Лекция 13 Макроэкономическая нестабильность: циклы, инфляция и безработица.
Цикличность развития (циклическая динамика) является закономерностью как природы, так и общества, то есть существует всеобщность циклической динамики для всех процессов. Движение экономики от одного экономического кризиса до начала другого и образует экономический цикл.
Продолжительность и периодичность циклов может быть разной. Исходя из длительности и движущих сил циклов их классифицируют по следующим типам: 1) короткие циклы(3-4 года), связанные с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке; 2) средние (промышленные) циклы(8-12 лет), связанные с изменением спроса на оборудование и сооружения вследствие морального и физического износа основного капитала и его массовым обновлением. Этот тип цикла был открыт К. Марксом, однако в мировую экономическую теорию вошел под именем французского экономиста Клемента Жуглара; 3) строительные циклы(20 лет), связанные с колебаниями вложений в жилищное строительство, происходящими под влиянием прироста населения и взаимодействия экономических и демографических факторов. Этим циклам присвоено имя американского экономиста русского происхождения Саймона Кузнеца в качестве признания его заслуг в их исследовании. 4) длинные циклы (волны) (45-60 лет), связанные с переходом к новым технологическим укладам. Выделяются четыре фазы циклов, последовательно сменяющие одна другую: кризис, депрессия, оживление и подъем. Согласно терминологии, выработанной Национальным бюро экономических исследований США, цикл включает в себя следующие четыре фазы: сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия), оживление (расширение), вершина (пик, бум). Отрезок I показывает падение производства – кризис; отрезок II отображает депрессию, когда производство не падает, но и не растет; отрезок III характеризует оживление, когда намечается рост производства. Фаза оживления продолжается до тех пор, пока производство достигает объемов докризисного уровня; отрезок IV – это фаза подъема. «Циклы Кондратьева» продолжительность которых составляет 50 — 70 лет - «длинные волны экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая депрессия 1929 — 1933 годов, стагфляция 1974 -1975 годов; Современная периодизация длинных волн может быть представлена как пять больших волн продолжительностью 45-56 лет. В период исследования Н.Д. Кондратьева наблюдалась четвертая волна.
Структурные кризисыпорождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла. Структурные кризисы бывают двух видов: · относительного перепроизводства · относительного недопроизводства. Инфляция (от латинского inflatio – вздутие) – это устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен. Инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Это наглядно иллюстрирует уравнение обмена количественной теории денег MV = РУ, где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен (индекс цен); У – реальный объем производства (ВВП). Увеличение количества денег в обращении и скорости их оборота приводит к росту товарных цен. Классифицируют инфляцию на основе различных критериев. Различают следующие виды инфляции: 1. Подавленная, когда отсутствует повышение цен, и открытая, когда цены растут. 2. Прогнозируемая и носящая непредвиденный характер, в зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен. 3. Сбалансированная и несбалансированная. При несбалансированной инфляции цены на товары растут не одновременно, и экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям, а при сбалансированной цены растут умеренно и стабильно, и все остальные макроэкономические показатели изменяются адекватно. 4. С точки зрения темпов роста цен – умеренная (до 10% в год), галопирующая (до 200% в год) и гиперинфляция (свыше 200%). 5. В зависимости от факторов, порождающих инфляцию – инфляция «спроса» и инфляция «издержек».
Уменьшение инфляции означает меньший рост цен. Это явление называется дезинфляция (то есть снижение инфляции). Явление, противоположное инфляции – дефляция– устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен. Уровень инфляции(темп роста цен) – это относительное изменение среднего (общего) уровня цен , где Р – средний уровень цен в текущем году; Р1 – средний уровень цен в прошлом году. Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль «зарплата–цены». Она проявляется в том, что трудящиеся добиваются повышения зарплаты, стремясь компенсировать рост цен. Рост издержек производства при неизменной норме прибыли повышает цены на продукцию. В результате работники требуют еще большего повышения номинальной зарплаты и процесс развивается по кругу. Разорвать эту спираль достаточно трудно, так как спрос постоянно растет, и в экономике существует полная занятость. Издержки ожидаемой инфляции: 1. Издержки «стоптанных башмаков». 2. Издержки меню. 3. Неустойчивость относительных цен. 4. Рост налогового бремени. 5. Трудности жизни в условиях постоянно меняющихся цен. Издержки неожиданной инфляции: 1. Неожиданное перераспределение доходов между людьми. 2. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов (например, пенсионеры, работники бюджетной сферы). Безработные – это те, кто не имеет работы или какого-либо дохода, но ищут ее и готовы приступить к работе немедленно. Люди, имеющие работу в течение полного или неполного рабочего дня, считаются занятыми. Общее число людей, имеющих работу – занятых, и не имеющих работу – безработных, образуют рабочую силу: L = E + U , где L – рабочая сила; U – безработные; E – занятые. Уровень безработицыопределяется как процентное отношение числа безработных к численности рабочей силы
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |