Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980).



2018-07-06 904 Обсуждений (0)
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980). 0.00 из 5.00 0 оценок




Данная концепция основана на двуединой природе самого человека, которая проявляется в егоэкзистенциальных (лишенных смысла) проблемах, например в проблеме жизни и смерти, проблеме потенциальных возможностей человека и ограниченных условий их реализации.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994).

Центральной идеей этой теории является положение о том, что на каждой стадии психосоциального развития личность переживает свой кризис. При этом может происходить как благоприятное, так и неблагоприятное разрешение кризиса. В случае благоприятного разрешения обеспечивается позитивное развитие личности и ее переход на следующую стадию с хорошими предпосылками для его преодоления. В случае неблагоприятного разрешения нерешенные проблемы переходят на вторую стадию, что вызывает у личности внутренние переживания. Стадии приведены в таблице 1.

Таблица 1. Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)[1]

 

Стадия Возраст Содержание кризиса Благоприятное разрешение
0-1 год Доверие – недоверие Доверие  
1-3 года Автономия – стыд (сомнение) Автономия  
3-6 лет Инициатива – чувство вины Инициатива  
6-12 лет Трудолюбие – чувство неполноценности Трудолюбие  
12-19 лет Я – идентичность – смешение ролей Я - идентичность  
20-25 лет Близость – изоляция Близость  
26-64 года Порождение (творчество) – застой Творчество  
65 лет - смерть Интеграция - отчаяние Интеграция  
           

 

Концепция мотивационных конфликтов по Курту Левину (1890-1947).

К. Левин предпринял попытку вывести внутриличностные конфликты не из внутренних процессов самой психики индивида, а из анализа проблем, возникающих в жизни индивида. Предметом его исследований стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Он обозначил привлекательную альтернативу (выбор), как приближение, а непривлекательную альтернативу, как избегание. В соответствии с таким подходом оказалось возможным выделить три типа внутриличностных конфликтов (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Типология внутриличностных конфликтов (по К. Левину)[2]

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение – приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание – избегание) Выбор между двумя в равной степени непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение – избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствует привлекательная и непривлекательная сторона Примирение

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Когнитивный диссонанс – это несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти благоприятный выход из возникшего состояния. В соответствии с этой теорией люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния психологического дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), противоречащих друг другу. Ситуация когнитивного диссонанса может привести к внутриличностному конфликту.

Теория потребностей Абрахима Маслоу (1908-1970)исходит из объяснения поведения и развития личности на основе ее потребностей. Таких потребностей выделено 15, например, физические, самосохранения, любви, уважения и др. Важнейшей потребностью признается потребность в самоактуализации, а сущность внутриличностного конфликта видит как нереализованную потребность в самоактуализации

Напомним

Самоактуализация –это желание человека стать всем, чем возможно, стремление личности к возможно более полному выявлению и развитию своих индивидуальных возможностей. Она проявляется в самосовершенствовании и в реализации своего потенциала. Потребности личности могут быть противоположно направлены. В этом случае они могут привести к возникновению внутриличностного конфликта.

Более детально подходы к пониманию внутриличностного кнфликта представлены в учебнике Анцупов А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Эксмо, 2009. – С. 269-272.-Режим доступа : http://sob-rgsu.narod.ru/files/Antsupov_Shipilov_Some_Konfliktologiya.htm

 

Итак, внутриличностный конфликт это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т. е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно сказать иначе: внутриличност ный конфликт это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Исходя из определения внутриличностного конфликта, можно определить его предмет решение, которое должна принять личность в конкретной жизненной ситуации.

Учеными выделены следующие обобщенные характеристики внутриличностного конфликта:

появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

его сторонами выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими (в противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ большее, а наказанию предпочитает награду);

сопровождается негативными эмоциями;

его основу составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Таким образом, в науке сложились различные подходы к раскрытию сущности внутриличностного конфликта. Как правило, он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы.

В широком смысле внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать уточненную характеристику внутриличностного конфликта,как состояния более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности (В.С. Мерлин, 1970).

Bольф Саломонович Мерлин ( советский психолог, доктор педагогических наук, 22.01.1898-06.04.1982 )

Изучение основных концепций внутриличностных конфликтов, которые рассматривают его исходя из понимания личности в рамках определенной парадигмы, внутриличностный конфликт представляет собой острое, негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира , отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Все выше сказанное дает возможность перейти к дальнейшему рассмотрению данного понятия и классификации конфликтов.

 

2. Основные виды внутриличностных конфликтов.

По мнению ряда исследователей, в конфликтологии не существует совершенно четкой классификации внутриличностных конфликтов.

Внутриличностные конфликты могут быть классифицированы по различным основаниям (признакам). В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать конфликты в мотивационной, когнитивной и деятельностной (ролевой) сферах.

1.1. Мотивационные конфликты проявляются в одновременном воздействии на индивида противоположно направленных побудителей деятельности, имеющих равную величину. Это конфликт между понятиями «хочу одно …» и «хочу другое …»

1.2. Когнитивные конфликты основаны на столкновение несовместимых представлений. Конфликты такого рода могут быть разрешены через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Этот конфликт может выражаться между понятиями «могу одно…» и «могу другое…»

1.3. Ролевые конфликты выражаются в возникновении противоречий между различными ролевыми позициями личности. Ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Среди ролевый конфликтов различают две разновидности:

внутриролевые, характеризующиеся противоречиями, возникающими между требованиями роли и возможностями личности (например, занимать должность, предполагающую необходимость быстро принимать решения, что несвойственно данной личности);

межролевые, когда разные ролевые позиции личности оказываются несовместимыми (например, роль руководителя предписывает выполнение контрольных и дисциплинарных функций, что несовместимо с сохранением дружеских отношений).

Эти конфликты между понятиями «надо одно …» и «надо другое …»

В основе другой классификации лежит дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт. Внутренний мир человека включает в себя следующие структуры: мотивы («хочу» -потребности, интересы, желания), ценности («надо»), самооценку («могу»).

Конфликтное взаимодействие может возникать как внутри этих структур, так и между структурами. Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:

1) Морально-нравственный конфликт (конфликт между «хочу» и «надо») возникает при столкновении долга и желания, моральныхпринципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований.

2) Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (конфликт между «хочу» и «могу») возникает приналичии противоречий между желаниями и действительностью, котораяблокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как другие и невозможностью осуществления). Конфликты нереализованного желания имеют фрустрационную основу. (Фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.)

3) Адаптационный конфликт (конфликт между «надо» и «могу») возникает вследствие нарушения равновесия между человеком и окружающей средой или нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации.

4) Мотивационный конфликт (конфликт между «хочу» и «хочу») возникает при столкновении мотивов, бессознательных стремлений (уже рассматривался нами ранее).

5) Ролевой конфликт (конфликт между «надо» и «надо») возникает либо при столкновении различных ролей, либо при столкновении ролевых требований с личностными образованиями (уже рассматривался нами ранее).

6) Конфликт неадекватной самооценки (конфликт между «могу» и «могу») возникает при расхождении между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний).

Уровень притязаний отражает внутриличностый конфликт между двумя тенденциями: стремлением к успеху и избеганием неудачи. Каждый конкретный результат ситуативен, но отношение личности к нему не ситуативно. Формируется общая оценка достигнутого. Снизив уровень притязаний после неудачи, человек получает возможность реалистично посмотреть и на свою идеальную цель. Стремиться к ней следует через реальную работу. Тогда любое продвижение, любой успех будут укреплять то, что называется потребностью достижения. А.С. Пушкину принадлежат слова: «Несчастья -хорошая школа, но счастье - лучший университет». Конфликт между наличным и потребным в каждом случае выступает как источник формирования у личности уровня притязаний. А тот в свою очередь связан с самооценкой личности. Неспособность «Я» к самоусовершенствованию мучительна, поэтому в такой ситуации включается действие защитных механизмов. Но реальные успехи от этого не увеличиваются. Как гласит мудрость: «Желающий сделать ищет возможности, а нежелающий –объяснение».

2.1. Нравственные конфликты, которые являются разновидностью мотивационных и реализуются в виде противоречий между различными нравственными позициями личности. Это конфликты между понятиями «хочу» и «надо»;

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Основные показатели проявления внутриличностного конфликта, которые, по мнению Анатолия Яковлевича Анцупова и Анатолия Ивановича Шипилова, существуют в различных сферах внутреннего мира человека:

когнитивная сфера— снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми личность раньше руководствовалась;

эмоциональная сфера— психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

поведенческая сфера— снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

интегральные показатели — ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

Обобщенные результаты психологической практики позволяют сказать, что наиболее часто встречаются следующие формы проявления внутриличностного конфликта:

неврастения— повышенная раздражительность; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли. Неврастения представляет собой один из видов невроза, т.е. нервно-психического расстройства, возникающего на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта. Неврастения возникает как следствие длительно действующих психотравмирующих факторов.

эйфория— показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы». Эйфория сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

регрессия— обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности. Представляет собой один из механизмов психологической защиты, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Регрессия поведения характеризует инфантильную и невротическую личность;

проекция— приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная. Иногда такое состояние называют защитной или классической проекцией, подчеркивая ее связь с психологической защитой;

номадизм— частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров; частые разрывы отношений с друзьями; изменение привычек, увлечений, обстановки;

рационализм— самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых. Он основан на сокрытии от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий путем формулирования более или менее приемлемых для данной личности объяснений собственного поведения. Рационализм объясняется желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение личности.

Таким образом, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Он всегда — результат воздействия на личность окружающей социальной среды.

Переходим к изучению способов разрешения внутриличностных конфликтов.

 



2018-07-06 904 Обсуждений (0)
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)