Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные свойства знака



2018-07-06 1677 Обсуждений (0)
Основные свойства знака 0.00 из 5.00 0 оценок




Одно из основных свойств знака – коммуникативность, т.е. способность выступать средством связи между людьми, средством общения. Это естественное и неотъемлемое свойство знака, поскольку знак должен быть передан какому-либо лицу от какого-либо лица, иначе он лишается своей знаковости. Например, любое рекламное сообщение выступает средством связи производителя данного продукта с потенциальным потребителем; светофор на перекрестке «общается» с пешеходами и водителями, предписывая и тем, и другим соблюдать определенные правила езды и перехода; денежные знаки являются средством и способом общения покупателя с продавцом и т.д. Из коммуникативной функции знака вытекает, что знак социален, т. е. существует только в обществе и для общества.

Еще одно основополагающее свойство знака – двусторонность. У знака обязательно должно быть две стороны: материальная, внешняя (форма знака) и идеальная, внутренняя (содержание знака, смысл). Материальная сторона может быть различной, главное, чтобы она воспринималась одним из пяти органов чувств и её можно было бы зафиксировать на каком-либо материальном носителе. Формой знака может быть какой-либо оптический образ, т.е. то, что воспринимается зрительно (название книги, дорожный знак, цвет числа в календаре), акустический образ – то, что слышится или произносится (сказанное слово, сирена тревоги, свисток судьи), тактильный образ – то, что воспринимается кожей (рукопожатие, шрифт Брайля, поцелуй), обонятельный образ – ощущение запаха (запахи дорогих духов, столовой, цветов), вкусовое ощущение – то, что воспринимается языком (вкус перца, соли, сладкого и др.).

Воспринимая форму знака, мы в подавляющем большинстве случаев (если нет специальной задачи обратить внимание на форму) не думаем о ней, не задумываемся над тем, например, каким шрифтом напечатано слово или насколько мелодичен звук гонга. Пока форма не мешает нам постигать содержание знака, пока она оптимальна, удобна и незаметна для восприятия, до тех пор нам важно практическое значение знака, его содержание. Однако если текст, например, набран некачественной, «слепой» печатью, мы, естественно, обратим внимание не только на содержание текста, но и на эту некачественную форму. Как и в обратном случае – вычурный, нестандартный шрифт также будет объектом нашего незапланированного внимания. Но в большинстве случаев нас интересует не форма знака, а то, о чем она сообщает – предмет, явление, процесс, идея. Форма знака, таким образом, служит для представления о чем-то (для передачи содержания), для замещения чего-то. Например, рекламируемый на обложке журнала тюбик зубной пасты замещает саму реальную зубную пасту данной марки и дает представление о качествах и внешнем виде данной пасты, а звонок будильника дает представление о времени и замещает собой это время, показывая его на своем циферблате.

Важнейшим свойством знака является преднамеренность. Знак имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально создается и используется для передачи определенного смысла. Именно критерий преднамеренности отличает истинные знаки от так называемых симптомов, или естественных знаков. Если какой-либо предмет воспринимается человеком случайно, эпизодически – это не знак. Звонок по мобильному телефону преднамеренно раздается именно потому, что владелец телефона должен распознать знак звонка и взять трубку; циферблат часов не случайно показывает определенное правильное время – если он будет показывать любое время, он перестанет быть знаком. Представим, например, такую ситуацию: мужчина ослабил узел галстука и закурил. О чем могут говорить эти действия? Если мужчине просто захотелось курить и он почувствовал дискомфорт от тугого узла, то перед нами естественный признак, симптом. Если же он таким образом дает понять, что официальная часть встречи закончилась или демонстрирует доминирующее положение в данный момент, то его действия являются истинными знаками, характеризующимися как раз преднамеренностью.

Ценность и значимость любого знака не абсолютна, а определяется конкретной ситуацией его употребления. Один и тот же знак вызывает различную реакцию у людей в зависимости от времени, места и цели его использования. На основании этого можно выделить еще одно свойство знака – ситуативность его значения. Знак становится актуален тогда, когда человек в нем нуждается. Например, нам очень важен знак сапога над дверью обувной мастерской, когда у нас сломался каблук, но если необходимости в обувной мастерской нет, мы не обратим внимания на знак сапога, а если и обратим, то тут же о нем забываем – у нас нет в нем потребности. Знак с обобщенным изображением чашки с дымящимся кофе выступает для нас знаком именно в той ситуации, когда мы хотим перекусить, но нерелевантен, когда этого желания нет.

Важным свойством знака является конвенциональность. Для большинства знаков характерна условная, ничем не мотивированная связь между формой и содержанием. Например, цветок на окне может получать самое разное содержание: «входить нельзя», «войти можно» и т.д. Слово кастрюля ничем не похоже на сам предмет, который им обозначен, как и большинство других слов естественного языка. Крендель над булочной, конечно, отражает то, чем торгуют в этом магазине, однако на самом деле кренделей в ассортименте как таковых может не быть вовсе.

Не менее важна и такая характеристика знака, как обусловленность (системность). Ни один знак не существует изолированно, сам по себе. Знак обязательно должен входить в какую-либо систему, чтобы считаться знаком, необходима хотя бы бинарная оппозиция для функционирования знака. И правильно истолковать тот или иной знак можно только в том случае, если известна система в целом. Рассмотрим следующий пример. Русский турист за рубежом поселился в недорогом отеле. Туалета в номере не было, и он пошел искать его на этаже. В конце коридора турист обнаружил дверь, на которой был изображен равносторонний треугольник – и все, никакой надписи. Потоптавшись перед дверью, турист пошел в другой конец коридора, чтобы посмотреть, что нарисовано там. На двери в противоположном конце оказалось изображение круга. Сделав вывод о круге как символе «округлой» женской фигуры, а о треугольнике как «угловатой» мужской, турист вернулся обратно. А вот если бы на другой двери оказалось изображение треугольника, стоящего на вершине основанием вверх, то значения у этих символов были бы противоположные: «широкобедрая» женская фигура на первой двери противопоставлялась бы «широкоплечей» мужской на второй. Еще примеры: значение слова «синий» во многом зависит от того, есть ли в языке слово «голубой»; значения лов «плечо» и «бедро» будут отличаться в бытовом и медицинском толковании. Таким образом, не существует системы, состоящей из одного знака. Можно возразить: а как же быть с сигналами типа свистка судьи, обозначающего окончание матча, или руки ученика, поднятой в знак желания ответить? В этом случае знаку противопоставлено отсутствие знака. Свистка нет – можно продолжать игру, рука не поднята – ученик не готов ответить. В подобных ситуациях речь идет о так называемом нулевом знаке, значимом отсутствии. Нулевой знак активно используется в лингвистике: именительный падеж существительных мужского рода, например, выражен именно нулевым окончанием. Известный лингвист М.В.панов писал: «Семиотика – это область, где действует уравнение 2 – 1 = 0». Исчезновение одного знака приводит к перестройке всей системы. Знаки должны «беречь» друг друга, они нуждаются во взаимной поддержке. Например, в древнерусском языке прилагательные изначально во множественном числе имели род: мужской, женский и средний. В мужском роде нужно было писать новые, красивые, а в женском и среднем – новыя, красивыя. Затем второе окончание отпало, забылось, и во множественном числе категория рода исчезла вообще.

Важнейшим свойством знака является его способность обобщать, так как знаки обычно отражают наиболее существенную сторону предмета. Например, графическое обобщенное изображение ножа и вилки на автотрассе означает, что поблизости есть столовая и здесь можно к ней свернуть. Нет никакой необходимости подробно рисовать супы, блинчики и шашлык, чтобы проезжающий получил информацию о столовой. То же можно сказать об изображении кренделя при входе в булочную (в булочной продаются не только кренделя) или сапога – над обувной мастерской (там чинят не только сапоги).

Обязательное свойство знака – его воспроизводимость. Оно означает, что в акте коммуникации знак не создается впервые, а повторяется, т.е. воспроизводится, уже существуя до того. То или иное явление должно прочно войти в обиход, чтобы стать знаком. Впервые возникнув, знаком оно не является. Мы должны не раз услышать звук сирены скорой помощи (как он воспроизводится), чтобы знать, что она означает. Когда этот звук возник, население должно было обучаться какое-то время значению этого сигнала, после чего он занял прочное знаковое место.

 

Классификация знаков

Существует множество классификаций знаков. Общепризнанной и наиболее полной до сих пор считается классификация, данная основателем семиотики Ч. Пирсом еще во второй половине 19 века. Основание его классификации – взаимоотношение формы знака и его содержания. Это отношение служит основой для выделения трех базовых в семиотике типов знаков

1) иконические (знаки-иконы);

2) индексальные (знаки-индексы);

3) символические (знаки-символы).

Иконические знаки (изобразительные) отличаются тем, что их форма и денотат сходны, похожи друг на друга, т.е. находятся в том или ином отношении аналогии. Действие иконического знака основано на фактическом подобии формы и денотата. В знаках-иконах форма как бы дублирует содержание, по форме знака можно определить его значение; можно сказать, что форма знака берет на себя функцию значения. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например, рисунок какого-то животного подобен самому животному, человек на фотографии похож на реального человека. К иконическим знакам относят картины, рисунки, фотографии, скульптуры, пиктографическое письмо, чертежи, географические карты, звукоподражания и т.д. Ч.Пирс считал именно иконические знаки самыми совершенными, так как, являя собой «непосредственный образ», эти знаки способны накладываться на свой объект. По мнению Ч.Пирса, изучение иконических знаков по своему результату эквивалентно изучению самих объектов, обозначенных такими знаками. С иконическим знаком связан определенный парадокс: иногда мы забываем, что изображение и изображаемое не одно и то же. Например, в черной магии манипуляции с изображением заменяют непосредственное воздействие на человека; телевизионные образы мы воспринимаем не как цифровые сигнала, а как живых людей. Преимущество иконического знака заключается в том, что он вызывает чувственный образ, является понятным, доступным, максимально мотивированным. Недостаток – в том, что иконический знак навязывает нам готовый образ, подавляет воображение.

У индексальных знаков форма и денотат находятся в отношениях смежности, «соприкасаются» друг с другом в пространственном и временном отношениях. Задав вопрос прохожему на перекрестке: «Где находится улица Соборная?» и получив ответ – указательный жест или фразу: «Прямо», мы отлично поймем, куда нужно идти. Понимание достигается благодаря тому, что знак «Прямо» или указательный жест употреблены в такой ситуации, когда слушающий и говорящий видят обозначенное ими пространство, одинаково осознают время и находятся в одном пространстве и времени. Форма знака и денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности. Форма является следствием значения, а значение – причиной формы.

Например, дым является индексальным знаком: он указывает на наличие рядом огня; мимика человека, его позы и жесты говорят о его эмоциональном состоянии, повышенная температура – свидетельство болезни; указательный жест определяет направление и место некоего объекта. К индексам причисляют как естественные, природные знаки, так и искусственные, созданные человеком намеренные знаки. Индексальными являются дорожные знаки, например, знак, представляющий собой две дорожные линии, сужающиеся к концу наподобие бутылки, указывают, что дальше дорога сужается.

«Чистыми» индексами можно считать ситуативные знаки, т.е. знаки, становящиеся таковыми только в данном случае, в данной ситуации (а в других случаях знаками не являющиеся), иногда без целенаправленного желания отправителя. Например, невольные, непреднамеренные знаки своего присутствия оставляют преступники на месте преступления, так называемые улики – оброненный окурок, пуговица, волос, слюна и т.д. Однако чаще ситуативные индексальные знаки являются абсолютно преднамеренными, целенаправленными. Например, горшок с цветком в определенном контексте может превращаться из бытового предмета в индексальный знак: вспомним профессора Плейшнера из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», который не заметил горшок с цветком в окне явочной квартиры (знак провала), и эта невнимательность к знаку стоила Плейшнеру жизни. Такие ситуативные знаки можно назвать «одноразовыми», поскольку имеется разовая договоренность между отправителем и получателем знака использовать именно этот объект как знак. «Я буду с газетой в руке», «Вы меня узнаете по желтой куртке», «У меня длинные светлые волосы» – по таким и подобным признакам незнакомые люди могут узнать друг друга, наделяя знаковыми свойствами различные предметы и детали внешности. Но далее газета остается только газетой, куртка – курткой, а знаком может стать любой другой объект, пригодный для разового индексально-знакового употребления.

Иконические и индексальные знаки объединены тем, что их форма позволяет догадаться о содержании не знакомому с ними адресату. Это свойство делает данные типы знаков очень удобными в использовании.

Символические знакиназывают условными, или конвенциональными. Они потому условны, что их содержание связано с формой как бы по соглашению, договору, негласно заключенными между пользующимися этими знаками. Например, по графической форме «радость» мы не можем определить денотат, и только знание «условия», или «соглашения», что «радость» означает «состояние удовольствия, веселья», позволяет судить о его денотате. Условный знак отличается от других тем, что форма его выражения ни в каком отношении не сходна с его денотатом (формы слов «человек», «письмо», «встреча» и др. ничуть не похожи на человека, письмо, встречу как они есть; флаг и герб страны, будучи символами страны, совсем не похожи на саму страну; нимб над головой святого не похож на качество святости; нотные знаки не похожи на музыку, которую они условно обозначают; значки химических элементов не имеют ничего общего с самими химическими элементами и т. д.). Условный знак отличается тем, что форма его ни в каком отношении не сходна с его значением, никак не мотивирована: никто не знает, почему, например, звуковой комплекс «с-т-о-л», или «t-i-s-c-h», или «t-a-b-l-e» означает именно этот вид мебели, равно как неизвестно почему и другие слова национальных языков, в большинстве своем немотивированные, условно, как бы по негласному договору, означают именно те, а не иные, предметы, явления и прочие реалии.

Помимо классификации Ч.Пирса, существуют и другие типологии знаков. Например, по способу восприятия выделяют следующие виды знаков:

1) зрительные (светофор, дорожные знаки, мимика, жесты, письмо и т.д.);

2) слуховые (гудки, сирены, звонки, музыка, звучащая речь и т.д.);

3) осязательные (жесты-касания, азбука Брайля и т.д.);

4) обонятельные (различные запахи);

5) вкусовые.

В человеческом обществе наиболее распространенными являются зрительные и слуховые знаки, менее популярны знаки осязательные, и совсем редко в качестве средства целенаправленной коммуникации используются обонятельные и вкусовые сигналы. Пример обонятельного знака - бытовой газ, который сам по себе ничем не пахнет. Однако в него специально добавляют одорант этилмеркаптан – вещество, придающее характерный едкий запах, позволяющий предотвратить утечку газа. А вот пример использование вкусовых ощущений в знаковой функции можно найти на Востоке: там существует традиция, согласно которой девушка на выданье кладет в кофе потенциальному жениху сахар или соль и тем самым сигнализирует о положительном либо отрицательном ответе на предложение замужества.

Знаки можно классифицировать по длительности существования:

1) моментальные, исчезающие сразу после использования (звучащие слова, сирены, звонки и др.);

2) длительные, стабильные (письмо, графические изображения, живописные полотна и др.).

По структуре выделяют знаки

1) простые (элементарные, не членящиеся на более мелкие) и

2) сложные (состоящие из нескольких простых)

 



2018-07-06 1677 Обсуждений (0)
Основные свойства знака 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные свойства знака

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1677)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)