Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков)
Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Петр 1. Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников, крестьян. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку в боевой обстановке часто приходилось вступать в рукопашную схватку. В военных играх иногда участвовало 30-40 тысяч солдат. С одной стороны выступали Семеновский и Преображенский полки, а с другой — стрелецкие полки. Особенно большие военные потехи проводились под селом Кожуховым в 1694 г. Петр I рассматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия. При Петре I были заложены основы русского военно-морского флота. Принимались решительные меры по обучению военно-морскому искусству. Первые занятия по обучению парусному и гребному делу проводились на реке Яуза, затем их перенесли на Переславское (Плещеево) озеро, а позднее на Белое море под Архангельск. После смерти Петра I (1725) в русской армии насаждались иностранные методы подготовки войск. Главное внимание стали обращать на обучение ненужным приемам, муштру солдат, парадность. Александр Васильевич Суворов. Передовая часть русского офицерства — П.А.Румян- цев, Ф.Ф.Ушаков, А.В.Суворов и др. — в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранить, но и развивать дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит выдающемуся полководцу Александру Васильевичу Суворову (1730—1800). Он поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной стране мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием Суворова. В своих трудах по военному делу «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск. Суворовское выражение «пуля дура, штык молодец» указывает на широкое применение в обучении приемов штыкового боя. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И.Кутузов, П.И.Багратион и другие военачальники, прославившиеся в Отечественной войне 1812 г. К сожалению, по окончании войны суворовские методы вскоре были преданы забвению. В конце 30-х гг. XIX в. в некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838 г. была разработана инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были, во-первых, обеспечить физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования. Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-х гг. XIX в. обнаружило существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск. Петр Александрович Румянцев. Был ярым противником пруссификации армии. Используя знания теории военного дела и основываясь на опыте семилетней войны, П.А.Румянцев разработал свою систему воспитания и обучения войск, в которой видное место отводилось военно-физической подготовке. Он различал в процессе подготовки солдата две взаимосвязанные части: «воспитание» и «физическую» (боевую) подготовку. Румянцев, прежде всего, ликвидировал все наносное, чужеземное, вредно отражавшееся на боевых качествах солдат, что насаждали пруссаки. Прусский мундир он заменил простой, не стесняющей движения одеждой, запретил такие наказания как побои. Добивался сознательной дисциплины на нравственной основе. Румянцев требовал, чтобы командиры воспитывали у солдат инициативу, смелость, решительность с тем, чтобы можно было «с малым числом разбить великие силы» противника. Вместе с тем он требовал проведения постоянных маневров, маршей с целью привить солдатам твердые, необходимые в бою навыки. Румянцев ввел в практику обучения войск «лагери», в которых учились штыковому бою, совершать длительные марши, преодолевать всякие препятствия, штурмовать укрепления и естественные препятствия. Было возобновлено индивидуальное обучение солдат. Румянцев требовал от всех командиров, от низших до высших, участия в подготовке солдат с тем, чтобы каждое действие было объяснено солдату и «искусно вразумлено». Таким образом, военно-воспитательная система П.А.Румянцева была большим шагом вперед в развитии военно-педагогической мысли.
Федор Федорович Ушаков. Он создал систему воспитания и обучения военных моряков, составной частью которой являлась военно-физическая подготовка. Петровские традиции были развиты Ушаковым в разработанной им военно-морской тактике и стратегии. Ведущую роль в системе воспитания и обучения матросов у Ушакова играло воспитание морально-волевых качеств. Ушаков требовал, чтобы «всякий человек знал свою должность и место» и сознательно выполнял свои обязанности. Необходимым условием успешного специального военно-морского обучения Ф.Ф.Ушаков считал специальную физическую подготовку матросов. Он требовал проведения систематических упражнений, заставлял матросов бегать по салингу с тем, чтобы приучить их к «скорому беганию» по снастям. Он требовал исключительной быстроты в выполнении изучаемых упражнений и действий. Наряду со специальной подготовкой матросов к сознательным, быстрым и четким действиям на корабле Ф.Ф.Ушаков требовал подготовить их к действиям на суше, к десантным операциям. Штыковой бой и прицельная стрельба являлась необходимой составной частью его системы обучения. Он тренировал матросов в преодолении всякого рода препятствий на суше (канав, рвов и др.) с помощью веревок, досок, лестниц, устраивал учебные штурмы крепостей и бастионов, в обстановке, приближенной к действительным условиям боя. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна) Абу-Али Ибн Сина (Авиценна). Много внимания вопросам физического воспитания уделял в своем выдающемся труде «Канон врачебной науки» крупнейший ученый-медик Абу-Али Ибн Сина (ок. 980-1037), известный под именем Авиценна. Абу-Али таджик по происхождению, родился под Бухарой, многие годы жил и умер в Иране. В своем «Каноне» Ибн Сина, рассматривая правила охраны здоровья и гигиенических предписаний, подробно говорил о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Он первым из ученых дал определение физическим упражнениям: «Физическое упражнение есть произвольное движение, приводящее к непрерывному глубокому дыханию». Ибн Сина считал, что в режиме сохранения здоровья самое главное — это занятие физическими упражнениями, затем следовали режим питания и режим сна. Он утверждал: если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Бросивший заниматься физическими упражнениями, писал Ибн Сина, часто чахнет, ибо сила его слабеет вследствие отказа от движений. Ученый справедливо считал, что физические упражнения укрепляют мышцы, связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою работу, будучи огражденными от опасности заболевания. При занятиях физическими упражнениями он рекомендовал учитывать возраст и состояние здоровья человека. В «Каноне» подробно говорится, как и когда заниматься физическими упражнениями детям, юношам и пожилым людям. Интересны высказывания Ибн Сины о времени начала и прекращения упражнений, о массаже, купании в бане и холодной воде, о содержании тела в чистоте и других гигиенических требованиях. Высоко оценивая теоретические высказывания Ибн Сины, следует иметь в ввду, что в то время существовал большой разрыв между его идеями и их практическим применением. Рекомендациями Авиценны могла в лучшем случае воспользоваться верхушка общества. Тем не менее, книга «Канон врачебной науки» на протяжении многих столетий оставалась для медиков тем трудом, по которому они учились, следовали изложенным в нем советам и развивали их дальше.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6699)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |