Сложная двухчастная форма
Определение. Применение. Сложной двухчастной называется форма из двух тематически самостоятельных, преимущественно песенных по структуре частей. Лишенная объединяющей силы репризы (которая во многом обеспечивает цельность сложной трехчастной формы), сложная двухчастная нуждается для поддержания своего единства в каком-либо ином средстве. Таким средством обычно оказывается словесный текст, который оправдывает наличие двух разнохарактерных частей и сплачивает их в одно целое. Именно поэтому сложная двухчастная форма более всего распространена в вокальной музыке — в романсах, ариях. В инструментальной музыке примеры сложной двухчастной формы немногочисленны. В сложной двухчастной обычно хотя бы одна из частей больше, чем период, но это не обязательное условие. Возможны случаи, когда и первая, и вторая части не превышают — каждая — периода, но форма все же скорее сложная — составная, чем простая: так бывает при полной тематической самостоятельности частей, не характерной для простых форм (Лист. Пастораль из цикла «Годы странствий»; Моцарт. Ария Бастьены № 2 из оп. «Бастьен и Бастьена»). Строение частей. Части сложной двухчастной формы, как говорилось, имеют песенное строение. Приведем примеры разных структур. Первая часть: период, в том числе с окончанием на побочной тонике; простая двухчастная форма (Балакирев. «Исступление»); простая трехчастная форма (Моцарт. Ария Церлины № 12 из оп. «Дон Жуан»). Вторая часть: период (Рубинштейн. Баркарола g-moll op. 50), большое предложение (Чайковский. «Мы сидели с тобой»), простая двухчастная форма (Шуберт. «Привет духа»), простая трехчастная форма (Шуман. Танцы давидсбюндлеров, № 17). В качестве исключения можно упомянуть сложную двухчастную, где первая часть написана в куплетной форме (три куплета, каждый из которых период), а вторая в сложной трехчастной (Глинка. «Стой, мой верный, бурный конь»). Однако, составная форма в качестве слагаемой сложной двухчастной не способствует единству целого, чем и объясняется, очевидно, ее редкость. Соотношение частей. Облик сложной двухчастной в целом определяется соотношением частей, которое бывает различным. Пропорции в сложной двухчастной форме в общем ориентированы на три основных варианта: а) первая и вторая части по протяженности примерно равны между собой (Балакирев. «Пустыня»: 21 и 19 тактов); б) вторая часть меньше первой (Балакирев. «Исступление»: 23 и 9 тактов); в) вторая часть больше первой (Шуберт. «Любопытство» из цикла «Прекрасная мельничиха»: 22 и 33 такта), причем перепад величин может быть значительным. Форма частей бывает типологически одинаковой (например, простая двухчастная в обеих частях: Балакирев. «Пустыня») или разной (например, простая двухчастная в первой части и период во второй: Балакирев. «Исступление», или период в первой и простая трехчастная во второй: Шуберт. «Любопытство»). Тональное соотношение частей также допускает варианты. Преобладают формы, где обе части написаны в основной тональности (Моцарт. Ария Церлины № 12) или вторая дана в одноименной тональности (Бетховен. Багатель ор. 126 № 4: h - Н; Шуман. Танцы давидсбюндлеров, № 17: Н - h ). Однако нормативными следует признать и те сложные двухчастные, в которых части помещены в разные тональности и форма в целом оказывается двутональной (пример 131; Глинка. «Стой, мой верный, бурный конь»: А - F ; Чайковский. «Мы сидели с тобой»: E-cis). В тематическом отношении частипо определению контрастны, и этот контраст обычно поддерживается сменой фактуры (Рубинштейн. Баркарола ор. 50), а иногда и метра (Глинка. «Давно ли роскошно ты розой цвела», первая часть - 4/4, вторая — 9/4 /при графическом такте 3/4/). Отличие в темпе допустимо, но незначительное (Шуберт. «Любопытство»: первая часть Langsam, вторая часть Sehr langsam; при существенной разнице в темпе форма скорее окажется в ряду контрастно-составных. Таким образом, в сложной двухчастной форме применимы почти все возможные в классической форме средства контраста. А посему проблема единства формы для сложной двухчастной, как уже говорилось, весьма актуальна. Единство целого обеспечивается прежде всего (как и в других формах) функциональным неравенством частей. Обычно одна из частей воспринимается как главная, другая — как подчиненная, вспомогательная. Если перевешивает вторая часть, то первая имеет отчасти характер вступления (Мусоргский. Серенада из «Песен и плясок смерти»). Если главенствует первая часть, то вторая обладает до некоторой степени чертами заключения (Моцарт. Ария Церлины № 12). Связности целого способствует возможная гармоническая разомкнутость первой части при наличии половинной каденции в конце (Глинка. «Давно ли роскошно ты розой цвела»), а также наложение при окончании первой части и начале второй (Лист. «Женевские колокола» из цикла «Годы странствий»). Общая для всей формы кода также помогает объединить контрастные части в одно целое (Шуман. Танцы давидсбюндлеров, № 17; примечательно, что вторая часть этой формы сначала появляется в цикле как самостоятельная пьеса). Иногда для большей определенности вся форма повторяется, как бы убеждая слушателя в закономерном последовании резко контрастных частей (Бетховен. Багатель ор. 126 № 4). Впрочем, бывает, что форме так и не удается достичь необходимой степени единства, и она, внешне не противореча определению сложной двухчастной, по сути примыкает к контрастно-составным формам (Чайковский. Чардаш из бал. «Лебединое озеро»: контраст между частями доведен до уровня жанрового, по существу, сюитного типа).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |