Распределение семейных ролей
Супруги имеют одинаковые права и обязанности: совместно воспитывают детей, по согласию друг с другом решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места проживания. Права и обязанности супругов закреплены в семейном кодексе. Самыми распространёнными факторами успеха или неудачи супружества являются личные качества супругов и их умение решать возможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. Для сохранения только что созданной семьи молодожёны должны взаимодействовать, строить и укреплять взаимоотношения. С созданием семьи у каждого из супругов появляется своя роль в семье. Роль - это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Приведём классификацию основных ролей в семье по Ю.Е. Алёшиной: -Ответственный за материальное обеспечение семьи; -Хозяин - хозяйка; -Ответственный по уходу за младенцем; -Воспитатель; -Сексуальный партнёр; -Организатор развлечений; -Организатор семейной субкультуры; -Ответственный за поддержание родственных связей; -«Психотерапевт». [1, c.112-113]. Следует отметить, говоря о психологических ролях семьи, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Предположим, что на протяжении семейной жизни, роли супругов могут меняться друг с другом в зависимости от жизненных обстоятельств, ситуаций, обстановки. Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Традиционные роли предполагают со стороны жены: рождение и воспитание детей; создание и поддержание дома; обслуживание семьи; преданное подчинение собственных интересов интересам мужа; приспособленность к зависимости; терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа: преданность матери своих детей; экономическая безопасность и защита семьи; поддержание семейной власти и контроля; принятие основных решений; эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости; обеспечение алиментов при разводе. Товарищеские роли требуют от жены: сохранения внешней привлекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа; поддержания полезных для мужа социальных контактов; живого и интересного духовного общения с мужем и гостями; обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки; От мужа: восхищения женой; «рыцарского» отношение к ней; ответной романтической любви и нежности; обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов; проведения досуга с женой; роли партнеров требуют и от мужа, и от жены: экономического вклада в семью в соответствии с заработком; общей ответственности за детей; участия в домашней работе; распределение правовой ответственности. Но, помимо общего, от жены еще требуется: готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны); равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи; А от мужа - принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений. И. В. Гребенников выделяет три типа распределения семейных ролей: 1. Централистский (или авторитарный) — во главе один из супругов, решающий основные вопросы в семье. 2. Автономный — муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга. 3. Демократический — управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере. [2, c. 67]. Молодые супруги представляют свое взаимодействие следующим образом: при принятии решений 83 % опрошенных считают, что супруги должны договариваться друг с другом; 14 % думают, что каждый должен отвечать за свою сферу в семье, а 11 % возлагают принятие решений на мужа. При распределении обязанностей 58 % опрошенных считают, что оба супруга должны и работать, и вести хозяйство; 29 % считают, что жена может по желанию работать, но большую часть дел по хозяйству должна взять на себя, добавляя, что при этом не исключается активная помощь мужа; 11 % считают, что работать должен муж, а жена должна заниматься домашним хозяйством [2, c. 75]. Предположение о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между супругами, в то время как сам характер распределения ролей (традиционный или эгалитарный) не связан с удовлетворенностью браком: главное - принимают ли его оба супруга. Например, в сельских семьях распределение бытовых и хозяйственных обязанностей традиционное, при этом при хорошей сработанности и общности понимания главных и второстепенных хозяйственных задач между супругами удовлетворенность браком высокая. Распределение семейных ролей оказывает значительное влияние на характер социализации детей, на модели отношений родителей с детьми и на используемые родителями воспитательные стратегии. Патриархальная модель распределения семейных ролей предполагает главенство отца; матери при этом отводится функция воспитания детей. Современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения. Следует отметить весьма заметные поколенческие различия в распространении патриархальной и современной ролевой структуры семьи: представители более молодых поколений заметно чаще воспитывались в семьях с эгалитарным распределением семейной власти между родителями и с равноправным участием обоих супругов в воспитательном процессе, чем респонденты старших возрастных групп. При этом нормативные представления граждан, т. е. их представления о том, как должны распределяться роли супругов в семье, отличает широкое распространение эгалитаристских установок. Следует отметить, что идею равноправных взаимоотношений родителей заметно чаще поддерживают те, кто сам воспитывался в семье с эгалитарным распределением власти между родителями.
Заключение
В отечественной психологии, термин «молодая семья» понимается достаточно расширенно — он включает в себя «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. Сегодня в обществе ощущается острая потребность в гармонизации человеческих отношений, и реализация их начинается в семье, среди своих близких. Чувства, настроения, воля супругов активно влияют на достижение семейной гармонии. Брачно-семейная адаптация – процесс взаимной адаптации, происходящий между супругами в течение нескольких лет после заключения брака. Этот процесс многофункционален и многоаспектен, так как включает в себя адаптацию: к брачным ролям, новым обязанностям, новому укладу жизни; к характеру, темпераменту и другим индивидуальным психологическим особенностям партнера; к системе ценностей партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера; сексуальную адаптацию. С созданием семьи у каждого из супругов появляется своя роль в семье. Роль - это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Существует три вида распределения ролей в семье: централистский (или авторитарный) — во главе один из супругов, решающий основные вопросы в семье; автономный — муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга; демократический — управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере. Современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения. Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни / Ю.Е. Алешина - М., 2005 - 250 с. 2. Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни / И.Ф. Гребенников - М.: Просвещение, 1991. – 511 c. 3. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Психология семьи: Хрестоматия./ Т.А.Гурко. - М.: Бахрах, 2008. - С. 486-487. 4. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев - М., 1988 – 465 с. 5. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Ю.В. Филиппова - Ярославль: Институт «Открытое Общество», 2003 - 103 стр.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4041)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |