Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961).



2018-07-06 573 Обсуждений (0)
Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961). 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 4: «Понятие внутриличностного конфликта»

ПЛАН

4.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

4.2. Основные виды внутриличностных конфликтов.

4.3. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

4.4. Последствия внутриличностных конфликтов.

Американский психолог Чарльз Ликсон в работе «Конфликт : семь шагов к миру» писал, что «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Исходя из этого, можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. Личность постоянно воспроизводит и разрешает конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.

Часто в практической деятельности люди сталкиваются с возникновением переживаний, причиной которых является столкновение различных личностных образований в форме мотивов, целей, интересов, взглядов. Эти переживания могут привести к конфликту. Для обозначения таких конфликтов используются понятия личностного, внтуриличностного, внутреннего, итрасубъектного, психологического конфликта.

Сущность личностного конфликта представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Описание и изучение таких конфликтов обнаруживает большое разнообразие.

Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

В зарубежной и отечественной науке сложилось различные подходы к пониманию внутриличностного конфликта. Остановимся на некоторых из них.

Проблема внутриличностного конфликта в теории З. Фрейда (1856 – 1939).

Фрейд считал, что человек конфликтен по своей природе. Причиной этого является непрекращающаяся борьба двух- противоположных инстинктов, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются эрос(сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения); и танатос(инстинкт смерти, агрессии, разрушения). По Фрейду, структура личности объединяет три инстанции:

а) «Оно» (Ид) – первичная иррациональная инстанция, подчиненная принципу удовольствия. Проявляется в неосознанных желаниях и влечениях;

б) «Я» (Эго) – разумная инстанция, подчиненная принципу реальности. иррациональные импульсы «Оно» «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности;

в) «Сверх-Я» (Супер-Эго) – цензурная инстанция, также основанная на принципе реальности. Она символизирует социальные нормы и ценности. Которые общество предъявляет к личности.

По Фрейду, в структурном отношении, внутриличностный конфликт развертывается между инстанциями «Оно» и «Сверх-Я». Основным механизмом защиты от внутриличностных конфликтов признается сублимация, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870 – 1937).

По Адлеру формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни. В этот период человек испытывает на себе действие неблагоприятных факторов, которые могут породить у негокомплекс неполноценности, то есть ведущий к невротическим отклонениям психологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Стремясь самоутвердиться (социализироваться) среди других, индивид пытается преодолеть (путем компенсации) неполноценность стимуляцией творческих возможностей и таким образом иногда достигает исключительных результатов (сверхкомпенсация). Адлер раскрыл два способа разрешения внутриличностных конфликтов на основе компенсации комплекса неполноценности. Во-первых, путем развития «социального чувства» (т.е. поиском интересной работы, благоприятных межличностных отношений). Во-вторых, путем стимуляции собственных способностей, достижения превосходства над другими. При этом он различал три формы стимуляции:

адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов;

сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженных эгоистический характер;

мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами, или другими факторами, не зависящими от личности.

Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961).

По Юнгу, типология личности осуществляется по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая их этих функций может проявляться в двух направлениях: экстраверсии (направленности на мир внешних объектов) и интраверси (направленности на явления собственного субъективного мира). Исходя из этого, он выделил восемь типов личности(мыслитель–экстраверт; мыслитель–интроверт; ощущающий–экстраверт; ощущающий–интроверт; эмоциональный–экстраверт; эмоциональный–интроверт; интуитивный–экстраверт; интуитивный–интроверт).

Поскольку именно направленность определяет личностную установку, а значит и проявляется во внутриличностном конфликте, постольку сделан вывод о том, что экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

Экстраверт – это такой тип личности, паттерны поведения которого направляются на окружающих людей, активное взаимодействие с ними.Интроверт – это тип личности, действия которой направлены вовнутрь, то есть на себя. Амбиверт – это личность, соединившая в себе все качества экстраверта и интроверта.



2018-07-06 573 Обсуждений (0)
Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)