Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Клавирная музыка барокко



2018-07-06 2028 Обсуждений (0)
Клавирная музыка барокко 5.00 из 5.00 3 оценки




АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ: КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

ЭПОХА БАРОККО В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

реферат по дисциплине «Теория музыкального содержания»

направление : 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»

профиль «Фортепиано»

 

   
     

 

 

Смоленск 2017г.

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ: КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

ББК________________ УДК_________________

ЭПОХА БАРОККО В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

реферат по дисциплине «Теория музыкального содержания»

 

 

    Исполнитель: АХМЕДОВА ГЮЛЬМАЯ ШАМИЛЬ КЫЗЫ_________, (подпись) обучающаяся группы1-14 (№ группы) очно – заочной (вечерней) формы обучения
Защищен с оценкой_________ «___»__________ 20__г.   Научный руководитель: ГАРИБОВА Е.В., Доцент__________    

 

 

Смоленск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________4

ГЛАВАI. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БАРОККО В музыкальном искусстве

1.1. Клавирная музыка барокко__________________________________6

1.2.Черты клавирного стиля И.С. Баха____________________________8

ГЛАВА II. ЖАНР КЛАВИРНОЙ СЮИТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. БАХА

2.1. Композиция и содержание Французских сюит И.С.Баха, особенности авторской стилистики__________________________________________10

2.3 Исполнительский анализ «Французской сюиты№2 c-moll»______13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Интерес к теме исследования инициирован личной исполнительской практикой автора – студентки профиля «Фортепиано» направления «Музыкально-инструментальное искусство» программы бакалаврита высшего учебного заведении искусств. Актуальность исследования художественного содержания произведений исполняемой программы обусловлена желанием тщательно продумать план исполнительской интерпретации, аутентично воспроизвести исполняемое произведение во время публичного выступления.

Степень научной разработанности.Исследованию творчества И.С. Баха посвящено множество трудов, монументальные работы выдающихся ученых, начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего времени. Многое в этом направлении было сделано уже к началу XIX века первым биографом композитора Иоганном Николаусом Форкелем. О тайнописи в музыкальном искусстве в различных ее аспектах упоминают: Р.Берченко, Е.Вязкова, Э.Динисов, С.Мальцев, В.Носина, Г.Орлов, Э.Самс, Ф.Сюдр, В.Холопова, А.Шеринг, Ф.Бергер, Г.Дентлер [8, 34с.].

К творчеству И.С. Баха неоднократно обращались и великие пианисты-педагоги XX века: Г.Гульд, Г.Нейгауз, Т.Николаева, М. Юдина, C. Фейнберг, С. Рихтер и другие.

Цель исследования:ознакомление с особенностями клавирного творчества И.С. Баха и проведение исполнительского анализа «Французской сюиты №2 c-moll».

Обьект исследования:Клавирное творчество И.С.Баха.

Предмет исследования:«Французская сюита №2 c-moll» И. С. Баха.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать особенности клавирной музыки эпохи барокко.

2.Выявить черты клавирного стиля И.С. Баха.

3.Исследовать особенности композиции и содержания Французских сюит И.С.Баха, особенности авторской стилистики.

4. Провести исполнительский анализ «Французской сюиты №2 c-moll».

Методы исследования:в работе использованы методы анализа научной и методической литературы, синтеза, цитирования; а также теоретический и эмпирический методы.

Практическая значимость работы.Данная работа проделана студентом высшего учебного заведения искусств. Методы исследования и полученные выводы могут заинтересовать обучающихся учебных музыкальных заведений. Материал, изложенный в работе, поможет обозначить главную роль, в котором занимает И.С. Бах в фортепианной клавирной музыке.

Композиционные особенности работы. Данная работа состоит из следующих разделов: содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматривается характеристика эпохи барокко в музыкальном искусстве. Во второй главе раскрывает жанр клавирной сюиты в творчестве И.С. Баха и проводится анализ «Французской сюиты №2 c-moll»

 


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БАРОККО В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.БАХА

Клавирная музыка барокко

В творчестве И.С.Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку.

Продолжая многовековую традицию, великий немецкий композитор использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу – это было, несомненно, веянием новой эпохи.

Творчество великого полифониста, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов клависинистов XVI – начала XVIII в., таких как Уильям Бёрд, Джон Булл, Франсуа Куперен, Жан-Филип Рамо, Луи Дакен, Алессандро и Доменико Скарлатти, Джироламо Фрескобальди и других[3,46с.].В своей музыке композитор опирался на всё то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Слово "барокко" пришло из португальского языка и означает "жемчужина неправильной формы", с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. Какими бы ни были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом распространения западноевропейской цивилизации [13, 22с.].

Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть неестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.

Иоганн Себастьян Бах, величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Его подход к музыке открыл безграничные возможности создания произведений. Бах любил импровизировать за клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и легкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Француз­ские и Английские сюитыстали подлинным украшением кон­цертных программ.

Музыкальный язык барокко Эпоха барокко внесла свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие. В частности, популярность гомофонии связана и с тем, что церковь предъявляла особые требования к написанию духовных композиций: все слова должны быть разборчивы. Так вокал выходил на первый план, обрастая к тому же многочисленными музыкальными украшениями. Барочная склонность к вычурности проявилась и здесь. Богатой на украшения была и инструментальная музыка. В связи с этим распространена была импровизация: открытый эрой барокко остинатный (то есть повторяющийся, неизменный) бас давал простор для фантазии на заданный гармонический ряд. В вокальной же музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии. В то же время процветала и полифония, но уже совсем в другом русле. Полифония барокко – это полифония свободного стиля, развитие контрапункта. Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор. Поскольку музыка эпохи барокко служила выражению страстей человеческих, цели композиции пересматривались. Теперь каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть с определённым состоянием души.

Теория аффектов не нова, она восходит истоками к античности. Но в эру барокко она получила широкое распространение. Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций.

Так, совершенный аффект радости и веселья выражался использованием в письме терций, кварт и квинт, беглого темпа и трёхдольного размера. Напротив, аффект печали достигался включением диссонансов, хроматики и медленного темпа. Существовала даже аффектная характеристика тональностей, в которой суровый ми-бемоль мажор на пару со сварливым ми-мажором противостоял жалобному ля-минору и нежному соль-мажору.

Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи. Даже сейчас слышны отголоски барокко в жанрах оперы и концерта, популярных по сей день. Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации.

 

1.2Черты клавирного стиля И.С. Баха

Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Клавирное творчество И.С.Баха включает в себя: сюиты, инвенции, концерты, 2 тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение» (11 пьес для клавира и соната для трех различных инструментов), «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата». «Искусство фуги» (14 фуг и 4 канона на одну тему, хроматическая фантазия и фуга) и др. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников[16, 13с.].

В кётенский период, кроме Английских и Французских клавирных сюит, Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. Бах создал новый жанр – клавирный концерт (создателем сольного инструментального концерта является Антонио Вивальди). В предпосылке к появлению сольного концерта появились в 5 Бранденбургском концерте. Несмотря на то, что в нем, кроме камерного оркестра солируют три инструмента (скрипка, флейта, фортепиано), но именно фортепиано принадлежит ведущая роль. Клавир был творческой лабораторией Баха.

Клавирная музыка ко времени обращения к ней Баха прошла большой путь развития: уже существовало множество типов инструментов – клавикорды, клавесины, чембало, спинеты и т.д. Были разработаны такие жанры как сюита, вариации, симфонии, инвенции и др. Для клавиров писали программные миниатюры для скромного домашнего музицирования. Бах много работал над усовершенствованием клавира (в доме у него имелось 10 клавиров), стремился преодолеть ударность, отрывистость его звучания, внедрить в музыкальную музыку вокальную пластику и темперированный строй, открывающий перед композитором безграничные возможности. Он изобрел новые виды клавира и клавесин, на котором можно было играть лютневые произведения; написал несколько сборников педагогических пьес, изобрел новую технику игры пятью пальцами, а не четырьмя, что позволило играть связно (а рояль был изобретен в 1709 году Бартоломео Христофори).

Самое главное то, что Бах ввел в клавирную музыку, новое лирико- философское содержание, новый круг образов, гораздо более глубоких и драматичных, чем существовало в его время не только в клавирных произведениях, но даже в операх.



2018-07-06 2028 Обсуждений (0)
Клавирная музыка барокко 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Клавирная музыка барокко

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2028)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)