Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет под редакцией академика РАО М. М. Безруких
Позволяет оценить не отдельные психологические предпосылки, а сделать комплексную интегрированную оценку готовности ребенка к школьному обучению. Комплексная диагностика включает оценку: § социального развития § личностного развития § эмоционального развития § творческого развития § когнитивного развития § состояния здоровья, физического и двигательного развития В предлагаемом варианте диагностического обследования используются два методических подхода: 1. Анкетирование, включающее: • предварительную беседу с родителями (цель, задачи, объяснение правил заполнения анкет); • проведение анкетирования; • первичный анализ анкет; • углубленный анализ анкет (методом экспертных оценок); • определение задач углубленного обследования. 2. Углубленное обследование, включающее использование деятельностных методик, позволяющих в процессе выполнения заданий, адекватных возрасту детей (5-6 лет), оценить сформированность различных сфер развития ребенка и выявить дезадаптационные риски. На первом этапе рекомендуется предварительная беседа с родителями и заполнение анкеты № 1 «Расскажите о своем ребенке». Данные анкеты № 1 необходимы учителю для организации эффективного взаимодействия с родителями в процессе диагностики. Анкета № 2 «Развитие ребенка перед школой» дается родителям для заполнения после предварительной беседы и объяснения методики ответов на вопросы. К анкете прилагаются рекомендации для родителей по заполнению анкеты № 2. По результатам анкетирования (анкета № 2) и обследования заполняется форма заключения и на основании полученных данных делается вывод о готовности ребенка к обучению в школе. Обследование может проводиться после окончания цикла занятий. Углубленное обследование (второй этап) необходимо проводить после анализа анкет и выделения факторов риска школьной дезадаптации, которое проводится в два этапа по 30 минут. Рекомендуется при первой встрече с ребенком провести обследование творческого, эмоционального и речевого развития и мышления (общего развития). Во вторую встречу - исследовать уровень развития внимания и памяти, мелкой моторики и графических навыков, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации, а также физического и моторного развития Для подготовки заключения необходимы данные о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях и данные об определении ведущей руки. Полученные данные заносятся в карту развития ребенка, представленную разделами (социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное развитие и т.д.), что позволяет провести количественно-качественный анализ полученных данных. Ниже мы кратко рассмотрим основные направления обследования, стимульный материал к которому предложен в приложении № 4. 1.Диагностика уровня социального развития Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка в школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная эту особенность ребенка, учтет ее, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день. Оценка уровня сформированности социального развития проводится на основании анкетирования (Анкета заполняется родителями). Определение уровня социального развития в ходе краткого обследования педагогом затруднено, так как необходимо провести наблюдение и анализ степени общения и развития социальных умений в общении со сверстниками и взрослыми. Степень общения и развития социальных умений можно определить, использую любую игру по правилам, в которой принимают участие несколько сверстников или взрослых (лото, развивающие игры, «монополия» и т.п.). Во время игры можно увидеть: • легко ли ребенок устанавливает контакты; • считается ли с другими (взрослыми и детьми) как партнерами; • следует ли правилам, умеет ли играть по правилам; • умеет ли управлять своим поведением (не бросает игру при неудаче, не требует от взрослых уступок и т.п.). Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока «Социальное развитие», нужно использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения. Например, в блоке «Социальное развитие» первая графа «Легко вступает в контакт, хорошо общается со сверстниками»: может оцениваться следующим образом: 3 балла - если такое поведение преобладает; 2 балла - если иногда возникают затруднения; 1 балл - любое общение со сверстниками затруднено. При использовании этого варианта количественной оценки максимальный балл по этому блоку составляет 15 баллов, минимальный - 5 баллов. Социальное развитие ребенка можно считать сформированным, если общая сумма баллов по этому блоку не менее 6 баллов. В том случае если сумма баллов от 6 до 10, следует уделить особое внимание развитию коммуникативных навыков ребенка, целенаправленно формировать навыки социальной адаптации ребенка в совместной деятельности со сверстниками. 2. Диагностика уровня личностного развития Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающим отношением родителей. Личностное развитие - это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками (одноклассниками) и взрослыми (учителем) - залог успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе -ученика. Оценку личностного развития ребенка, так же как и оценку его социального развития, невозможно провести в ходе краткосрочной беседы. Наблюдение родителей, их ответы на вопросы (можно использовать и ответы на эти же вопросы воспитателя, работавшего с ребенком) будут более объективными. Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока «Личностное развитие», нужно использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения. Например, в блоке «Личностное развитие» в первой графа «Способность заниматься, учиться, а не только играть, может выполнять задание самостоятельно, а не только в присутствии взрослого» в 3 балла оценивается способность ребенка при помощи взрослых разобраться в условиях задания (сложить пазл, построить из него фигуру по образцу, срисовать геометрическую фигуру и т.п.) и самостоятельно выполнить его. В 2 балла оценивается способность ребенка выполнить какое-либо задание при подсказке и помощи взрослых. В 1 балл оценивается неспособность ребенка выполнить какое-либо задание даже с помощью взрослого. Максимальный балл - 15, минимальный - 5 балл. В том случае, если ребенок получил от 11 до 15 баллов можно высоко оценить уровень его личностного развития, при оценке в 6-10 баллов можно прогнозировать школьные трудности и снижение учебной мотивации. При оценке до 6 баллов обучение в школе возможно только при индивидуальном подходе к ребенку, специальной тактике обучения, повышении мотивации, познавательного интереса. 3. Диагностика уровня эмоционального развития Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и дифференцированной ролью эмоций в формировании познавательных процессов, организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные эмоции, в основном характерные для ребенка, оказывают активирующее влияние на функции мозга. Они облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на развитие познавательной деятельности. Сдвиги в эмоциональной сфере: доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного развития, ухудшают адаптацию к факторам внешней среды. Для детей с преобладанием отрицательных эмоций при изменении социальной среды характерно неблагополучное течение адаптационного процесса, сопровождающееся срывами гомеостатических и защитных механизмов, снижением иммунитета, ухудшением здоровья. Диагностика эмоционального профиля ребенка и выявление отклонений в эмоциональной сфере необходимы перед поступлением ребенка в школу для своевременной коррекции и предотвращения возможных стрессов и срывов в поведении и здоровье. При обследовании эмоционального статуса ребенка используется два этапа анализа: Первый этап оценки эмоционального статуса - ответы родителей на вопросы анкеты, блок «Эмоциональное развитие». При ответах на вопросы анкеты родители используют балльную систему: 3 балла - полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями; 2 балла - неполное соответствие с указанными утверждениями и не всегда проявляющееся качество или поведение; 1 балл - несоответствие данному утверждению. Объясняя родителям правила оценки при ответах на вопросы, можно дать конкретные примеры. Например, графа 1, блок «эмоциональное развитие» - «Обычно спокоен, уравновешен, доброжелателен, готов к общению»: 3 балла ставиться, если повседневное поведение ребенка в разных ситуациях соответствует этой характеристике; 2 балла - если ребенок не всегда уравновешен, изредка наблюдается резкая смена настроения; 1 балл - если ребенок часто находится в подавленном настроении, проявляет агрессию, наблюдаются неадекватные реакции. Второй этап - углубленное (деятельностное) обследование, для которого необходимы: • карточка со схематическими лицами, выражающими разные эмоции (рис. 1, прил.4); • карточки с вариантами незаконченных предложений (рис. 2, прил.4); • карточка с разными эмоциональными ситуациями (рис. 3, прил.4); • карточка с заданием «Мимика» (рис. 4, прил.4) • три сюжетные картинки («Бабушка и котенок», рис. 5, прил.4); При оценке результатов деятельности ребенка в ходе углубленного обследования педагог использует балльную систему. 3 балла - задание не вызывает трудности, выполняется самостоятельно, ответы адекватны ситуации; 2 балла — выполнение задания затруднено, есть неточности или требуется помощь (разъяснения и наводящие вопросы); 1 балл - неспособность выполнить задание даже с помощью. Определяя уровень эмоционального развития, следует учитывать, что при несформированности или нарушении эмоциональной сферы у детей может возникать комплекс трудностей обучения. Нарушения эмоциональной сферы у детей могут быть результатом как органических изменений со стороны нервной системы, так и нарушения взаимоотношения с близкими и значимыми для ребенка лицами. В любом случае, однако, это приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательной активности. Страдает также способность ребенка правильно оценивать и дифференцировать эмоции других людей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и наказания, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Зачастую нарушения эмоциональной сферы оказываются более критичными для учебы, чем нарушения познавательных процессов. 4. Диагностика уровня творческого развития При обследовании творческого развития ребенка используются два этапа анализа: 1. Анкетирование родителей (блок «Творческое развитие») 2. Углубленное (деятельностное) обследование, для которого необходимы: • набор счетных палочек (кубиков); • 1-3 шнурка; • лист-задание «Квадраты» (рис. 6, прил.4), ручка; • карточка «Рифмы» (рис. 7, прил.4); • карточки «Бабушка и котенок» (рис. 5, прил.4) Результаты ответов (балльные оценки) заносятся в соответствующий блок карты обследования. При ответах на вопросы родители используют балльную систему: 3 балла - полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями; 2 балла - неполное соответствие с указанными утверждениями и не всегда проявляющееся качество или поведение; 1 балл - несоответствие данному утверждению. Результаты ответов (балльные оценки) необходимо заносить в соответствующий блок Карты обследования, отмечая в графе «Наблюдение...» все особенности реакции ребенка, нестандартные ответы и т.п. При оценке результатов деятельности ребенка в ходе углубленного обследования педагог также использует балльную систему Задание 1, 2. 3 балла - задание не вызывает трудности, выполняется самостоятельно. 2 балла - задание выполняется с помощью исследователя (наводящих вопросов, помощи при конструировании). 1 балл - задание не выполняется даже с помощью исследователя. Задание 3. 3 балла - ребенок дорисовывает все фигуры; изображения разнообразны, нет повторов (стереотипов). 2 балла - задание выполнено не полностью (дорисовано не менее 3-х фигур); или дорисованы все фигуры, но есть стереотипные изображения; 1 балл - все изображения одинаковы, или задание не выполнено Задание 4. 3 балла - ребенок легко подбирает рифму (одну или несколько). 2 балла - задание выполнил не полностью (подобрал только одну рифму) 1 балл - задание не выполнено. Задание 5. 3 балла - быстро и легко придумывает окончание рассказа (оценивается умение фантазировать). 2 балла - придумывает окончание рассказа с помощью наводящих вопросов. 1 балл - задание не выполнено. 5. Диагностика уровня когнитивного развития Когнитивное развитие ребенка - это комплексная характеристика развития познавательной сферы ребенка. Обычно в структуру когнитивной деятельности включаются:
Все эти компоненты когнитивного развития являются школьно-значимыми, т.е. от развития познавательных функций (степени сформированности) в значительной мере зависит успешность обучения и эффективность адаптации ребенка в школе Проведение обследования когнитивного развития в ходе диагностики готовности ребенка к школе осуществляется также в два этапа: • анкетирование родителей; • углубленное (деятельностное) обследование. Первый этап Анкетированиепри анализе когнитивного развития включает следующие блоки анкеты: • речевое развитие; • развитие тонкокоординированных движений руки и графических умений; • развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации; • развитие внимания и памяти; • мышление (общее развитие - вербально-логическое и наглядно-образное мышление); • развитие самоорганизации (организации произвольной деятельности). Второй этап 2. Углубленное обследование проводится с использованием необходимых рабочих материалов для диагностики (приложение 4). 2.1. Для оценки речевого развития используются: • картинки «Бабушка и котенок» (рис. 5); • карточка «Найди звук» (рис. 8); • карточка «Составь предложение» (рис. 9); • карточка «Предлоги» (рис. 10). • карточки «Звуки» (рис. 11-13). Задание используется дополнительно, если в ходе обследования у ребенка обнаружено нарушение звукопроизношения 2.2. Для оценки развития моторики и графических умений необходимы: • шнурок; • палочки или кубики; • карточка «Пальчиковые упражнения» (рис. 14) • лист-задание «Срисуй фигуру» (рис. 15) • лист-задание «Кораблик и дорожка» (рис. 16) 2.3. Для оценки развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации необходимо: • карточка «Одинаковые фигуры» (рис. 17); • карточка «Наложенные изображения» (рис.18); • лист-задание «Незаконченный рисунок» (рис. 19); • карточка «Предлоги» (рис. 10); • лист-задание «Срисуй фигуры» (рис. 15) 2.4. Для оценки развития внимания и памяти необходимы: • карточка «Запомни слова» (рис. 20) • лист-задание «Корректурная проба» (рис. 21); • карточка «Повтори предложение» (рис. 22); • две карточки «Запомни предметы» (рис. 23 и 24); • карточка «Графический диктант» (рис. 25) 2.5. При обследовании развития вербального и наглядно-образного мышления (общего развития) используются: • карточки для выделения «Овощи, фрукты, ягоды» и «Одежда» (рис. 26-27); • карточка «Закончи фразы» (рис. 28); • карточка «Найди ошибку художника» (рис.29); • карточка «Разложи геометрические фигуры» (рис. 30); • карточки «Бабушка и котенок» (рис. 5) из блока «Эмоциональное развитие» 2.6. Для оценки самоорганизации (организации деятельности) используются материалы всей методики. Анализ самоорганизации (организации произвольной деятельности) проводится по следующим показателям: 1. Способность ребенка понять инструкцию. 2. Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать. 3. Длительность работы без отвлечений. 4. Умение адекватно оценивать свою работу. 5. Способность принимать помощь. Результаты ответов (балльные оценки) заносятся в соответствующий блок карты обследования. Описание параметров оценки выполнения заданий и определения уровня когнитивного развития ребенка: Первый этап оценки уровня когнитивного развития ребенка – ответы родителей на вопросы анкеты, блок «Когнитивное развитие», при этом используется балльная система. 3 балла - полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями; 2 балла — не полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями; 1 балл — несоответствие данному утверждению. Второй этап оценки результатов деятельности ребенка в ходе углубленного обследования также проводится по балльной системе по всем параметрам когнитивного развития. Если педагог затрудняется в оценке, то можно воспользоваться приведенной в приложении № 4 таблицей «Описание параметров оценки уровня когнитивного развития ребенка». 6. Диагностика состояния здоровья, физического и двигательного развития 6.1. Состояние здоровья Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья детей предшкольного возраста. Одной из задач этого наблюдения является своевременное обнаружение отклонений в физическом развитии ребенка, препятствующих началу регулярных занятий образовательного характера, на основе индивидуальной оценки. Определение степени готовности детей к систематическим учебным занятиям по медицинским критериям проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники. Медицинские критерии включают: 1. Уровень биологического (физического) развития; 2. Состояние здоровья в момент осмотра; 3. Острая заболеваемость за предшествующий год. Углубленное обследование детей в связи с определением готовности к обучению в школе проводится в октябре-ноябре года, предшествующего началу занятий. Углубленный медицинский осмотр проводится педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. Детям, у которых выявлено отставание, по сравнению с возрастными нормами развития, моторики и речи, рекомендуется комплекс мер по их коррекции. Рекомендованные врачом лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются специалистами детской поликлиники. При наличии тяжелых хронических и ряда острых инфекционных заболеваний за последний год, служащих основанием для отсрочки поступления в школу, по усмотрению врачей-специалистов начало систематических учебных занятий для детей предшкольного возраста может быть также отсрочено на 1 год (Определение функциональной готовности детей 6-ти летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. - М., 1985; МР № 11-14/13-6 от 30.04.85). 6.2. Оценка биологического возраста Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие - медленнее, даже находясь в сходных условиях. Даже в одной семье темпы развития детей могут различаться на 1-1,5 года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения. Самый простой способ оценки биологического возраста - по пропорциям тела (филиппинский тест): надо попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой (рис.31. прил.4). 6.3. Тестирование двигательного развитияпроводится по направлениям: оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений, тепинг- тест (максимальная частота движений), статистическая устойчивость (приложение 4). На основании полученных данных по разделам: социальное, личностное, эмоциональной, творческое, когнитивное развитие, состояния здоровья, физического и двигательного развития, составляется заключение о проведенном обследовании, где соотносится показатель ребенка с нормативными показателями и прогнозируется возможный риск дезадаптации и степень ее выраженности (форма заключения – в приложении 4) Проводя диагностику детей готовности к школе, специалист должен строго придерживаться следующих правил: · перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком; · во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям; · различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования; · каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения; · следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития; · непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы; · следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие / трудные, вербальные / невербальные, учебные / игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический); · при предъявлении многозвеньевых инструкций следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья). Основные критерии выбора отдельных методик психологического обследования и их совокупности в целом заключаются в следующем: 1) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе; 2) применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения заданий детьми 5 – 7 лет; 3) обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей старшего дошкольного возраста. С учетом указанных критериев исследователями института коррекционной педагогики РАО пол руководством академика РАО Н.Н. Малофеева разработана Программа диагностики психологической готовности к школе, включающая 5 блоков: 1. Диагностика пространственного восприятия. 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности. 3. Диагностика умственного развития. 4. Диагностика общей осведомленности и развития речи. 5. Диагностика сформированности учебной мотивации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |