Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическое обследование ребенка на ПМПК



2018-07-06 6316 Обсуждений (0)
Психологическое обследование ребенка на ПМПК 4.50 из 5.00 4 оценки




Психологическое обследование - составная часть комплексного клинико – психолого – педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде положений, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др.).

Основная цель психодиагностического обследования ребенка с проблемами в развитии – выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно – двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная и т.д.). Прежде чем приступить к обследованию ребенка, психолог должен ознакомиться с представленными материалами специалистов (педагогическим, логопедическим и медицинским).

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования (нпр, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии или отставании от возрастной нормы).

- важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании – от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

- подбор экспериментальных задач осуществляется на основе принципа целостности, т.к. развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга;

- при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения – это дает возможность оценить уровень актуального и ближайшего развития;

- задания должны подбираться с учетом возраста, их выполнение должно быть доступным и интересным для ребенка;

- содержание заданий не должно вызывать негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ребенком;

- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

- дозировать количество методик с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, чтобы не было психического истощения; продумать порядок предъявления заданий (некоторые исследователи – А. Анастази, В. М. Блейхер и др. – считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности; другие – И. А. Коробейников – чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.)

- анализ полученных данных должен быть качественно – количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки – позволяют определить степень выраженности того или иного качественного показателя.

При организации проведения процедуры необходим учет следующих требований:

1. Наличие специального помещения, оборудованного для индивидуальной работы. Желательно, чтоб в комнате не было обстановки или какого – либо оборудования, которые могут отвлечь или напугать ребенка (яркие плакаты, стеклянные шкафы с инструментами и т.п.)

2. Обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится исследование, установление достаточного контакта с психологом перед проведением исследования.

3. Обследование ребенка проводится в ведущем для ребенка виде деятельности; ребенок во время исследования имеет право находиться в любой позе (это также диагностично): на полу, лежа, сидя на коленях матери, за столом. При проведении обследования за столом лучше, чтобы психолог находился не через стол от психолога (принцип избегания позиции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку. При обследовании желательно присутствие одного из родителей (матери), а при обследовании на ПМПК – присутствие матери обязательно.

4. Категорически не допускаются какие – либо комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. Психолог также должен предупредить родителей, чтобы они не высказывали критические замечания по поводу неуспеха ребенка, а в случае оценочных характеристик со стороны родителей («неумеха» и т.п.) – корректно их пресекать.

5. Обследование лучше начать с заведомо легких для ребенка заданий. Если ребенок допускает ошибки – ему оказывается дозированная помощь, предусмотренная в данном задании. В случае выполнения любого задания нужны подкрепления короткими фразами «молодец», «у тебя хорошо получается». Возможны короткие поощрения со стороны родителей.

6. Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому. Можно лишь сказать: «Мама нам не может помочь». Если родители особо мешают, то можно предложить поговорить без них («Давай поработаем без мамы»), но это только в возрасте от 8-ми и старше лет.

7. Поведение родителей является также диагностичным. Психологу необходимо критично относится к замечаниям типа: «Это он все знает, дома все получается, это только здесь не получается».

8. Если ребенок по каким – то причинам отказывается выполнять задания, плохо себя ведет, то необходимо выяснить причины такого поведения и пригласить на обследование через несколько дней. За эти несколько дней должна привестись работа по мотивации ребенка на сотрудничество и выполнение заданий.

Все результаты фиксируются в протоколе: время выполнения заданий, ошибки, оказываемая помощь, ее эффективность.

Итогом является составление заключения. Спецификой анализ результатов психологического обследования является динамическое прослеживание и оценка изменения той или иной функции (в первую очередь, внимания, слухоречевой памяти, вербальной активности и т.п.) в процессе всего исследования. Характерной особенностью такой оценки является учет изменений отдельных функций в их взаимосвязи как с общим фоном активности и работоспособности ребенка, так и с другими функциями и характеристиками его деятельности (пресыщаемость на фоне утомления, потеря интереса при усложнении задания, и т.п.) на различных этапах обследования. Таким образом, предметом анализа является не только определение базовых показателей развития ребенка, но и интегративная оценка динамических изменений различных функций.

Заключение лучше готовить в 2 этапа:

1 – психолог обрабатывает результаты выполнения заданий и приходит к определенным выводам об особенностях познавательной, речевой, эмоциональной сферы, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть оказана;

2 – оформление полученных данных в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила:

- обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей: в 1 части – указываются причины обследования, цель, особенности поведения ребенка во время проведения исследования. Отмечаются мотивация, особенности контакта, способ взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особо отмечается способность использовать помощь, виды помощи, отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения, характер высказываний ребенка. Во 2 части – анализ полученных результатов диагностики в зависимости от задач исследования. В 3 части – вывод о структуре нарушений психики, отмечаются как выявленные нарушения психики и их соотношение, так и сохранные стороны, потенциальные возможности.

Заключение заканчивается формулировкой рекомендаций по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно – развивающего процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

В конце указываются даты обследования и написания заключения, фамилия психолога, проводившего обследование.

Заключение может быть написано либо в свобод­ной форме, либо по предлагаемой ниже схеме (Семаго М.М., Семаго Н.Я.).

Общая струк­тура психологического заключенияможет включать следую­щие разделы: общая часть и итоговая часть заключения.

 

Общая часть заключения

1. Основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования; здесь же можно привести тип образовательной программы и форму, по которой он обучается).

2. Основные жалобы и претензии со стороны родителей, педаго­гов, других лиц.

3. Рекомендуемый раздел, посвященный наиболее важным анам­нестическим данным. Если речь идет о каком-либо виде дефицитарного или поврежденного развития (нарушение слуха, зре­ния, опорно-двигательного аппарата или какая-либо верифици­рованная черепно-мозговая или иная травма), это обязательно должно быть упомянуто в заключении.

4. Специфика внешнего вида и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагиро­вания, общая мотивация, отношение как к процедуре обследо­вания, так и к результатам собственной деятельности (критич­ность ребенка и его адекватность).

5. Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.

6. Подробная оценка операциональных характеристик деятельно­сти ребенка в различные моменты обследования (в том числе и их динамический аспект) с выходом на уровневую констатацию психической активности, работоспособности и темповых харак­теристик деятельности.

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы (в том числе таких психических функций, как память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных резуль­татов выполнения тех или иных заданий, методик (как качествен­ных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформирован­ности системы пространственных представлений.

8. Результирующая характеристика уровня интеллектуального раз­вития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мо­тивации, темпа деятельности и т.п.).

9. Специфические характеристики аффективной, эмоционально- личностной сферы, включая межличностные отношения и (по мере возможности) их соотнесение с профилем уровней базовой аффективной регуляции (по О.С. Никольской).

Итоговая часть заключения

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общая часть заключения ориенти­рована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, админи­страцию образовательного учреждения). Те, кто имеет непос­редственный контакт с ребенком, должны иметь представле­ние о трудностях и особенностях развития ребенка, что, в свою очередь, позволит подобрать адекватные методы помо­щи ребенку в рамках коррекционного обучения — особые фор­мы организации обучения, в том числе возможности индиви­дуализированного подхода, особенности организации дидак­тической среды и т.п.

Итоговая часть заключения (психологический диагноз, вероятностный прогноз дальнейшего развития и рекоменда ции по сопровождению ребенка в образовательном пространстве) адресована, скорее, профильным специалистам - логопеду, дефектологу, врачам, непосредственно психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.

Психологическое обследование на ПМПК проводится с помощью базового диагностического набора для психологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В приложении 2 представлен перечень методик для каждого возрастного периода. Рассмотрим основные методики, входящие в диагностические комплексы.

1. Методика «Доски Сегена» входит в набор обследования ребенка дошкольного возраста. Разработана Э. Сегеном и направлена на исследование особенностей моторики, выявление способности ребенка к дифференциации форм. В комплект входит пять досок: первая доска представлена 10 разными цельными фигурами (круг, квадрат, овал и т.д.), вторая доска – две фигуры, каждая из которых из двух частей; третья – две фигуры из четырех и шести частей; в четвертой доске пять фигур из двух и трех частей и пятая доска представлена четырьмя фигурами из двух и четырех частей. Ребенку показывают доску с вложенными в нее фигурками, потом переворачивают так, чтобы фигурки выпали на стол. После перемешивания исследователь просит испытуемого вложить фигурки в соответствующие гнездышки. Вначале экспериментатор может сам выполнить 2-3 вставки. Методика используется в работе с детьми с 3,5-4 лет. Все данные заносятся в протокол, состоящий из четырех рублик: № доски, характер действий испытуемого, вид оказываемой помощи, время выполнения задания.

2. «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена» (методика описана выше в характеристике тестов интеллекта).

3. Методика «Классификация предметов» (детский вариант). Детский вариант, предложенный А.М.Шуберт и А.Я.Ивановой, включает разные по сложности обобщения и предполагает дозированное оказание помощи. Суть задания – распределить все карточки на группы и каждой группе дать обобщенное название: люди, животные, вещи, растения.

Необходимы следующие карточки из стандартного набора предметной классификации: 1-моряк, 2-свинья, 3-платье, 4-ландыш, 5-лиса, 6-куртка, 7-мак, 8-убощица, 9-голубь, 10-яблоко, 11-книги, 12-бабочка, 13-ребенок, 14-дерево, 15-кастрюля. Номера карточек соответствуют порядку их предъявления.

Работа условно делится на три этапа:

Первый этап – перед ребенком на стол раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот – лиса. Куда ее нужно положить? К какой? К этой? Или к той?»

а) если ребенок объединяет предметы по конкретно – ситуативному или случайному признаку, то ему дается обучающий урок: взрослый сам укладывает карточку, объясняет, почему он ее туда положил и дает название собранной группе (животные), в последующем требуя обобщенные названия для других групп;

б) если ребенок собирает группу правильно, но при объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, то исследователь дает верное объяснение или название;

в) если при предъявлении следующей карточки (куртки) ребенок опять кладет ее не туда, куда следует, целесообразна следующая помощь – уточняющий вопрос: «Может быть лучше положить ее в другое место? Подумай, куда ее лучше положить?» Если этот прием не помогает, то: «Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что?» (показывая на куртку и платье).

В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Если помощь такого рода оказывается неэффективной, дается полный обучающий урок (группа, название, объяснение). Все виды помощи необходимо строго дозировать и четко фиксировать в протоколе.

Второй этап – предъявляется карточка «яблоко». Ребенка предупреждают, что название уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу обучающего эксперимента, помимо дозированной помощи в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая исследователем. Цель – проверка усвоения ребенком более общего понятия и применения его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппирована вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Педагог вмешивается в работу ребенка в указанном выше порядке.

Третий этап – начинается с последних четырех картинок (12-15). На этом этапе допустима лишь «уточняющая помощь» (т.е. уточнение словесных формулировок), т.к. именно здесь и выявляются окончательные результаты обучаемости ребенка на материале данной методике.

Примечание: оказание помощи в полном объеме требуется детям, вызывающим сомнение в интеллектуальной полноценности. Помощь здоровым детям ограничивается в основном подсказками в названии собранных групп, мягкой коррекции ситуативных связей, полным обучающим уроком на группе «вещи». В протокол вносятся следующие показатели: действия экспериментатора, действия испытуемого, объяснения испытуемого.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предлагают детский и стандартный вариант методики «Классификация предметов».

Детский вариант методики «Классификация предметов» используется в работе с детьми от 3 до 8-9 лет и предназначен для выявления актуального уровня развития понятийного мышления. Детский вариант представляет набор специально подобранных цветных реалистических изображений:

1 серия - 25 карточек размером 5х5 см для детей от 3 до 5 лет;

2 серия – 32 карточки размером 7х7 см для детей от 5 до 8 лет.

Карточки в случайном порядке раскладываются на столе перед ребенком. Желательно, чтобы карточки, имеющие схожие признаки (например, одинакового цвета или формы), не лежали рядом друг с другом.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, все ли тебе тут знакомо?» При отрицательном ответе – незнакомые картинки обсуждаются. При положительном – обсуждать или называть картинки не следует. После этого берется первая стимульная карточка, обладающая каким-либо явно выраженным признаком, которая, в то же время может быть отнесена и к определенному понятийному полю «более высокого уровня».

Продолжение инструкции: «Из всех, лежащих перед тобой картинок подбери подходящую (выделяется интонацией) вот к этой». Если ребенок не решается начать выбирать что-либо, ему оказывается стимулирующая помощь и говориться, что все, что он выберет, будет правильно. В начале работы от ребенка не требуется объяснение причины подбора. Ребенок просто подбирает к первой стимульной карточке все подходящее (одну, две, три и т.д.). Не имеет смысла останавливать ребенка, если специалист «улавливает» принцип, по которому ребенок подбирает изображения. Однако, если и после подбора к другим изображениям психологу не ясен принцип подбора ребенком изображений допустимо спросить, почему эти картинки являются подходящими к изображению – стимулу. После каждого такого выбора карточки снова раскладываются на столе, и процедура повторяется со следующим изображением – стимулом в соответствии с гипотезой психолога, касающейся ведущего классификационного признака, который используется ребенком для подбора. Например, если возникает ощущение, что ребенок подбирает картинки в соответствии с формой изображенного на карточке-стимуле объекта, то для подтверждения этой гипотезы логично при подборе следующей карточки-стимула предложить изображение с явной «провокацией» какой- либо формы.

Выбираемые ребенком карточки кладутся отдельно картинкой вниз, в то время как карточка- стимул должна быть видна ребенку все время.

Далее, в зависимости от того, какой из признаков выбирается ребенком в качестве смыслообразующего (вербальная оценка этого объединения в этот момент не производится), выбирается следующая карточка – стимул.

Процедура повторяется 3-5 раз до тех пор, пока не станет понятен принцип выбора ребенка (какой признак является ведущим актуальным в познавательной деятельности ребенка). При подборе к третьей и последующей карточке – стимулу ребенка можно спросить, почему он считает эти изображения (картинки) подходящими друг другу, почему он объединил их вместе.

Все выборы ребенка, его объяснения, эмоциональные реакции, характер работы фиксируются в протоколе.

После завершения работы (в среднем методика занимает 7-12 минут) в любом случае дается позитивная оценка результатов деятельности ребенка.

Стандартный вариант «Предметной классификации», используемый в работе с детьми 9-12 лет, был модифицирован Л.С. Выготским и Б.В.Зейгарник. Основной целью является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценки их специфики и уровня сформированности. Также решается задача анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, исследование особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций на достижения и неудачи.

Стандартный тестовый набор методики состоит из 70 карточек (34 цветных изображений и 36- черно-белых). На карточках приведены предметные изображения, предполагающие категориальную классификацию по группам: овощи- фрукты, одежда, животные, насекомые, рыбы, люди, растения, посуда, мебель, транспорт, измерительные приборы и т.п.

Исследование состоит из предварительного и трех основных этапов.

Предварительный этап предполагает формирование мотивации на задание (в зависимости от состояния и особенностей ребенка может проводиться по-разному). Далее необходимо тщательно перемешать все карточки, чтобы они находились в случайном порядке. Ребенку показывают колоду, раскладывая первые карточки (4-5 штук) на столе и обращая внимание ребенка на то, что все изображения различные. Затем ребенку подается вся колода изображениями вверх, после чего начинается 1-ый этап исследования.

Инструкция первого этапа: «Разложи карточки, складывая подходящие вместе – что к чему подходит». При этом названия групп и их количество не указывается. Если ребенок начинает задавать вопросы, как раскладывать, то имеет смысл ответить: «Ты начни, потом увидишь сам, как надо». На первом этапе ребенок сам раскладывает карточки и группирует их в соответствии со своими представлениями. В протоколе важно отметить: как ребенок ориентируется в новом задании, сам ли он понял задачу, какое количество стимулирующей или организующей помощи ему необходимо (обучающая помощь в данном варианте не предусматривается); объединяет ли он предметы по группам или раскладывает карточки подряд на столе. Необходимо проследить, чтобы ребенок не выбирал из колоды карточки, а выкладывал их все подряд.

Второй этап. После того, как выложены первые 8-10 карточек и самостоятельно образованы группы, ребенка приостанавливают положительной оценкой «хорошо, молодец». При этом не оценивается, что было сделано и правильно ли собраны группы, а лишь предлагается для групп, которые были сделаны дать «общее» для всех картинок слово, название. Этим начинается второй этап.

Инструкция второго этапа: «Продолжай раскладывать, как ты это делал. Разложи все карточки по группам и каждой группе дай свое название – общее для всех картинок». Если ребенок спрашивает, как собирать группы, необходимо ответить: «Как тебе самому хочется».

На протяжении всего этого этапа задаются уточняющие вопросы по поводу той или иной группы или карточки. В протоколе отмечаются как исправления («перекладывания» карточек из одной группы в другую), так и изменения названий групп в процессе их формирования.

В завершение этапа ребенок должен дать название каждой из выделенных им групп и объяснил свои обобщения. Если какая-то из групп собрана «специфично», с точки зрения специалиста, не стоит заострять на ней свое внимание. Можно спросить ребенка об 1-2 адекватно собранных группах и затем, не меняя тона, о той группе, в которой имеет место данная «специфичная» раскладка.

Второй этап считается законченным, когда все картинки отнесены к тем или иным группам и всем группам даны соответствующие названия.

На третьем этапе ребенку предлагается объединить выделенные группы между собой так, чтобы этим новым укрепленным группам можно было дать общее для всех картинок название: «Раньше ты складывал карточку с карточкой. А теперь нужно объединять группу с группой так, чтобы групп стало меньше. Но так, чтобы каждой такой новой группе можно было дать общее название, как раньше».

Возможность образования более крупных групп свидетельствует о более высокой степени сформированности обобщающих операций.

По мере того, как ребенок производит объединение групп, специалист задает уточняющие вопросы по поводу новых групп.

В протоколе отмечаются все группировки: адекватные (понятийные) и своеобразные, специфичные; отношение испытуемого у обнаруженной особенности группировки.

Анализируемые показатели: критичность и адекватность выполнения; уровень доступности задания; уровень развития обобщений; наличие специфики мыслительной деятельности (разноплановость мышления, опора на несущественные, латентные признаки, непоследовательность суждений, склонность к излишней детализации, инертность мышления); объем необходимой помощи; характер деятельности ребенка.

В заключение описания методики следует отметить, что нежелательно использовать в процедуре исследования карточки «кустарного» производства и в обязательном порядке учитывать социокультурный уровень среды, в которой воспитывается и развивается ребенок.

4. Методика исследования способности формирования понятий (методика Выготского- Сахарова).

Стимульным материалом служат фигуры Выготского- Сахарова: 25 объемных фигур, отличающихся между собой различными признаками (цвет, форма, величина, высота). Все фигуры располагаются на столе, недалеко друг от друга так, чтобы полностью находиться в поле зрения ребенка.

Первый этап. Психолог должен обратить внимание ребенка на фигуры: «Посмотри, здесь лежат фигурки. Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку». В этот момент психолог берет в руку и обращает внимание ребенка на первую фигурку-эталон (удобнее начинать работать с любой фигуры круглой формы. Например, можно взять большой синий или маленький синий плоский круги). Далее – продолжение инструкции: «Поищи среди всех фигур (рукой обводятся все фигуры, оставшиеся на столе), подходящие к этой (показывается фигура-эталон). Выбери их».

Если ребенок не понимает инструкции, дается разъяснение: «Надо выбрать такие, которые к ней подходят». При этом психолог не должен называть ни одного из признаков фигуры-эталона (т.е. цвет, форму, величину, высоту) и на первом этапе не обсуждает с ребенком причину выбора тех или иных фигур, как подходящих к фигуре-эталону. Все выборы ребенка, его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола.

Второй этап. Специалист берет из оставшихся фигур вторую фигуру-эталон и обращает на нее внимание ребенка. Вторая выбираемая фигура должна быть иной по цвету и по форме, чтобы не провоцировать инертный выбор признака ребенком. Такой фигурой может быть, например, красный маленький высокий треугольник. Инструкция: «А теперь подбери подходящие к этой фигуре. Выбери, или покажи, какие к ней подходят». На этом этапе также не обсуждается стратегия выбора ребенка, но все его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола.

Третий этап. Психолог выбирает и показывает ребенку третью фигуру-эталон, принцип ее выбора психологом остается прежним – это должна быть фигура, отличающаяся от предыдущих и по форме, и по цвету.

После выбора ребенком подходящих, по его мнению, фигур к третьему эталону, психолог может спросить у него, почему он считает выбранные фигуры подходящими к эталону. При этом, каковы бы ни были выборы ребенка на 1-м, 2-м или 3-м этапах, дается положительная оценка его работы, а специалист делает вывод, какой из абстрактных признаков является для ребенка обобщающим (системообразующим). Если ребенок инертно фиксируется на каком-либо признаке, например, цвете, а по возрасту ему «положено» уже подбирать фигуры, опираясь на признак формы, то можно предложить некоторую помощь. Для этого необходимо не меняя фигуры-эталона, положить все выбранные ребенком на предыдущем этапе фигуры в случайном порядке на стол, вновь обратить внимание ребенка на фигуру-эталон и попросить его подобрать подходящие фигуры, но «по другому, не так, как раньше». При этом ни в коем случае не называть признаки фигур (цвет, форму, высоту), которые были для ребенка классификационными (в нашем примере - цвет), или которые ожидаются, как классификационные. Такой вид помощи, по сути, не является обучающим, но может «сбить» инертность выборов ребенка.

Четвертый этап. Проводится лишь в случае, когда необходимо уточнить, какой же все-таки абстрактный признак является для ребенка ведущим (обобщающим). Этот этап проводится в том случае, если на предыдущих этапах не выявился какой-либо четко очерченный признак, используемый ребенком для операций обобщения. В качестве фигуры-стимула на этом этапе может использоваться любая из фигур методики в зависимости от тех результатов, котрые предъявлял ребенок в процессе работы с материалами. Проведение четвертого этапа аналогично проведению третьего этапа.

Анализ результатов. В возрасте от 4-5 лет нормативным качественным параметром выбора ребенка является признак полной формы (например, квадратное, треугольники и т.п.). От 5-6 лет основным признаком для объединения предметов является уже не только полные формы, но также и полуформы (усеченные формы). Например, к эталонному изображению маленького красного треугольника будут выбираться не только различные треугольники, но и трапеции всех видов и цветов. Ближе к 7-ми годам мышление ребенка становится более отвлеченным. К этому возрасту «отступают» такие наглядные признаки, как цвет и форма и ребенок способен уже к обобщению по «менее заметным» для восприятия признакам, таким как высота, площадь фигуры (ее величина). В этом возрасте он уже с самого начала в состоянии спросить психолога, по какому признаку надо выбирать фигуры.

5. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана).

Методика разработана В.М.Коганом для исследования особенностей работоспособности, выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Для детей эта методика была адаптирована Э.А. Коробковой.

Стимульный материал представляют собой набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм); таблицу с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали 5 соответствующих форм.

В данном варианте методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5-9 лет.

Работа проводится в четыре этапа (для детей со сформированным автоматизированным прямым числовым рядом до 30) и в три этапа для детей, не владеющих в необходимой степени порядковым счетом.

Первый этап. Ребенку подается весь набор карточек, сложенных в случайном порядке и его просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол: «Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек?» Регистрируется время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек и имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола. В случае, когда ребенок не владеет порядковым счетом, этот этап не проводится и в дальнейшем (на следующих этапах) пересчет карточек не осуществляется.

После каждого этапа карточки должны быть тщательно перемешаны и сложены стопкой в случайном порядке.

Второй этап – ребенку вновь подается стопка карточек, сложенных в случайном порядке.

«А теперь снова пересчитай карточки и, одновременно, раскладывай все карточки подряд в кучки по цвету – одинаковые с одинаковыми». Во время работы психолог должен отслеживать, чтобы карточки раскладывались подряд одна за другой из стопки, и ребенок не выбирал бы их по необходимому на данном этапе признаку. Это условие должно соблюдаться на каждом этапе. При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится.

Для детей, не владеющих автоматизированным счетом, инструкция представляет собой усеченный вариант: «Вот карточки. Начни их раскладывать все подряд в кучки по цвету - одинаковые с одинаковыми». И в данном случае при непонимании инструкции психолог ее повторяет или разъясняет, но не проводит обучение. В протоколе регистрируется время, потраченное на пересчет карточек и особенности раскладки по цвету, допускаемые ребенком ошибки.

Третий этап. Ребенку подается стопка предварительно сложенных в случайном порядке карточек. Инструкция: «А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми». При незнании ребенком понятия «форма» ребенку в доступном виде на конкретных примерах объясняется, что такое форма. Инструкция повторяется, а в протоколе регистрируется вид помощи и особенности восприятия ребенком объясняемых понятий. Далее регистрируется время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек в кучки по форме, виды допускаемых ошибок, их количество. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

Четвертый этап. На этом этапе проводится раскладка карточек по таблице с одновременным порядковым пересчетом всех карточек подряд. Инструкция: «Перед тобой лежит эта таблица. На ней для каждой карточки есть только одно место» (в этот момент психолог проводит рукой по пустым клеткам таблицы). «Посмотри на нее и скажи, где должен лежать красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя фигура, ближе к середине таблицы). Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Начни раскладывать подряд фигурки по таблице. Одновременно пересчитывай их, как пересчитывал».

Для детей среднего дошкольного возраста иногда необходима более развернутая помощь, когда ребенку требуется более образный вид инструкции: «Посмотри – это как домик. В нем пять этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета»» (психолог проводит рукой по «черному этажу»). «На втором этаже живут все зеленые фигурки, на третьем – синие и т.д. А это – подъезды. В этом подъезде живут все кружочки» (в этот момент психолог пальцем проводит вертикально там, где должны находиться все кружки). «У каждой фигурки есть свой домик – квадратик. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник» (или любая другая по усмотрению исследователя фигура, ближе к середине таблицы).

Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

Далее регистрируется время, затрачиваемое ребенком на пересчет (если ребенок владеет прямым счетом) и раскладку карточек, допускаемые ошибки.

Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и раскладывает одну- две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). после этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить из самостоятельно. Если и в этом случае ребенок не понял, можно повторить обучение. Если выполнение задания ребенком невозможно и после подобного повторного разъяснения, работа на этом прекращается. Все виды помощи, имеющиеся ошибки, затраченное время фиксируются в протоколе.

В случае невозможности деятельности ребенка на каком-либо из этапов (например, в случае выраженных нарушений работоспособности, грубой несформированности познавательной деятельности и т.п.) проведение исследования может быть прервано на любом этапе работы.

6. Методика «Разрезные фигуры». Методика представляет собой четыре комплекта рисунков, каждый из кото­рых состоит из трех одинаковых изображений. В качестве изображений взя­ты цветные изображения: мяч, каст­рюля, варежка, пальто. В этих изображениях дополнительным ориентиром является цвет фона.

Каждое из эталонных и



2018-07-06 6316 Обсуждений (0)
Психологическое обследование ребенка на ПМПК 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Психологическое обследование ребенка на ПМПК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)