Методические указания по теме
Процесс определения всевозможных индексов и факторного анализа сложного явления рассмотрим на примере двух фирм, выпускающих однородный продукт. Исходные данные приведены в табл. 24. В табл. 24 итоговое количество продукта есть сумма его количества по фирмам, а итоговая цена представляет собой среднюю арифметическую взвешенную величину, найденную по формуле (11). Таблица 24. Результаты работы двух фирм по выпуску однородного продукта
Так, для базисного периода она равна = = (100*20+150*22)/(100+150) = 5300/250 = 21,20 руб./ед. Для отчетного периода средняя цена равняется = = (14*15+160*25)/(140+160) = 6100/300 = 20,23 руб./ед. После этого в табл. 25 ведется расчет индивидуальных индексов. Таблица 25. Определение выручки и индивидуальных индексов
Из табл. 25 заключаем, что общая выручка по периодам составляет: = 2000+3300 =5300 тыс. руб.; = 2100+4000 =6100 тыс. руб. Ее абсолютное изменение равно =6100-5300=800 тыс. руб., а общий индекс изменения равняется = 6100/5300 = 1,151. Контроль правильности расчетов по табл. 25 заключается в следующем. 1. Общее изменение выручки должно равняться сумме ее частных изменений: = 100+700 = 800 тыс. руб. 2. Произведение факторных индивидуальных индексов по периодам должно равняться соответствующему индивидуальному индексу выручки: iQ1=1,4*0,75 =1,05; iQ2= 1,067*1,136 = 1,212. 3. Сумма долей количества продукта по периодам должна равняться Затем переходим к расчету простых и агрегатных общих индексов. Простой общий индекс количества продукта - по формуле (111) =(140+160)/(100+150)=300/250=1,2. Агрегатный общий количественный индекс Ласпейреса - по формуле (114) = =6320/5300=1,192. Агрегатный общий ценовый индекс Пааше - по формуле (116) = =6100/6320=0,965. Контрольпо формуле IQ = = 1,192*0,965 = 1,151. Агрегатный общий ценовый индекс Ласпейреса - по формуле (115) = =5250/5300=0,9905. Агрегатный общий количественный индекс Пааше — по формуле (117) =6100/5250=1,162. Контрольпо формуле IQ = = 0,9905*1,162 =1,151. Средняя геометрическая величина из индексов Ласпейреса и Пааше (по методике Фишера) по формулам (119) и (120) = =1,1769 = =0,9777 Общий индекс выручки как средний из ее индивидуальных индексов: — с использованием только базисной выручки — по формуле (121) IQ= =1,151. — с использованием только отчетной выручки — по формуле (122) IQ= =1,151. Индекс структурных сдвигов — по формуле = = =21,07/21,2=0,994. Контроль по формуле = = 1,2*0,994*0,965 = 1,151. Индекс переменного состава — по формуле (137) = = =20,33/21,2=0,959. Контрольпо формуле = = 1,2*0,959=1,151. Далее выполняется факторный анализ общей выручки. Так ее изменение за счет изменения общего количества продукта определится по формуле (128) = (1,2-1)*5300 = 1060 тыс. руб. Изменение общей выручки за счет структурных сдвигов в количестве продукта находится по формуле (129) = 1,2*(0,994-1)*5300 = -40 тыс. руб. Изменение общей выручки за счет изменения отпускных цен - по формуле (130) =1,2*0,994*(0,965-1)*5300 = -220 тыс. руб. Контроль по формуле (131): = 1060-40-220 = 800 тыс. руб. Результаты факторного анализа общей выручки заносятся в табл. 26. Наконец, ведется факторный анализ изменения частной выручки по формулам (133) – (135). Так у первой фирмы изменение выручки за счет изменения общего количества продукта равно =(1,2-1)*2000 = 400 тыс. руб. Аналогично у второй фирмы = (1,2-1)*3300 = 660 тыс. руб. Контроль: =400+660=1060 тыс.руб. У первой фирмы изменение выручки за счет структурных сдвигов в количестве продукта равно =1,2*(1,167-1)*2000 = 400 тыс. руб. Аналогично у второй фирмы =1,2*(0,889-1)*3300 = -440 тыс. руб. Контроль: =400-440= -40 тыс.руб. У первой фирмы изменение выручки за счет изменения отпускной цены равно =1,2*1,167*(0,75-1)*2000 = -700 тыс. руб. Аналогично у второй фирмы =1,2*0,889*(1,136-1)*3300 = 480 тыс. руб. Контроль: = -700+480= -220 тыс.руб. Результаты факторного анализа частной выручки также заносятся в табл. табл. 23, в которой все числа оказались взаимно согласованными. Таблица 26. Результаты факторного анализа сложного явления
Таблица. 23 свидетельствует о правильности проведенного факторного анализа, поскольку в ней факторные изменения выручки, как по столбцам, так и по строкам в сумме равняются ее изменениям по отдельным факторам, фирмам и в целом. Контрольные задания Имеются данные (табл. 27) о продажах минимаркетом 3-х видов однородных товаров (A, B и C). Таблица 27. Варианты выполнения контрольного задания
Рассчитать всевозможные индексы, выполнить факторный анализ выручки от продажи товаров. По итогам расчетов сделать аргументированные выводы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |