Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ



2018-07-06 856 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

(Конфуций)

ПЛАН:

 

1. Сущность и содержание межличностного конфликта.

2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение.

3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения.

4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

 

1. Сущность и содержание межличностного конфликта

Межличностный конфликт – это столкновение в процессе общения и взаимодействия двух людей. Такие столкновения могут происходить как по горизонтали, так и по вертикали в различных сферах и областях жизнедеятельности человека, как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное, особенно психологическое, восприятие партнера по общению.

Понятие межличностного конфликта в сознании отдельных людей и нашего общества очень часто связано с понятиями ссоры, скандала, вражды, войны, отсюда и пути разрешения конфликтных ситуаций обычно ищут с точки зрения «прав или ты, или я» и «прав тот, кто сильнее», т.е. насильственными методами. Таким образом, межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. По мнению Б.Ф. Ломова, «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел».

Как показывает практика, основные типы межличностных конфликтов разыгрываются в следующих сферах жизнедеятельности человека: трудовая деятельность, семья, учеба, общество. Поскольку в основе межличностного конфликта, как правило, лежат индивидуально-психологические характеристики человека, то наиболее существенными сферами внутренней структуры личности, оказывающими наибольшее влияние на процесс возникновения конфликта являются мотивационная, когнитивная и ценностная структура сознания человека.

Межличностные конфликты возникают в процессе общения. При этом каждый из участников общения может принадлежать к одному из видов человека: мужчина, женщина, ребенок. В зависимости от того, какую роль выполняет в процессе взаимодействия тот или иной субъект, в ходе общения могут возникать конфликты.

Наиболее распространенной в конфликтологии считается схема общения и взаимодействия двух субъектов в виде транзакционного анализа, которую предложил американский психотерапевт Э. Берн.Эта схема наиболее полно раскрывает процесс общения, результатом которого может быть, а может и не быть межличностный конфликт. Согласно теории Э. Берна, в основании взаимодействия людей лежит представление о сознании человека как сублимации трех состояний «Я»: Взрослый; Родитель; Ребенок:

Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания;

Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует;

Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребёнка и в зависимости от этого состояния ведётся разговор, определяются позиции и статус собеседника. При этом позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо».

Все эти три состояния личности формируются в процессе общения, и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения — это обмен одной транзакцией, он происходит по следующей схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, т.е. почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта — пересекающиеся трансакции. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция (ВзрослыйВзрослый). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.

В межличностном конфликте независимо от его вида существуют как минимум два участника или две конфликтующие стороны и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходят инциденты и развиваются их последствия. Практика показывает, что латентный период межличностного конфликта в 6–8 раз продолжительнее его активного проявления. Время на «остывание» до обычного состояния участников конфликта в 12–16 раз превышает собственно время конфликта. Реально конфликт занимает в 20 раз больше времени, чем его внешнее проявление.

Классификация межличностных конфликтов обширна и многообразна. Их можно охарактеризовать исходя из: предмета спора, столкновения; состава участников; места, где он происходит; методов его улаживания и т.д.

Межличностные конфликты, указывает А. Шестерина, имеют свои отличительные особенности:

1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву, можно и на расстоянии, например, при общении по техническим видам связи).

2. В ходе конфликта проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это своего рода проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей как своих, так и оппонента.

4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Причины межличностных конфликтов многообразны и делятся на объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания людей, и субъективные, зависящие от человека. В основе причин межличностных конфликтов лежит несовместимость или противоположность интересов, потребностей, целей, ценностей, установок, восприятий, оценок, мнений т.д. Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, дефицит товаров может стать причиной межличностного конфликта в очереди в магазине. Субъективные факторы в межличностном конфликте формируются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Проанализировав основные субъективные причины межличностных конфликтов, ученые пришли к выводу, что существуют наиболее существенные из них, которые становятся своеобразным катализатором возникновения и дальнейшего обострения межличностного конфликта: принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков; подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело; нарушение персонального физического пространства в ходе общения; попытка обсуждения вопроса при негативных эмоциональных состояниях партнера; придирки и угрозы; проявление недоверия или личной антипатии к партнеру; перебивание собеседника при высказывании им своего мнения и др.

О. Крегер и Дж. Тьюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия, и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта. «Мы считаем, что любая модель разрешения конфликтов, не учитывающая межличностные различия, обречена на провал». Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем. Индивидуальные личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики называются конфликтностью личности – это ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Психологи выделяют следующие типы конфликтных личностей, которые наиболее часто становятся субъектами в межличностных конфликтах: «демонстративные», «неуправляемые», «сверхточные», «ригидные», «рационалисты», «безвольные».

Раскроем их основные характеристики (по Р. Немову).

Демонстративные характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

Неуправляемые отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.

Сверхточные – добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких — большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

Ригидные («ригидный» – негибкий, непластичный) отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов».

Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

Рационалисты – расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

Безвольные. Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа людей состоит в том, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина».

В природе также существуют и так называемые «трудные» люди, общение с которыми тоже чревато возникновением межличностных конфликтов.Дж. Г. Скотт в книге «Способы разрешения конфликтов» приводит классификацию трудных людей: агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, носами обычно ничего не делают для решения проблемы; молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно; сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом; вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится; всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство; нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента; невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом; ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

Особое влияние на процесс возникновения межличностного конфликта оказывают межличностная совместимость и межличностная несовместимость. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности.

Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуальнопсихологических характеристик субъектов взаимодействия.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

Таким образом, межличностный конфликт является самым распространенным социальным конфликтом. Он охватывает практически все сферы человеческих отношений. При этом следует помнить, что любой конфликт в конечном счете, так или иначе, сводится к межличностному.

 



2018-07-06 856 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)