическая психология. М., 1996. Головаха Е. И.Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. Додонов Б. И.О системе «личность» / Вопросы психологии. 1985. № 5. Залесский Г. Е.Психология мировоззрения и убеждений личности. М.,1994. Зейгарник Б. В.Патопсихологический метод в изучении личности / Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 1. С. 43–51. Знаков В. В.Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114. Зощенко М.Возвращенная молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца: Повести. Л.: Худож. лит., 1988. Кон И. С.В поисках «Я». М.: Политиздат, 1984. Кон И. С.Постоянство и изменчивость личности / Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136. Кроник А. А., Головаха Е. И.Психологический возраст личности / Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 57–65. Крутов А. А., Куницына В.Н., Логинова Н. А.Творческий путь Б. Г. Ананьева / ВП. 1997. № 6. Лазурский А. Ф.Избранные труды по психологии. М., 1997. Левченко Е. В.Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев и петербургская психологическая школа // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа а развитии современной психологии. Тезисы науч‑практ. конф. СПб., 1995. Левченко Е. В.История психологии отношений: Автореф…д‑ра психол. наук. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 1995. Леонтьев Д. А.Очерк психологии личности. М.: 1993. Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Леонтьев А. Н.Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Леонтьев А. Н.и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) / Отв. ред. О.В. Овчинникова. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1983. Логинова Н. А.Характерные черты концептуальной системы Б. Г. Ананьева / Психологический журнал. 1988. № 1. Ломов Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г.100 выдающихся психологов мира. Москва; Воронеж, 1995. Мясищев В. Н.Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. Пархоменко О.Г., Ронзин Д. В., Степанов А. А.С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал., 1989, № 3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Основы теоретической психологии. М., 1998. Платонов К. К.Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. Принцип развития в психологии. М., 1978. Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. Психологический словарь / Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. М., 1996. Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1982. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова М., 1989. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь» / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33. Реан А. А., Коломинский Я. Л.Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. Рубинштейн С. Л.Основы общей психология. СПб.: Питер, 1998. Теплов Б. М.Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1997. Слободчиков В. И.Реальность субъективного духа / Человек. 1994. № 5. С. 21–38. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. Троицкий М. М.Логика: Лекции. 1884. Узнадзе Д. Н.Психологические исследования. М., 1966. Человек в системе наук. М., 1989. Ядов В. А.Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52. Чудновский В. Э.Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–25. Шадриков В. Д.Духовные способности». СПб., 1997. Якобсон П. М.Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147. Якобсон С. Г.Проблемы этического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. – Изд‑во Моск. ун‑та. М., 1981. С. 174–179.
[1]Выготский Л. С.Собр. сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 166.
[2]Основу работы «Личность и условия ее развития и здоровья» составляет речь, произнесенная ученым 4 сентября 1905 г. на II съезде русских психиатров в Киеве. В этой работе Бехтерев дает определение личности с опорой на понятие «отношения человека», рассматривает широкий перечень факторов развития личности, включая природную и социальную среду. Достаточно детально Бехтерев обсуждает вопрос о необходимости создания благоприятных социально‑экономических и гигиенических условий полноценного развития личности, сохранения психического здоровья.
[3]Фрагмент первой части книги «Классификация личностей». Здесь приведен текст из книги: Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 9–13.
[4]Сокр. от respective (лат.) – в зависимости от обстоятельств.
[5]Термины «эндо– и экзопсихический» заимствованы из написанной нами совместно с С. Л. Франком статьи: «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (Примеч. А. Ф. Лазурского).
[6]Систематический перечень основных психических функций в связи с подробным изложением эндопсихических проявлений личности см. в моей «Программе исследования личности» (Примеч. А. Ф. Лазурского).
[7]Введение к пятой части «Основ общей психологии». Текст приводится по книге: Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
[8]Термин «свойства» употребляется здесь в широком смысле, как обозначающий, наряду с характерологическими чертами, также установки и направленности личности, т. е. все, что непосредственно определяет ее психический облик. (Примеч. С. Л. Рубинштейна).
[9]Статья была опубликована в книге «Психологическая наука в СССР» (1960) и вобрала в себя более раннюю статью Теплова «Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений» (1957). Для хрестоматии взят (с сокращениями) текст из книги: Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 151–157.
[10]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48–53.
[11]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 175–188.
[12]См.: Сэв Л.Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 413.
[13]Рубинштейн С. Л.Принципы и пути развития психологии. С. 118.
[14]Фрагменты четвертой главы книги «О проблемах современного человекознания». 1977. С. 187–249.
[15]Статья опубликована: Психологический журнал. 1982. № 1. С. 43–51.
[16]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289–331.
[17]Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее. Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект» (Примеч. Б. Ф. Ломова).
[18]Статья опубликована в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33.
[19]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 257–261.
[20]Фрагменты книги: Объективная психология. Текст дается по изданию: М., 1991. С. 393–394.
[21]Фрагменты работы Узнадзе: Экспериментальные основы психологии установки. 1949. Текст издается по изданию: Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289–292.
[22]Фрагменты книги: Человек как предмет познания. Л., 1968.
[23]Статья опубликована в сборнике «Проблемы личности» (1969). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 342–353.
[24]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 310–331.
[25]О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5.
[26]Фрагменты шестой главы «Понятие «структура» в учении о личности» и седьмой главы «Концепция динамической функциональной структуры личности» из книги: Структура и развитие личности М., 1986. С. 122–141.
[27]Фрагменты второй главы книги: Аномалии личности. М., 1988. С. 58–59, 89‑109.
[28]Фрагменты второй главы книги: Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. С. 12–34.
[29]Текст дается по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97–131.
[30]Эндемический – местный, свойственный данной местности.
[31]Сикорский И. А.Вопросы нервно‑психической медицины, 1904.
[32]Mens sana in corpore sano (лат). – Здоровый дух в здоровом теле.
[33]Глава 16 из «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» (рукопись). Текст приводится по книге: Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во МГУ, 1982. С. 161–165.
[34]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст приводится по книге: Психология отношений. М., Воронеж, 1995. С. 53–55.
[35]Фрагменты из третьей части книги: Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143–206.
[36]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 206–230.
[37]См.: Леонтьев А. Н.Проблемы развития психики. М., 1972. С. 368–378.
[38]См.: Эльконин Э. Б.К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. 1971. № 4.
[39]См.: Толстой Л. Н.Полн. собр. соч. Т. 54. М., 1935. С. 31.
[40]Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 3. С. 253.
[41]J. Nuttin.La Structure de la personalite. Paris, 1925. Р. 234.
[42]Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 23. С. 62.
[43]О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 265–274.
[44]Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.
[45]Написано автором для «Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии» (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд‑во МГУ, 1981. С. 174–179).
[46]Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.
[47]Статья в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 426–433.
[48]Статья в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990.
[49]Фрагменты пятой главы учебника: Психология личности. М., 1990. С. 152–172.
[50]Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228–229.
[51]Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.
[52]Фрагменты статьи в сборнике: Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156–172.
[53]Фрагменты статьи, опубликованной: Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57–65.
[54]«Событие» определялось как любое изменение в условиях жизни человека, в его поведении и поступках, в его внутреннем мире. (Примеч. авт.)
[55]Фрагменты книги: Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
[56]Фрагменты статьи в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 472480.
[57]Фрагменты статьи в сборнике: Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. С. 89–106.
[58]Фрагмент из книги: Реана А. А. и Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–36.
[59]Фрагменты двух глав «Проблема личностной организации времени жизни» и «Время жизненного пути и развитие личности» монографии: Время личности и время жизни. СПб., 2001.
[60]39, с. 224
[61]Фрагмент статьи в сборнике «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 2000. С. 155–160.
[62]Текст приводится по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 101–129.
[63]Фрагмент из книги: Педагогическая психология. М., 1996. С. 198–204.
[64]Фрагмент из книги: Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1. С. 124–135.
[65]Фрагменты статьи, опубликованной: Социологический журнал». 1994. № 1. С. 35–52.
[66]Фрагмент из книги: Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45–61.
[67]Фрагмент из книги: Психология социального познания. М., 1997. С. 162–175.
[68]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровского А. В., Ярошевского М. Г.: Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 246–255.
[69]Фрагмент из книги: Реана А. А., Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.
[70]Фрагменты главы из книги: В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 15–33.
[71]Грамши А. Избр. произв.: В 3 т. М., 1969. Т. 3. С. 3.
[72]Фрагменты книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 30–36.
[73]Фрагмент из книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 40–42.
[74]Статья в журнале: Человек. 1994. № 5. С. 21–38.
[75]Именно здесь принципиально важно различить понятия «субъективное» и «психическое», оставляя за последним лишь то содержание человеческой реальности, которое еще не стало для человека предметом его практического освоения, то есть осталось объектным, а соответственно – предметом естественно‑научного познания. (Примеч. В. И. Слободчикова).
[76]Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. С. 17–39. Основу статьи составляет речь, прочитанная Гротом 4 марта 1895 г. на публичном годовом заседании Психологического общества в память десятилетия со времени его основания.
[77]Под счастьем мы разумеем и будем далее разуметь то, что понимал под ним Кант, а именно «сознание разумным существом приятности жизни, которая (по возможности) непрерывно сопровождает все его существование. (Примеч. Н. Я. Грота).
[78]Фрагменты главы «Смысл жизни» из книги: Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. С. 489–582.
[79]Статья, опубликованная: Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15–25.
[80]Напомню известный эксперимент французских психологов: на кинопленке художественного фильма, который демонстрировался в одном из кинотеатров Парижа, были нанесены надписи: «Посетите ближайшее кафе». Расстояние между отдельными надписями было настолько большим, что увидеть их на экране было невозможно. Тем не менее после окончания сеанса толпы зрителей устремились к кафе, которое обычно в это время пустовало. (Примеч. В. Э. Чудновского).
[81]Термин, предложенный Т. А. Титовой (1974) (Примеч. В. Э. Чудновского).
[82]Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19–41.
[83]Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации (Примеч. В. Д. Шадрикова).
[84]Статья в журнале: Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.
[85]Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий)
[86]Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 269–281.
[87]Путь искомого обоснования мы встречаем в гегелевском очерке «Преобразования необходимости в свободу»; связь между причиной и действием в своей истине, отмечает автор «Науки логики», предполагает возвращение причины к себе (через то, что выступает как ее действие и благодаря чему «в изначальность полагается действие, т. е. изначальность снимается; действие причины становится реакцией»).
[88]Сausa cui (лат) – причина самого себя (т. е. первопричина).
[89]Имманентный – внутренне присущий какому‑либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.
[90]Трансфинитный – находящийся за пределами конечного.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |